Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

19.06.2008Мухаммедгали Хузин: Мы стремимся, чтобы Пермский муфтият работал точно и четко

Пермский край – одна из исламских «точек роста» России. Мусульмане этого огромного региона живут полноценной религиозной жизнью: открываются и строятся мечети, проводятся различные конкурсы, выпускаются газеты и книги, налажен конструктивный дилог со всеми ветвями власти и представителями других конфессий. О том, как этого удалось достичь в интервью порталу IslamRF.Ru рассказал муфтий Пермского края Мухамедгали-хазрат Хузин.

- Ассаляму алейкум Мухаммедгали-хазрат! Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Вы родом из Татышлинского района Башкортостана, издавали там газеты, работали имамом мечети в райцентре. Бываете ли вы сейчас на исторической родине, беседуете ли с имамами, как вы оцениваете развитие ислама на территории Северной Башкирии?

- Мир вам, милость Всевышнего Создателя и Его благословение.

Я очень люблю свою малую Родину и часто стараюсь там бывать. За годы работы в Башкортостане сложились очень добрые отношения со многими имамами, руководителями разных уровней, верующими людьми. Так, ежегодно в с.Курдым Татышлинского района 14 мая проходит духовный праздник-встреча в память порубленного большевиками уважаемого хазрата Гарифуллы Киекова. Он в свое время основал медресе, дом призрения для умалишенных, мечеть и майские «чтения», куда собирались десятки тысяч человек ежегодно. Кстати, Гарифулла хазрат являлся депутатом царской Государственной Думы, он сын известного мусульманского мыслителя и поэта XIX века Гали Чокрыя. А мы эту традицию возобновили вместе с Магъданом Атнабаевым, братом народного поэта Башкортостана Ангама Атнабаева.

Есть общая проблема развития Ислама – оторванность местных мусульманских общин от их региональных центров и их автономность по отношению друг к другу. Получается так, что каждый живет своей жизнью. Селяне, жители отдаленных провинций и так не обласканы вниманием со стороны своих центров. Ситуация усугубляется еще и тем, что на селе и в малых городах существует множество социальных неурядиц, пороков. Алкоголизация и суицидальные наклонности становятся обыденными явлениями. Вкупе все это создает удручающую картину.

- А как бы вы охарактеризовали возрождение исламских традиций в Пермском крае на современном этапе?

- Сегодня на территории Пермского края в составе Муфтията действует более ста религиозных организаций различных форм собственности (мухтасибаты – территориальные правления мусульман, махалля – общины, медресе, редакции газет, религиозные учреждения). Действует более 80 мечетей и молельных домов. В настоящий момент строится 5 новых мечетей, 5 мечетей начнут строить по прохождении определенных формальностей. В этом году в третий раз будет проводиться краевой конкурс чтецов Корана. Мы работаем по принципу «от малого, к большому». Вначале этот конкурс три года мы проводили на районном уровне в Барде, выработали определенный опыт, исправили недочеты. Один раз проводили конкурс среди муэдзинов по Азану – призыву на молитву. Победитель конкурса был записан на ленту и по эфиру телерадиокомпании «Притулвье» еженедельно в течение года звучал его голос. Вот такое поощрение.

В крае есть районы компактного проживания башкир и татар. Так, население Бардымского района на 95 % мусульманское. Там у нас действует 28 мечетей, мухтасибатское правление мусульман, собственная газета «Нурлы Барда» (выходит 2 раза в месяц на татарском языке) и начальное медресе. В Октябрьском районе 40 % населения составляют татары и башкиры. Там работают 11 мечетей, районный мухтасибат, издается ежемесячная татарская газета в качестве приложения к районной.

Основную массу мусульман, безусловно, составляют коренные тюркские народы Прикамья – башкиры и татары. Из мигрантов очень много азербайджанцев, узбеков, киргизов и таджиков. Слава Аллаху, миграционные потоки не являются источником напряженности в обществе. Со стороны коренного населения региона, как мусульманского, так и не мусульманского, наблюдается доброжелательное отношение к мигрантам.

- Изменилось ли что-то после объединения Пермской области и Коми-пермяцкого АО, сколько было мусульманских общин в бывшем автономном округе, что было сделано за эти годы для развития ислама на этих землях?

- Территория Коми-Пермяцкого округа была и остается, к сожалению, депрессивной. Там имеется небольшое количество поселений, где проживают мусульмане. Остались еще поселения, в которых жили ссыльные крымские татары. Радует то, что они тоже не забыли культуру, свой язык и традиционные имена.

По Коми округу, так же как и в крае в целом, мы ведем пошаговую работу. Мы никогда не настаиваем на том, чтобы быстрее создавать и регистрировать мусульманские общины, не подталкиваем людей к строительству мечетей. Мы считаем, что сначала нужно заниматься просветительской деятельностью. И уже люди сами, созрев духовно и морально, должны сказать, что им нужна мечеть и медресе! Ведь всё, что навязывается насильно, не имеет ценности и отторгается сразу же после ослабления силы приложения. Достаточно вспомнить советский период и навязанные идеи коммунизма, коллективизации, атеизма. Ведь только убрали 6 статью конституции о руководящей и ведущей роли партии - партийцы и разбежались! Всё должно быть востребовано самими людьми. Только тогда это имеет смысл.

- На сегодняшний день в ДУМ ПК около 90 общин, в основном сельских, все ли они обеспечены мечетями?

- Да, сегодня число общин порядка 90. А мечетей чуть больше 80. Получается, что каждая община имеет мечеть или молельный дом. А в некоторых случаях, эти вопросы решаются в процессе деятельности общины. Так, в Индустриальном районе г.Перми существует община мусульман, но нет места для молитв. Община ведет работы по получению земельного участка для строительства новой мечети. Они пока собираются по домам, снимают помещения и там проводят мероприятия. И это тоже нормальная общинная деятельность. Ведь самое главное – чтобы люди занимались полезным делом. В некоторых случаях община зарегистрирована и ведется строительство мечети. Они также ведут деятельность на домах у верующих, либо в иных помещениях (библиотеки, ФАПы, школы, детские сады и др.). И это тоже нормально. Ведь еще 20 лет тому назад мечетей вообще не было, а религиозная деятельность велась. И поэтому самым главным является то, чтобы люди не забывали кто они, перед Кем в ответе и к Кому вернутся!

- Вас довольно трудно застать в Перми, каждую неделю вы ездите по районам края, встречаетесь с имамами и главами администраций. Как муниципальные и районные власти относятся к исламскому возрождению?

- Мы сегодня ведём свою деятельность в 22 районах края из 37, а также в г.Перми, т.е. во всех территориях где есть мусульманское население. Юг региона является традиционным ареалом компактного проживания мусульман. Мы стараемся поддерживать отношения по принципу горизонтально интегрированных связей со всеми своими соседями. Считаем, что чем больше таких добрых отношений с соседями будет, тем сильнее будет наша мусульманская община, тем сильнее и дружнее будет наша страна.

Администрации городов и районов по всему краю поддерживают мусульманские общины, постоянно оказывают посильную помощь. В ведение мусульман безвозмездно передано большое количество зданий, в которых впоследствии, сделаны мечети. Оказывается огромная административная помощь, материальное содействие. Я не могу назвать ни один район, в котором нам бы не помогали. Практически все главы городов и районов стараются принять нас во время наших пастырских поездок, многие ходят к нам в гости в Муфтият. С большинством глав территорий у нас сложились добрые человеческие отношения, со многими личная дружба.

У нас сложилась добрая традиция – 2 раза в год муфтий в сопровождении заместителей посещает все приходы края с пастырским визитом. На эти встречи уже приходят те мусульмане, кто пока не может регулярно посещать мечеть, представители местной прессы и администраций. Каждая встреча длится 2-3 часа в оживленной беседе и решении самых насущных проблем.

- Как вы повышаете образовательный уровень имамов, нет ли проблемы кадрового голода?

