ДЕНЬ АШУРА

Месяц мухаррам – само название которого происходит от слова «харам» т.е запрет, считался одним из четырех священных, запретных месяцев еще у арабов до ислама. В эти месяцы – мухаррам, раджаб, зуль-када и зуль-хиджжа – было запрещено начинать войны. В Коране говорится об этих месяцах:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ
«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе….» (Сура ат-Тауба 36 аят)
Также месяц Мухаррам выделяется тем, что самым значимым днем в этом месяце считается десятый день – день Ашура (название которого происходит от слова «ашара», десять).
День Ашура является одним из знаменательных дней и для общины пророка Нуха (Ноя) (аляйхис-салям). В этот день Аллах даровал Нуху (Ною) (аляйхис-салям) и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели в водах Великого потопа. Ковчег утвердился на горе аль-Джудий.
В этот день родился пророк Ибрахим (Авраам) (аляйхис-салям), в этот же день был спасён от огня.
Именно на этот день пришлось спасение пророка Мусы (Моисея) (аляйхис-салям) и его народа, от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском в красном море.
Один из величайших примеров искренней набожности перед Богом в истории человечества ‒ пророк Юнус (Иона) (аляйхис-салям) ‒ был спасён из чрева кита в день Ашура. Аллах провёл через испытание пророка Сулеймана (Соломона) (аляйхис-салям), лишив его на некоторое время власти. В день Ашура Всевышний вернул своему пророку власть и богатство .
Ибн Аббас (радый-йАллаhу анху) рассказывал: «Когда Пророк(салляЛлаhу аляйхи ва саллям) прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?», они ответили: «Это великий день, в этот день Аллах спас Мусу и утопил семейство фараона, и Муса постился этот день, в благодарность Аллаху». Тогда Пророк (салляЛлаhу аляйхи ва саллям) сказал: «Я ближе к Мусе, чем вы», затем Он (салляЛлаhу аляйхи ва саллям) постился и велел соблюдать этот пост». (аль-Бухари)
Со слов Абдуллы ибн Амра (радый-йАллаhу анху) сообщается, что Посланник Аллаха (салляЛлаhу аляйхи ва саллям) сказал: «Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Мухаррам». (Муслим)
Абу Катада (радый-йАллаhу анху) передал, что Посланник Аллаха (салляЛлаhу аляйхи ва саллям) сказал: «Я надеюсь на Аллаха, что пост в день Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года!» (Муслим)
День Ашура был днём поста для арабов ещё до начала пророческой миссии Пророка Мухаммада (салляЛлаhу аляйхи ва саллям).Когда Пророк (салляЛлаhу аляйхи ва саллям) прибыл в Медину, Он сам постился в этот день и велел другим поститься. После установления обязательного поста в месяц Рамадан Мухаммад (салляЛлаhу аляйхи ва саллям) сказал людям: «Кто хочет, тот может поститься в день Ашура, а кто не желает, тот может не поститься. (аль-Бухари)
Следует ли соблюдать пост в день Ашура с днем до него или после?
Ибн Аббас (радый-йАллаhу анху) рассказывал:«Когда Посланник Аллаха (салляЛлаhу аляйхи ва саллям) постился в день Ашуры и велел своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: “О посланник Аллаха, это – день, который чтят иудеи и христиане”. Тогда Посланник Аллаха (салляЛлаhу аляйхи ва саллям) сказал: “Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа”. Но перед наступлением следующего года Посланник Аллаха (салляЛлаhу аляйхи ва саллям) ушел в мир иной». (Муслим)
Итак, можно заключить, что наиболее предусмотрительным является поститься на девятый, десятый и одиннадцатый дни месяца Мухаррам. Также можно поститься на девятый и десятый дни или только на десятый.В то же время нужно не забывать, что во всех трех случаях пост является дополнительным (желательным), но воздаяние за него велико.
Узнав причину, Он (салляЛлаhу аляйхи ва саллям) подтвердил своим сподвижникам желательность поста, оговорив, что это вознаграждаемо и является причиной искупления прегрешений одного года. Более того, арабы-бедуины постились в этот день еще до начала пророческой миссии Мухаммада (салляЛлаhу аляйхи ва саллям) и меняли покрывало Каабы именно в этот день.