Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

Валиулла Якупов: Создание 10 лет назад единого ДУМ Республики Татарстан позволило выстроить цельную комфортную систему для всех мусульман республики

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла хазрат Якупов прокомментировал агентству "Интерфакс-Поволжье" обращение руководителей двух национальных организаций республики – Милли Меджлиса татарского народа и партии национальной независимости "Иттифак", выдержки из которого опубликованы в одном из российских СМИ.

- Валиулла хазрат, авторы обращения – Ильдус Амирханов (Милли Меджлис) и Фаузия Байрамова ("Иттифак"), в частности, возмущены тем, что свою историю Духовное управление Республики Татарстан, в феврале отпраздновавшее свое 10-летие, ведет лишь с объединительного съезда в 1998 году, тогда как, по их мнению, нельзя забывать о двух предшествующих ему съездах – в 1992 и 1995 годах, созванных по инициативе национального движения.

- Это искажение истории, ведь речь идет о 10-летии именно Духовного управления мусульман Республики Татарстан как юридической структуре.

Конечно, какие-то управляющие мусульманские структуры в нашем регионе существовали и раньше, ведь у татарского народа ислам имеет 14-вековую историю. Даже в советское время здесь был Казанский мухтасибат, хотя мечетей-то было – раз два и обчелся.

Уже в постперестроечное время, в 1990 году в Республике Татарстан была создана относительно независимая мусульманская структура - Главное мухтасибатское управление.

В 1992 году было создано Духовное управление мусульман в Республике Татарстан, в 1994 году Главное мухтасибатское управление Татарстана было преобразовано в Духовное управление мусульман Татарстана. Таким образом, в республике стали действовать две конкурирующие структуры – ДУМ в РТ (руководитель Габдулла Галиуллин) и ДУМ Т (руководители Абдулхамит Зинатуллин, позже Фарид Салман).

Вспоминая то время, могу сказать, что все это создавало определенный дискомфорт даже в общении духовенства, например, при встрече муллы первым делом выясняли, к какому ДУМу принадлежит каждый из них. Причем, штат каждого их управлений состоял всего из 2-3-х человек, ни о какой полноценной структуре речи не шло.

Наконец, на съезде 14 февраля 1998 года в Казани произошло объединение этих двух независимых управлений в одно – ДУМ Республики Татарстан (ДУМ РТ), и это было единодушнее решение 700 делегатов – имамов.

На пост председателя ДУМ РТ претендовали 6 человек, 70% имамов проголосовали за Гусмана хазрата Исхакова. Голосование было тайным, причем в оргкомитете были представители обоих конкурентных управлений, и при подсчете голосов был тройной контроль. Ни о каких подтасовках голосов речи идти не могло, это были совершенно справедливые выборы. И сейчас мы не можем позволить кому бы то ни было исказить нашу историю.

Причем, что примечательно, после объединительного съезда мы провели юридическую перерегистрацию приходов, и оказалось, что по их числу оба ранее существовавших ДУМ были примерно одинаковыми – где-то по 350 приходов. То есть можно сказать, что произошло паритетное объединение.

Таким образом, ДУМ РТ до 1998 года не было, это совершенно новая структура, которая появилась, говоря юридическим языком, путем реорганизации в форме слияния.

Могу смело утверждать, что с объединением духовных управлений закончились дрязги. Сейчас, слава Богу, у нас в республике нет ни одной мечети, которая не входит в ДУМ РТ.

- Авторы обращения считают, что ДУМ РТ, организованное в 1998 году, уничтожило национальное движение. Что Вы на это скажете?

- Мы с этим утверждением согласиться не можем. Во-первых, ошибочно само утверждение авторов, что национальное движение "Иттифак" создало ДУМ в РТ на съезде в 1992 году в Набережных Челнах. Это совершенно не так. Ныне покойный Исхак хазрат Лутфуллин (имам-хатыйб "Закабанной" мечети в Казани) в своих выступлениях всегда подчеркивал, что ДУМ в РТ было создано шестью приходами, то есть по инициативе именно духовенства.

Возглавляя в свое время Молодежный центр исламской культуры "Иман" ("Вера"), я тесно общался с председателем ДУМ в РТ Габдуллой Галиуллиным, поэтому знаю, что когда создавалось это управление, никаких националистов там не было, так что Ф.Байрамова, здесь ни при чем, это заслуга духовенства.

А во-вторых, может быть причины того, что национальное движение обезлюдело, - это ошибки его лидеров, и дело отнюдь не в организации единого ДУМ РТ. На мой взгляд, авторам обращения лучше было бы проанализировать существующие проблемы в национальном движении, поискать свои ошибки.

И, может быть, вместо того, чтобы обвинять духовенство, "националам" надо самим объединиться и тоже выстраивать какую-то солидную национальную структуру.

На наш взгляд, объединение двух духовных управлений в единое ДУМ РТ привело в росту его авторитета среди мусульман Татарстана: у нас положительная динамика в строительстве мечетей, в расширении мусульманской инфраструктуры, чего не происходит в национальном движении.

- Авторы обращения упрекают ДУМ РТ, и в частности, Гусман хазрата в лояльности к власти. Оправдана ли такая постановка вопроса?

- Мне кажется, мы обязаны сотрудничать с властями. Во-первых, среди государственных служащих тоже есть верующие люди, и они заинтересованы в развитии культуры нашего народа, развитии нашей духовности, ведь нравственная деградация волнует всех.