- Мы еще в далеком 1999 г. смогли создать свое средне-профессиональное духовное учебное заведение – Пермский мусульманский колледж «Тарик». Обучение проходит по трехгодичной программе. Нашими выпускниками стали уже 56 человек, 53 из которых трудятся в наших общинах по всему краю. Первый курс в этом году успешно завершили 15 человек. Это не считая горожан, обучающихся по воскресным программам и на вечерних курсах. В Бардымском филиале колледжа – медресе «Аль-Ихлас» ежегодно обучаются 30-35 человек. Помимо этого мы стараемся проводить специальные семинары для имамов, в ряде случаев даже выездные.

Проблема с кадрами еще остается, но кризис середины и конца 90-х годов преодолен. Если вы обратите на это внимание, мы посчитали всех выпускников поштучно – 56 человек. Это для того, чтобы не звучало как у некоторых деятелей «подготовлено тысячи имамов». Потому что тогда возникает вполне резонный вопрос: а где же они? Почему приходы пусты? Потому как на самом деле в такие заведения, гордо именованные как «российский университет», «высший исламский колледж» и т.п. поступали 15-20 человек, до последнего курса доходили 2-3, а работать в общины пошел 1 человек. В лучшем случае. Бывали годы без единого выпускника. Кого такие деятели обманывают – не понятно.

У нас есть пожилые имамы, которые достойно прожили жизнь в сложнейших условиях, жили с верой и могут нам еще передать свой опыт и свое отеческое благословение. Средний возраст священнослужителей у нас около 50 лет. Для сравнения, в ряде регионов, в том числе чисто мусульманских, средний возраст имамов выше 70 лет. У нас же очень много молодежи, которую мы стараемся всячески поддержать, в том числе и материально, и административно. Ни одного имама мы не направили в приход с голым предписанием на руках. По каждому имаму ведём работу с местными администрациями, заботимся о жилищно-бытовых условиях, молодым имамам уже несколько лет сами платим зарплату и оплачиваем иные расходы.

- Интересуется ли сельская молодежь исламом, ходит ли в мечети, занимается ли в мактабах, нет ли проблем с пьянством?

- Сельская молодежь – часть нашей общины. Может показаться, что они индифферентны по отношению к своей вере. Но это не так. Сегодня молодежь религией не только интересуется, но многие юноши и девушки соблюдают религиозные каноны.

Что же касается проблемы с пороками, она, к сожалению, сегодня всеобщая. Я здесь вижу вину среднего поколения. Они в свое время были воспитаны в самое безбожное время, получили привычки секулярного, атеистического общества. Поэтому, любой праздник, любое событие в своей жизни привыкли отмечать с выпивкой. А у них сегодня взрослые дети, которые видят и воспитываются в этой «культурной» среде (точнее, некультурной среде).

- В структуре муфтията имеется издательство, какую литературу вы там издаете?

- Мы смогли еще несколько лет тому назад организовать свое издательство. Такое дело не может организоваться на пустом месте –для этого нужно решить комплекс задач, из которых установка печатного оборудования - самое последнее звено. Прежде всего, нужны специалисты разных направлений – начиная от богословов, заканчивая специалистами издательского и печатного дела. Нужна хорошая, полноценная богословская библиотека.

Мы стараемся обеспечить наши махалля (общины) необходимой учебно-методической литературой в полном объеме. Это первая задача. Считаем, что наши имамы должны иметь квалифицированные материалы по околоисламским сектам и лжеучениям – по ваххабизму, учению «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», таблигитам и т.п., чтобы они могли отличить правду ото лжи. И еще одно важное направление – печатание газеты. Мы печатаем у себя газету Муфтията «Халык авазы», издаваемую с периодичностью один раз в месяц. У нас же печатается газета «Нурлы Барда», орган Бардымского Мухтасибата с периодичностью два номера в месяц. Причем, газета набирается и верстается в Барде, а к нам пересылается по электронной почте. В перспективе рассматриваем возможность печатания газет всех мухтасибатов края.

