Мусульмане Поволжья

11.02.2008Дамир Мухетдинов: Россия - Центральная Азия: открывая врата Исламского мира

Дамир Мухетдинов: Россия - Центральная Азия: открывая врата Исламского мираПостсоветский период начался с разрыва контактов между новыми независимыми государствами – бывшими союзными республиками СССР – во многих сферах. Новые страны выстраивали свою государственность и национальную идентичность. Однако старый друг лучше новых двух. Контакты между некоторыми регионами СНГ возникли не только до создания СССР, но и до появления российского государства вообще. Особую роль здесь играют взаимоотношения между мусульманскими республиками. Особенно велико значение контактов Поволжья с Центральной Азией. Эти связи возникли еще как минимум во времена державы Аттилы – первой евразийской империи. Но век кочевых империй, даже самой великой из них – Золотой орды – был, как правило, недолог. Российское государство с его двуглавым орлом было обращено как к Европе, так и к Азии. Со второй половины XVIII века, когда Россия все больше начала проникать через казахские степи в оазисы Средней Азии, началось укрепление исламских институтов и в самой России. С этого времени и до победы Советского режима шакирды из Волго-уральского региона и Сибири ездили учиться в Бухару. По возвращению они становилась ректорами крупнейших медресе.

Татары играли ведущую роль в евразийских интеграционных процессах. Как прекрасно сказал современный московский исламовед Г.Г. Косач они «становились полезны русским интересам... с точки зрения своих экономических навыков, хозяйственной инициативы и предприимчивости, контактов с иными мусульманскими народами... и в силу этого, укрепления российских возможностей на Южном Урале, в казахских степях и Средней Азии. Они включались в государственный контекст, сохраняя свою культуру, язык и веру. Иных путей реализации русской колониальной экспансии в это время просто не существовало или они могли быть слишком разорительными для России».

Для России развитие торговли со Средней Азией имело особое значение. До завоевания Туркестана русские купцы не ездили в Среднюю Азию, а торговые операции вели через комиссионеров-мусульман. Во многом это было связано с тем, что в среднеазиатских государствах за ввозимые в Азию и вывозимые оттуда товары с христиан взималась двойная (в Хиве) и даже четверная (в Бухаре) пошлина. В XVIII веке бухарцы, приезжавшие из Средней Азии, то имели право находиться во внутренних районах России (1739-1752, 1755-1763), то лишались его. Допуск восточных купцов на внутренние ярмарки был возобновлен в XIX веке. В 1802 году 63% вывоза русских товаров на Восток приходилось на Китай через Кяхту, 33,7% – на казахские степи и ханства Средней Азии, 3,3% – на Иран и Турцию. В 1807 году бухарские купцы официально царским указом получили право приезжать на три главные ярмарки страны: Ирбитскую, Коренную и интересующую нас Макарьевскую (на нижегородской земле). Это право подтверждалось в 1825 и 1832 годах. Показательно, что в первой четверти XIX века сальдо торговых отношений между Россией и среднеазиатскими государствами было в пользу последних.

Большинство наблюдателей отмечало присутствие на ярмарке большого количества бухарцев. Г.Реман писал в 1804 году о торгах: «половина разговоров слышится на бухарском, армянском или татарском языках». В записке Н.Тярина 1827 года отмечалось, что бухарцы доставляют на Нижегородскую ярмарку «большое количество хлопчатой бумаги, пряденую бумагу и так называемую бухарскую выбойку. Бухарской бумаги находилось в продаже от 500.000 пудов от 17 до 20 рублей за пуд, пряденой – до 200.000 пудов от 40 до 70 рублей за пуд и выбойки до 1.000.000 концов от 5 до 7 рублей за конец».

В советские годы было сделано много положительного для Центральной Азии, но антиисламская составляющая коммунистического режима отталкивала как простой народ, так и интеллигенцию. Бездумная русификация и нежелание учить местные языки во многом способствовали взаимному отчуждению приезжего и коренного населения, особенно начиная с годов застоя.

В дни распада СССР лидеры центральноазиатских республик до последнего момента были сторонниками заключения нового Союзного договора и сохранения единого государства. Отношения между Россией и ее юго-восточными соседями резко улучшились в 2000-е гг. в период президентства В.В. Путина. Старые обиды были забыты, негативные последствия разрыва связей кооперации были осознаны, и возникло понимание новых возможностей для взаимосвязей между уже независимыми республиками. Однако духовные контакты так и оставались во многом прерванными. Особенно болезненным было прекращение контактов с Узбекистаном, где училось поколение нынешних российских муфтиев.

С 29 апреля по 4 мая 2007 года российские мусульмане побывали с визитом в Узбекистане. Делегацию возглавил председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Умар-хазрат Идрисов. ДУМНО было также представлено руководителем аппарата Дамир-хазратом Мухетдиновым. Целью поездки было восстановление утраченных за последние пятнадцать лет братских связей с единоверцами Республики Узбекистан, а также развитие сотрудничества с татарскими организациями и учеными-востоковедами.

29 апреля прошла встреча с представителями татарской общины города во главе с выдающимся общественным и государственным деятелем Узбекской ССР, министром мелиорации Римом Абдуловичем Гиниятуллиным, являющимся ныне председателем Совета старейшин Общественного культурно-просветительского центра татар Республики Узбекистан, а также членом Совета Башкирского культурного центра Узбекистана.

30 апреля состоялась встреча с главой мусульман Республики муфтием Усманханом Алимовым. В тот же день россияне посетили основанный президентом Узбекистана Исламом Каримовым Ташкентский исламский университет, а затем Ташкентский исламский институт имени имама Аль Бухари, где 20 лет назад учились Умар Идрисов и нынешний глава мусульман Узбекистана. Гостей встречал ректор Абдукаюм Азимов. Визит вежливости к митрополиту Русской православной церкви Владимиру не состоялся лишь по причине его отсутствия в Ташкенте.

В следующие дни прошли встречи с представителями рода муфтиев САДУМ (Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана) Бабахановых.

3 мая в Ташкенте было открыто представительство Республики Татарстан в Узбекистане. На презентации Умар-хазрат Идрисов выступил с приветственной речью в адрес посла России в Узбекистане Фарида Мубаракшевича Мухаметшина, госсоветника при президенте Республики Татарстан по международным вопросам Тимура Акулова и руководителя представительства Рамиля Шакирова.

4 мая состоялась встреча с выдающимся правоведом и дипломатом современного Узбекистана доктором Акмалом Саидовым, директором Национального центра по правам человека Республики Узбекистан, членом Олий Межлиса, где он руководит комитетом по развитию демократических институтов, неправительственных организаций и структур гражданского самоуправления.

Муфтий Узбекистана Усманхан Алимов сказал: «У нас общие корни в истории: ведь Волжская Булгария, а затем и иные земли и народы современной России узнали об Исламе от наших предков, проживавших на землях, именуемых Мавераннахром. А знаменитое медресе «Мир-и-Араб» подготовило значительную часть ныне действующих лидеров исламских организаций России». Действительно, именно из Мавераннахра пришел к мусульманам Волго-Уральского региона и Сибири и ханафитский мазхаб и суфизм тариката «Накшбандийа».

В XVIII-XIX вв. татары выполняли функции торговых представителей, особенно при бухарском дворе. Роль татар как «толмачей» – переводчиков между Западом и Востоком, Россией и исламским миром – оказалась, как и в древности, продуктивной. Не случайно, МИД России назначил послом в Узбекистан именно татарина Фарида Мубаракшевича Мухаметшина.

Глава ДУМНО Умар-хазрат Идрисов с добрыми чувствами встретил своих соучеников по Бухаре и Ташкенту. По результатам поездки он написал книгу воспоминаний о бухарских истоках современной российской мусульманской жизни. Она стала первой книгой мемуаров у российских муфтиев советской и постсоветской эпохи. А предыдущая – «Дамелла Галимджан Баруди», посвященная будущему муфтию Центрального Духовного управления мусульман, также учившемуся в Бухаре, вышла в свет 100 лет назад.

Визит в Узбекистан не стал развлекательной поездкой. Фонд Бабахановых сейчас проходит регистрацию в России. Молодежь приезжает на различные конференции в Нижнем Новгороде. На прошедшую в ноябре в Российском гуманитарном университете конференцию прибыл историк Ренат Шигабдинов, который уже не первый год собирает и публикует материалы по теме «Татары в Узбекистане».

После Узбекистана настал черед другого геополитического полюса Центральной Азии – Казахстана. С 29 ноября по 1 декабря 2007 года состоялся визит делегации российских мусульман в «южную столицу» Казахстана Алматы. Возглавлял делегацию руководитель Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Умар Идрисов. Его сопровождал ректор Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова Дамир Мухетдинов.

В ходе своего визита россияне стали участниками целого ряда знаменательных событий. Они посетили джума-мечеть Алматы и встретились с работниками Духовного управления мусульман Казахстана. Далее состоялась встреча в Египетском университете исламской культуры «Нур Мубарак» с ректором и профессорами-египтянами университета. Затем – с активистами татарской общины, потом – с сотрудниками ведущей русскоязычной исламской газеты «Наш мир». Достигнуто соглашение, по которому газета «Наш мир» выступает крупнейшим информационным партнером газеты «Медина аль-Ислам» в Центральной Азии.

Кроме того, российская делегация приняла участие в работе двух «круглых столов». Организационную поддержку алматинскому визиту российских мусульман оказал директор Фонда имени муфтиев Бабахановых Амирсаид Усманходжаев-Бабаханов. Выступая на одном из приемов, он выразил идею инициативы россиян следующими словами: «Объединительный потенциал Ислама поможет нам достойно войти в XXI век. Визит российских мусульман — начало качественно нового этапа Евразийского Ислама».

Важнейшим мозговым штурмом стал, созванный Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) форум: «Секуляризм и ислам в совместном государстве: что объединяет их?». Ведущим выступил директор КИСИ, доктор Булат Султанов. Модераторами поочередно были муфтий Казахстана Абсаттар хаджи Дербисали, директор Центра стратегических исследований при Президенте Таджикистана, доктор Сухроб Шарипов, а также инициатор и координатор этого проекта доктор Арне Зайферт, дипломат из Германии, занимающийся диалогом западной и исламской цивилизаций.

Объединение интеллектуальных усилий экспертов проходило под эгидой гамбургского Центра политики мира и безопасности (CORE — Centre for OSCE Research — Institute for Peace Research and Security Policy at the University of Hamburg (IFSH). По сути, это был «семинар в закрытом варианте», не для прессы. Участники заранее обменялись по электронной почте своими докладами, а на самом «круглом столе» поделились некоторыми соображениями. Состоялась дискуссия об актуальных теоретических проблемах.

Здесь были представители ФРГ, стран Центральной Азии (кроме Туркменистана) и России. Казахстанскую делегацию возглавлял шейх Абсаттар Хаджи Дербисали, Верховный муфтий Республики Казахстан, Председатель Духовного управления Казахстана, осветивший в своем докладе тему: «Секуляризм и ислам в совместном государстве: что объединяет их? Ислам и секуляризм в Казахстане».

Среди других тем нужно отметить: «Социально-политические и духовно-культурные аспекты взаимосвязи между религиозными и светскими ценностями в Республике Казахстан (Методология изучения и анализа возможностей и пределов светско-исламского диалога)» (Косиченко А.), «Исламистские проекты в Центральной Азии: в поиске альтернатив» (Алниязов Н.), «Ислам в Кыргызстане: тенденции развития» (Мурзахалилов К.), «Светское государство и исламский политический процесс в Кыргызстане: «мусульманский ресурс» как фактор формирования государства» (Маликов К.), «Исламские ценности как важные элементы развития современного общества» (Усмонов И.), «Взаимосвязь секуляризма и исламской культуры, образования в Узбекистане» (Нурмухамедова М.), «Современное секуляризованное государство в условиях исламского общества» (Питш Роланд).

От российской стороны на встрече в Алматы приняли участие профессор Ирина Звягельская (вице-президент Международного центра стратегических и политических исследований, профессор МГИМО, Москва), председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар-хазрат Идрисов; ректор Нижегородского исламского института (НИИ) им. Х. Фаизханова, директор Издательского дома «Медина» Дамир Мухетдинов (Нижний Новгород). Его доклад назывался: «Российский Ислам: общие тенденции и особенности Нижегородчины».

Позднее состоялась встреча Верховного муфтия Республики Казахстан шейха Абсаттара Хаджи Дербисали с председателем Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Умар-хазратом Идрисовым. Муфтий Республики Казахстан дал высокую оценку книгам издательского дома «Медина», особенно из серии трудов по ханафитскому мазхабу. Российские учебные пособия будут использоваться в Казахстане. И это еще один шаг к реальному сотрудничеству между нашими государствами.

Таким образом, на протяжении полугода представители ДУМНО нанесли визиты в два важнейших геополитических узла Центральной Азии. Страны СНГ этого региона являются и важнейшими партнерами России по ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), членами Договора о коллективной безопасности (ДКБ), активно сотрудничают в развитии углеводородного комплекса и трубопроводной сети. Еще весьма недавно, в 2005 г., президенты Н. Назарбаев и И. Каримов участвовали в саммите СНГ, проведенном в Казани.

Но сотрудничество политическое и экономическое должно быть дополнено сотрудничеством религиозным, научным и образовательным. И здесь Духовное управление мусульман Нижегородской области, Нижегородский исламский институт, издательский дом «Медина», фонды Бабахановых, имени Абу Ханифы и Марджани ждет большое поле деятельности. В нынешнем году намечены новые горизонты сотрудничества, в том числе поездки в Казахстан и Узбекистан с целью презентации продукции издательского дома «Медина». В процессе подготовки образовательные, научные, медийные проекты. Врата между регионами мусульманского мира становятся открытыми навсегда.

Дамир Мухетдинов,
Ректор Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова,
директор Издательского дома «Медина»
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Копировать | Печать | Закрыть