Мусульмане Поволжья

03.03.2008О неизбежности полемики

Недавно православный миссионер священник Даниил Сысоев столкнулся и с перспективой судебного преследования - мусульманская журналистка Х.Г. Хамидуллина подала в прокуратуру заявление, в котором обвиняет его в экстремизме и разжигании религиозной и национальной вражды. Поводом служит критика Ислама, высказываемая о. Даниилом в его книгах и выступлениях.

Можно согласиться, что разжигание враждебности к кому бы то ни было, а также умышленное оскорбление чужой веры, как это было в случае с хамскими датскими карикатурами, недопустимо. Но также недопустимо приравнивать к "разжиганию" религиозную полемику как таковую. Иначе нам много чего пришлось бы запрещать за "экстремизм". Уже в самом Коране содержится резкая критика ключевых истин христианской веры - Боговоплощения, Искупления и Троицы; христиане осуждаются как "неверующие" (сура "Трапеза"), им грозят Божиим наказанием за веру в то, что Христос (Мессия) есть Сын Божий (сура "Покаяние"). В трудах мусульманских богословов полемика с христианством получает дальнейшее развитие. На мусульманских сайтах нетрудно обнаружить иногда самые резкие полемические материалы, направленные на то, чтобы подорвать у читателей доверие к Евангелию и Церкви. Подаем ли мы в суд, требуя запрета Корана как антихристианской литературы? Требуем ли мы запретить мусульманам критиковать нашу веру? Нет. Мы просто хотим, чтобы у нас была возможность невозбранно излагать и наши аргументы, мы хотим, чтобы у той и другой стороны была возможность высказаться. Истине нечего бояться открытого рассмотрения. Пытаться воспретить религиозную полемику, приравнивая ее к экстремизму, вместо того, чтобы возражать по существу - значит выказывать очевидную слабость. Более того, сам Коран призывает к "приведению доводов" (сура "Корова") и разумному рассмотрению аргументов.

Вероисповедная полемика есть нормальное и неизбежное явление, неотделимое ни от христианской, ни от исламской традиции, и нам всем следует научиться воспринимать ее спокойно.

Что же касается исламофобии, то нужно отметить, что отношение к Исламу в нашем обществе действительно омрачено недоверием и подозрительностью. Но следует ли нам обвинять в этом о. Даниила? Даже некоторые мусульманские авторы признают, что корни проблемы, прежде всего, в дурных людях, действующих от имени самого Ислама.

Есть и еще одно обстоятельство, которое показывает, кому мы обязаны ростом исламофобии. Священнику продолжают угрожать и физической расправой за его проповедь мусульманам. Как он сказал эфире телеканала Ren TV, "У меня юбилей в эту субботу, мне пришло уже десятое обещание, что мне отрежут голову, по электронной почте. Мне самому грех не проповедовать мусульманам, я же наполовину русский, наполовину татарин". Проповедники Ислама также занимаются активным миссионерством, когда им удается обратить христианина, или просто человека христианских корней, в Ислам, об этом широко сообщается. Не слышно, однако, об угрозах отрезать голову мусульманским проповедникам.

Я охотно верю, что большинство российских мусульман выступают против отрезания голов и тому подобного; но давайте признаем очевидное - проблему исламофобии нельзя решить, нападая на немусульман, критикующих Ислам. Истоки проблемы лежат внутри мусульманского сообщества; Ислам переживает кризис, среди мусульман распространяются разрушительные и опасные идеи, от имени Ислама совершаются громкие злодеяния. Даже на некоторых русскоязычных мусульманских сайтах можно найти статьи, оправдывающие террористов; в интернете можно наткнуться на живое обсуждение того, следует ли убивать тех, кто перешел из Ислама в другую веру, и на ком именно лежит обязанность это делать. И в чем после этого причина настороженного отношения к мусульманам? В трудах о.Даниила Сысоева или о.Андрея Кураева? Похоже, Х.Г. Хамидуллина предпочитает видеть причины исламофобии исключительно вне исламского мира; виновата Россия, Запад, кто угодно, только не дурные люди из среды самих мусульман. Реальной борьбой с исламофобией занимаются те мусульманские лидеры, которые мужественно выступают против экстремизма в своей, а не в чужой среде; к счастью, примеры таких людей есть, и Х.Г. Хамидуллина могла бы им последовать.

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Копировать | Печать | Закрыть