- У Пермского края уникальный опыт межконфессионального взаимодействия, притом не только в привычной тройке «православие-ислам-иудаизм», в диалоге активно участвуют и другие конфессии. Где и в каком формате проходят встречи, каковы реальные результаты межконфессионального диалога?

- Первый межконфессиональный комитет России создан в Пермском крае в 1998 году. С первого дня учредителями и участниками МКК (Межконфессиональный консультативный комитет) являются 6 традиционных для Прикамья конфессий: Пермская епархия Русской Православной Церкви, Пермский Муфтият, Уральское благочиние Русской Православной Старообрядческой Церкви, Иудейская община, Римско-католическая община и Лютеранская церковь. В дальнейшем к нам присоединилась община Армянской Апостольской Церкви. Наши встречи проходят ежемесячно, поочередно на территориях членов МКК. Соответственно, на заседаниях председательствует принимающая сторона. Заседания МКК очень значимы для региона и на её заседания очень часто приходят первые лица края и столицы, руководители различных федеральных и региональных ведомств, правоохранительных структур. Мы в межконфессиональном диалоге контактируем с аппаратом Уполномоченного по правам человека.

Решения МКК принимаются консенсусом, что и является признаком подлинного уважения друг к другу. Если одна из конфессий возражает против решения, то это решение откладывается, досогласовывается, дорабатывается. Но если одна из конфессий не может голосовать по одному из вопросов, то она из того же принципа уважения к остальным, не блокирует принятие решения, а лишь воздерживается. На наш взгляд, межконфессиональный диалог, построенный на таких условиях, является максимально эффективным, уважительным по отношению друг к другу. Хотя, нужно сказать, что не всем это нравится…

- Как складываются отношения с властями региона?

- У Пермского Муфтията сложились очень добрые отношения с региональной властью. Наш губернатор Олег Анатольевич Чиркунов, председатель правительства Валерий Александрович Сухих, председатель Законодательного Собрания Николай Андреевич Девяткин, главный федеральный инспектор Ирина Сергеевна Татаринова, глава города Перми Игорь Николаевич Шубин всегда очень чутко относятся к конфессиональным проблемам. Я не могу найти примера даже малейшего недопонимания наших проблем и вопросов! У нас проходят постоянные встречи и беседы со всеми руководителями региона.

Такое положение дел и норма, и заслуга многолетнего сотрудничества во благо края. Я думаю, что руководители поняли, что мы, муфтият, являемся социальными партнерами власти.

- Что вы ждете от президентства Дмитрия Медведева? Что оно может дать мусульманской умме России и Прикамья?

- Работая главой администрации Президента России, далее первым заместителем председателя правительства Дмитрий Анатольевич Медведев непосредственно соприкасался с религиозной тематикой. Я имел честь и удовольствие принимать участие в решении некоторых непосредственных вопросов и могу утверждать, что у меня сложились только положительные оценки деятельности этого человека.

В 2005 г. на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России Д.А.Медведев упорно «добивался» объяснения у замминистра образования г-на Свинаренко позиции этого ведомства, препятствующего процессу государственной аккредитации религиозных учебных заведений. Помню, он сказал: «Я, как юрист, не вижу оснований для такого запрета». На что господин со звучной фамилией мог только издавать нечленораздельные звуки. Всем было чётко продемонстрировано, что закон уже тогда аккредитацию предполагал, а деятели из Минобрнауки искусственно всё тормозили. В дальнейшем, поступая принципиально и последовательно, будучи уже председателем правительственной комиссии, Д.А.Медведев путем инициирования соответствующих поправок в действующее законодательство, добился окончательного решения этого вопроса.

Указание о создании Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования тоже было дано Д.А.Медведевым. А это уже очень важное решение, решение настоящего государственника. Фонд смог упорядочить зарубежные финансовые потоки, зачастую текшие в непосредственные карманы отдельных муфтиев и перенаправить их на созидательный труд. Благодаря поддержке Фонда Пермский Муфтият, да и многие другие муфтияты страны, смогли получить серьезные финансовые средства и осуществить очень много полезных и важных программ.