Понятно, что только религия не может спасти нашу морально-нравственную сферу, но она может внести существенный вклад в оздоровление духовной атмосферы в обществе. Поэтому естественно стремление и государственных органов к взаимодействию с религиозными организациями, и мы тоже стремимся к этому взаимодействию, не делая из этого никакой трагедии. Ведь мы, верующие – неотъемлемая часть граждан государства, членов общества, поэтому, естественна потребность во взаимопомощи.

Наоборот, неестественно было бы, если бы мы сами отгородились от государства некой "железной" стеной и не общались с ним, но тогда мы бы сознательно отказались от части своих прихожан.

Напомню слова президента Татарстана Минтимера Шаймиева: "Религия отделена от государства, но она не отделена от общества". Это очень справедливые слова.

- В газетной статье сообщается, что "казанские муллы настроены решительно и рассчитывают заменить муфтия". При этом главным претендентом на этот пост называют Фарида Салмана, который, якобы, уже проводит встречи с местным духовенством.

- Ученый, писатель Фарид Салман из Казани, одно время работал муфтием в Ямало-Ненецком автономном округе (муфтият входил в ЦДУМ, Башкирия). В 2005 году Талгат Таджутдин уволил его из ЦДУМ, и Ф.Салман зарегистрировал свое, независимое управление в ЯНАО, но из-за маломощности оно было не способно содержать своего муфтия. Он вернулся в Казань, и ныне является просто прихожанином казанских мечетей.

Если честно, я не понимаю, какие у Ф.Салмана претензии к ДУМ РТ. В 1998 году он был в числе 6-ти претендентов на пост председателя управления, но проиграл Гусман хазрату, заняв третье место. После съезда ему была предложена достаточно статусная должность председателя комиссии по проверке соответствия шариату религиозных книг. Через полгода работы он перешел в ЦДУМ и уже работал у Талгата Таджутдина.

Его не изгоняли, он вышел из ДУМ РТ сам, и это был его личный выбор.

Что касается смены муфтия, то зачем же ломиться в открытую дверь?

Напомню, что только в Татарстане сохранилась выборность всех структур управления. Для сравнения: в ЦДУМ, например, последний съезд прошел в 1995 году.

Мы сохранили элементы демократии: у нас и имамы-мухтасибы районов, и сам муфтий, и члены управления выбираются сроком на 4 года. При этом подчеркну, что выборы председателя ДУМ РТ всегда были альтернативными: так, в 1998 году было 6 претендентов, в 2002 году – 3, в 2006 – 2. Причем, Гусман хазрат избирался все три раза, в последний раз за него проголосовали 511 делегатов, и лишь 19 голосов получил его конкурент.

Делегатами съездов являются имамы – вменяемые, солидные люди, которые голосуют так, как хотят, никакого нажима со стороны руководства никогда не было и нет.

Если люди хотят себя реализовать, что ж, у них есть прекрасная возможность выставить свою кандидатуру, например, на ближайшем съезде ДУМ РТ, который пройдет, согласно Уставу, в 2010 году.

Так что если кто-то хочет попробовать себя на этой стезе – пожалуйста! Это и возможно, и даже нужно, никто, собственно, и не возражает против альтернативных выборов. Просто, на мой взгляд, сейчас, за 2 года до съезда несколько преждевременно начинать предвыборную кампанию.

- Валиулла хазрат, и в заключение, какое, на Ваш взгляд, основное значение создания единого ДУМ РТ и каковы достижения управления за 10-летний срок?

- Самое важное, что сейчас ДУМ РТ является высшей централизованной религиозной организацией мусульманского сообщества Татарстана. Причем, создана четкая иерархия, вертикаль, живая связка: ДУМ РТ – мухтасибатские управления в каждом из районов республики - низовые приходы. Сейчас каждый имам понимает, что работает в общей системе, и здесь уже можно говорить о психологическом комфорте среди духовенства.

На данный момент ДУМ республики объединяет 1175 приходов, территория республики поделена на 45 мухтасибатов (мухтасиб - представитель муфтия в районе) и 6 казыятов (казый – богословский судья).

В ДУМ Татарстана работают отделы международных связей, образования, по работе с молодежью, проповеднической деятельности, регистрации, статистки, науки, связям с силовыми структурами, пресс-служба. Успешно функционируют Благотворительный фонд "Идель-хадж", Комитет по сбору закята (пожертвований), по вакуфному имуществу, по стандартам "халяль" (приготовление продуктов по канонам ислама).

Причем, в последние годы мы много внимания уделяем достижению самоокупаемости, финансовой самообеспеченности как самого управления, так и мечетей, мухтасибатов.

И многое получается: мечети обрастают магазинами, мастерскими, торговыми точками по оказанию ритуальных услуг. В некоторых мечетях осуществляются и эксклюзивные проекты, например, изучение ислама незрячими верующими. Кроме того, летом в 35 из 45 мухтасибатов организуются детские лагеря.

Таким образом, если раньше мечети были просто молельными домами, то сейчас многие их них превратились в многофункциональные комплексы, где проводится не только вся обрядность, связанная с исламом, но и удовлетворяются различные жизненные потребности мусульман - от халяльного питания до образовательных религиозных услуг.

Можно сказать, что за эти 10 лет мы смогли создать цельную инфраструктуру для мусульман Татарстана, чтобы они могли совершенно комфортно и гармонично исповедовать свою веру.

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph