РАЗЪЯСНЕНИЕ СОВЕТА УЛЕМОВ ДУХОВНОГО СОБРАНИЯ МУСУЛЬМАН РОССИИ ПО ПРАВИЛАМ И ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА КУРБАН-БАЙРАМ 2020 ГОДА

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Приближается праздник Курбан-Байрам (Ид аль-Адха)  – один из двух самых знаменательных дней в Исламе. Самым важным действием в этот день является совершение жертвоприношения – забой животного ради довольства Аллаха, которое совершается в память о жертвоприношении нашего отца Ибрахима (мир ему), совершение праздничного намаза гаед-намаза, посещение кладбищ, приглашение домой гостей и угощение близких, раздача милостыни. В связи с продолжающейся угрозой распространения по миру коронавирусной инфекции (Covid-19), стало необходимым издания разъяснения Совета улемов ДСМР о введенных некоторых ограничениях, касающихся проведения массовых мероприятий.

Согласно решения Совета улемов Централизованной религиозной организации Духовное собрание мусульман России (на онлайн конференции с участием муфтиев-глав более 16 мусульманских централизованных религиозных организаций и 10 региональных местных приходов представляющих ДСМР ) Президиум постановил:

  1. 1-й день месяца Зуль-хиджа 1441 года по хиджре наступил с заходом солнца 21 июля 2020 г.

День Арафа — 9-й день месяца Зуль-хиджа – будет 30 июля.

Курбан-байрам (Айд аль Адха) 10-й день месяца Зуль-хиджа и праздник Курбан-байрам наступят 31 июля.

Дни Ат-Ташрик — 11, 12, 13-е дни месяца Зуль-хиджа — 1, 2, 3 августа. Такбир-ташрик произносят после каждого фарз-намаза начиная с утреннего намаза дня Арафа до аср намаза четвертого дня праздника, (всего 23 раза)

اللهُ أَكْبَرُ اللهُ أَكْبَرُ لَا إلَهَ إلَّا اللهُ وَاَللهُ أَكْبَرُ اللهُ أَكْبَرُ وَللهِ الْحَمْدُ “Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илляллаху валлаху акбар. Аллаху акбар ва лилляхиль хамд”.

  1. Руководителям централизованных и местных мусульманских религиозных организаций в составе ЦРО Духовного собрания мусульман России, учитывая санитарно-эпидемиологическую обстановку, предписывается согласовывать все свои действия и предложения по проведению праздничных, массовых мероприятий, связанных с Курбан-Байрам 2020 года, с местными органами власти и службами Роспотребнадзора.
  2. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, а также Указами Мэра Москвы от 8 июня 2020 года №68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с режимом повышенной готовности» (приложение №1) и от 9 июля 2020 года №77-УМ «О внесений изменений в Указ Мэра от 8 июня 2020 года №68-УМ», в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (Covid-19), письмам Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы за №08-33358/20 от 17 июля 2020 года, Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы за №21-11-253/20 от 22 июля, сохраняются ограничения в отношении проведения публичных массовых мероприятий. Соответственно, праздничная молитва Курбан-Байрам 2020 года в Москве будет проводиться только в помещениях мечетей и молельных домов и иных объектах структурных подразделений муфтиятов с разрешением на религиозную деятельность.

В регионах с острой эпидемиологической обстановкой убедительно рекомендуется воздержаться от посещения массовых мероприятий с проведением праздничного намаза, рекомендуется имамам махялля-приходов провести информационную работу с мусульманами о важности совершения  нафиля-намаза и дополнительных молитв дома,  а также организацию угощений за праздничным столом в кругу семьи.

  1. В связи с исключением провоза (прогона) живых жертвенных животных, их физическая купля-продажа и забой в городской черте, согласно действующего законодательства и решения мусульманских религиозных организаций, централизованным и местным религиозным организациям организовать в согласовании с органами власти и санитарных служб соответствующих регионов, специализированные места забоя жертвенного скота. Обеспечить информирование верующих и организацию забоя жертвенных животных, заказа мяса жертвенного животного, его доставки на дом или раздачу на благотворительность.
  2. Правила жертвоприношения:

Жертвоприношение (удхия) — это забой соответствующих животных в дни праздника ‛Ид аль-Адха (Курбан-байрам) с целью поклонения Аллаху Всевышнему. Аллах Всевышний сказал:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Коран, 108:2)

قُلْ إِنَّ صَلاَتِى وَنُسُكِى وَمَحْيَاىَ وَمَمَاتِى للَّهِ رَبِّ الْعَـلَمِينَ * لاَ شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَاْ أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ

«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (нусук) посвящены Аллаху, моя жизнь и моя смерть принадлежат Ему, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман»» (Коран, 6:162-163).

  1. Заклание (удхия) одной овцы или козы считается действительным от имени самого человека, приносящего жертву, его семьи и за мусульман, которых он упоминает во время заклания.

Абу Аюб аль-Ансари (да будет им доволен Аллах) сказал:

كان الرجل في عهد النبي صلى الله عليه وسلّم يضحي بالشاة عنه وعن أهل بيته، فيأكلون ويطعمون

«Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) человек приносил в жертву овцу за себя и свою семью, затем они ели это и кормили людей»

Если человек приносит в жертву барана или козу, или одну седьмую часть коровы или верблюда, за себя и за свою семью, то это объемлет всех членов его семьи, которых он включил в своё намерение, как живых, так и умерших.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал жертвоприношение (удхия), и его сподвижники поступали так же. Пророк сообщил нам, что жертвоприношение — это сунна мусульман, т.е. их путь и традиция, поэтому все богословы едины в том, что данное действие является одним из установлений Шариата. Однако они разошлись во мнениях: является ли жертвоприношение (удхия) особо поощряемым действием (сунна муаккада) или же это непреложная обязанность (ваджиб), которую не разрешается оставлять.

Ученые Ханафитского толка говорят, что жертвоприношение (удхия) — это обязательное действие (ваджиб). Этого мнение является одним из мнений, передаваемых от имама Ахмада.

Другие учёные, например мазхаба имама Шафии, придерживается мнения, что жертвоприношение (удхия) является особо поощряемым видом поклонения (сунна муаккада). Данная точка зрения принята в мазхабе имама аш-Шафии, а также является наиболее устоявшимся мнением в мазхабах Малика и Ахмада.

Заклание животного происходит сразу по завершении праздничной молитвы. Считается, что если мусульманин по каким-то причинам не может зарезать животное самостоятельно, ему желательно присутствовать при совершении процесса жертвоприношения.

В жертвоприношении существует ряд правил, которые нельзя нарушать. В качестве жертвенного животного используется такие животные как  баран, овца, коза, верблюд, корова (бык), буйвол. При этом овцу и козу разрешается резать только от имени одного человека, тогда как более крупных животных (верблюда или быка) могут разделывать от одного до семи человек. Важен и возраст жертвы: овца должна быть старше полугода, коза – старше года, буйвол и корова (бык) – от двух лет; верблюд – старше пяти лет. Для заклания выбирают только здоровое животное: если животное немощное, сильно слабое, хромает или имеет видимые изъяны, такое животное нельзя приносить в жертвоприношение.

Поскольку Курбан-байрам учит доброте и состраданию, для верующих очень важно, чтобы животное как можно меньше мучилось перед смертью. Мусульмане стараются следовать завету Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который предписывал: «Аллах повелевает благодеяние во всем. Если следует умерщвлять, то умерщвляйте достойно, а когда закалываете животное, делайте это наилучшим образом, наточив нож и положив животное в удобное положение».

Совершение заклания жертвенного животного (удхия) должно совершаться в ограниченный временной отрезок, который начинается сразу после завершения праздничной молитвы в День Заклания и до захода солнца в последний из дней Ат-Ташрика. Таким образом, время, в которое полагается совершить забой жертвенных животных – это три дня: день ‛Ид аль-Адха (Курбан-Байрам) после праздничного намаза и два последующих дня. Время жертвоприношения наступает с момент рассвета 10-го дня Зуль-Хиджа и продолжается до окончания 12-го числа месяца Зуль-Хиджа (Алямгири, т.5, с.296). Поэтому, если человек зарежет животное до окончания праздничной молитвы или после захода солнца в последний день Ат-Ташрика, его жертвоприношение будет недействительным как Курбан, будет иметь статус обычного дозволенного в пищу мяса.

Сообщается со слов Бараа ибн ‛Азиба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: من ذبح قبل أن يصلي فليعد مكانها أخرى

«Кто совершил забой жертвенного животного до того, как прочитал праздничную молитву, пусть принесёт в жертву другое животное»

Также, разрешается заклание жертвенных животных (удхия) как днем, так и ночью, но днём лучше, а если это сделано в день праздника (‛Ид аль-Адха) сразу после проповеди, то это ещё лучше. И каждый предыдущий из этих дней важнее последующего, потому что в скором выполнении данного предписания выражается стремление человека спешить в совершении добрых дел.

Ислам предписывает человеку, совершающему жертвоприношение (удхия), есть жертвенное мясо самому, дарить его людям и раздавать в качестве милостыни.

Есть условия необходимые для забоя животного и условия:

  1. Человек, производящий забой, должен быть в здравом уме, адекватным, понимающим происходящее;
  2. Производящий забой, должен быть мусульманином;
  3. Человек должен иметь намерение, что он совершает забой
  4. Забой животного не должен посвящаться кому-то, помимо Аллаха.
  5. Во время забоя над животным необходимо произнести  «Би-сми-Лляхи Аллаху Акбар» С именем Аллаха, Аллах Велик!
  6. Забой должен совершаться острым, наточенным ножом.
  7. Выпускание крови из животного во время забоя, должно перерезаться: пищевод, трахея, сонная артерия.
  8. Животное должно быть дозволенным для забоя с точки зрения Шариата.

Жертвоприношение в Курбан-байрам — это поклонение, которое мусульмане совершают с помощью своего имущества, что позволяет через пожертвования проявить свою щедрость, благонравие и богобоязненность.