Мусульмане Поволжья

23.04.2008Заместитель председателя ДУМ Европейской части России шейх ФАРИД АСАДУЛЛИН: "Отношения между исламом и христианством должны выйти за рамки жесткой конкуренции двух "духовных корпораций"

Заместитель председателя ДУМ Европейской части России шейх ФАРИД АСАДУЛЛИН: Отношения между исламом и христианством должны выйти за рамки жесткой конкуренции двух духовных корпораций"Портал-Credo.Ru": Фарид-хазрат, как Вы оцениваете содержание послания Патриарха Алексия II 138 мусульманским богословам с точки зрения ученого-мусульманина?

Фарид-хазрат Асадуллин: Письмо Патриарха Алексия II 138 мусульманским богословам - важное свидетельство готовности РПЦ развивать системный исламо-христианский диалог с мусульманским миром, который на доктринальном уровне между представителями ислама и христианства идет с 60-х гг. прошлого века.

Призыв Патриарха внести "ясность в понимание религиозных ценностей друг друга" и "регулярно знакомиться с полнотой вероучения друг друга" означает, что Церковь предлагает последователям ислама (в России, в том числе) новую повестку дня обсуждения межрелигиозного сотрудничества, предав забвению старые, идущие со времен Иоаана Дамаскина, идеологемы типа "ислам - это христианская ересь" или "ислам - это зловерие". Никогда раньше РПЦ устами своего первосвященника не высказывалась так определенно о важности доктринального христиано-исламского диалога. Я думаю, слова Алексия можно расценить и как существенную поправку к "Социальной доктрине Русской Православной Церкви", касающуюся отношений с мусульманским сообществом России. Хочется верить, что прозвучавшие на весь мир размышления Патриарха откроют новую страницу в истории исламо-христианских отношений в стране.

- Каковы, на Ваш взгляд, сегодня основные проблемные моменты во взаимодействии православия и ислама в России и пути решения этих проблем, в том числе и в свете послания Патриарха?

- На протяжении многих столетий мусульманам России иерархами Церкви навязывалась только одна парадигма их будущего развития - через их христианизацию. О признании духовной легитимности ислама не могло быть и речи. Сегодня подобные подходы могут исповедовать люди, стремящиеся не видеть очевидные вещи, связанные с логикой самореализации монотеистической традиции. Отношения между миром ислама и христианства должны выйти за рамки жесткой конкуренции двух духовных корпораций. Конкуренция допустима на уровне идей и, главное, умения аргументированно отстаивать свою правоту через собственный религиозный опыт.

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Копировать | Печать | Закрыть