Наша глубочайшая убежденность, что и в будущем деятельность Президента Д.А.Медведева будет приносить только пользу нашей стране и мусульманам России, являющимся неотъемлемой частью многонационального и поликонфессионального государства.

- Сейчас в России активно возрождается благотворительность, бизнесмены как в царские времена становятся меценатами, во многих российских регионах они спонсируют строительство храмов и мечетей. Есть ли такие примеры в вашем регионе? Что вы можете сказать про социальную ответственность бизнеса?

- Могу сказать только то, что бизнес становится успешным и развивающимся только тогда, когда он понимает свою ответственность перед обществом. Иначе это лишь пирамида, которая очень скоро рухнет под тяжестью неправедно нажитых, а зачастую и наворованных, средств. Мы сегодня видим, что всё больше людей бизнеса это осознают.

В Прикамье такие ведущие бизнес структуры как «ЛУКОЙЛ», «ГАЗПРОМ-Пермтрансгаз», «МЕТАФРАКС», «КАМГЭС», «Чусовской металлургический завод ОМК» и многие другие ежегодно выделяют сотни миллионов рублей на финансирование социальных, культурных, религиозных, спортивных и иных общественно значимых проектов. Есть очень много меценатов из среднего звена бизнеса. У нас добрые отношения с Прикамским бизнесом. К примеру, только «ЛУКОЙЛ-Пермь» в прошлом году оказал существенную помощь 6 строящимся мечетям Пермского края. По личному указанию генерального директора А.В.Лейфрида выделены достаточные средства для организации хаджа для 150 уральских паломников. Думаю, что это видим не только мы, но и всё общество оценивает самым положительным образом.

- В историографии давно идет дискуссия о дате прихода ислама на территорию Урала, кто-то говорит о XII в., кто-то о XIV в., проводятся ли Пермским муфтиятом и историками вашего региона исторические изыскания в этой области?

- Научные открытия известного историка и археолога, профессора-булгароведа А.М.Белавина раскрывают пласт истории Ислама в регионе датируемой X-XI веком. В частности, на территории Рождественского городища он обнаружил фундамент каменной мечети, датируемой этим временем. Это очень серьезная заявка.

Вообще же существуют данные о том, что Ислам на Урале и Верхнекамье принимали еще в более раннее время, что на протяжении двух столетий существовало исламское государство Биармия, население которого разговаривало на кипчакском языке, только впоследствии объединившееся с Волжской Булгарией. Не случайно, наверное, возникновение двойного названия последнего – Волжская или Камская Булгария.

Сегодня вопросами истории, культуры, этногенеза, этнологии, языковых особенностей башкир и татар Прикамья, Ислама в регионе занимаются многие учёные. Имена таких учёных, как профессор Чагин Г.Н., Черных А.В. из ПГУ уже давно в этом списке. Сегодня свой вклад в исследование этого вопроса вносит докторант ПГПУ к.и.н. Г.Д.Селянинова. Совсем скоро выйдет монография аспиранта ИФиП УрО РАН А.В.Михалевой на тему «История ислама в Пермской губернии, области, крае».

Муфтият в этом исследовательском процессе крайне заинтересован и ведёт конструктивную работу со всеми научными центрами и исследователями.

- По данным историка И. Загидуллина, в 1868 году в Пермской губернии насчитывалось 173 мечети, сколько сохранилось в Пермском крае исторических мечетей? Какова их судьба – все ли они возвращены верующим? Сколько из них ныне действуют?

- Исторических мечетей в Пермском крае сохранилось 4: Пермская Соборная мечеть по ул.Осинская, дом № 5, каменная мечеть в г.Оса и деревянные мечети в с.Федорки и с.Барда Бардымского района. Всем этим мечетям больше ста лет. 3 из них действующие, а Осинская мечеть ждет времени возвращения. В дальнейшем там планируется создание своеобразного историко-культурного центра для юга Пермского края.

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph