Мусульмане Поволжья

05.12.2007Обновление на сайте. Предлагаем Вашему вниманию статью ректора Российского исламского университета Р.М. Мухаметшина "Система мусульманского образования в России".

Мухаметшин Р.М. (Казань)

Система мусульманского образования в России

Появление первых мусульманских учебных заведений в России в постсоветский период относится к концу 1980-х годов. Это был период спонтанного появления мусульманских учебных заведений, которые еще до конца вписались в правовое и образовательное пространство России, не имели постоянных источников финансирования. Эти учебные заведения создавались в основном по инициативе различных зарубежных мусульманских благотворительных фондов. Они же их финансировали и поставляли преподавательские кадры.
Это был период эмоционального религиозного подъема, активного возвращения религиозных ценностей в нашу жизнь. Тогда считалось, что после 80-летнего атеизма очень важно возвращение религии в нашу жизнь. Но в какой форме? Этим вопросом тогда задавались немногие. Многие считали что, любые религиозные знания лучше атеистических представлений. Но жизнь показала, что все намного сложнее. И государство в этот период занимало позицию постороннего наблюдателя, особо не выстраивая внятной политики в сфере государственно- религиозных отношений, в том числе и в области мусульманского образования.
Но первые проблемы в сфере мусульманского образования, точнее первые результаты деятельности мусульманских учебных заведений возникли после появления выпускников этих медресе в мусульманских приходах России. Оказалось, что богословски вполне образованные выпускники, довольно далеки от традиций российских мусульман. Молодые имамы искренне убеждали своих прихожан в том, что истинные духовные ценности находятся за пределами традиций наших предков. Поэтому в тех приходах, где были еще носители религиозных традиций российских мусульман, там возникали разногласия между старшим поколением мусульман и молодым имамом. А где имамы сами создавали новые приходы, то там чужие традиции уже воспринимались как истинно верные отрицались и отрицались обычаи и обряды российских мусульман, которые сохранились в течение многих веков.
Эта проблема, местами переросшая в противостояние между старшим и молодым поколением мусульман, еще раз высветила актуальность и острую необходимость создания полноценной системы мусульманского образования. Создание именно такой системы, которая строилась бы на исторических традициях и была бы адаптирована к российской действительности.
В этот период возникла еще одна проблема, которая была обусловлена необходимостью определения места мусульманских учебных заведений в российском правовом и образовательном пространстве. Казалось бы эта проблема не должна была возникнуть, поскольку учебные заведения, находящиеся в юрисдикции ДУМ в регионах России, готовили имамов для своих же приходах.
Эта проблема имела и другую сторону. Так, по сведениям ДУМ РТ, в 2006 году обеспеченность действующих мечетей Татарстана профессионально подготовленными священнослужителями составляет не превышало 15 процентов”. Это свидетельствовало о том, что на религиозное образование необходимо было взглянуть шире, в контексте решения многих проблем всего общества. Задачи, стоящие перед религиозными учебными заведениями, не сводились только к подготовке специалистов, способных удовлетворить духовные потребности прихожан. Их цель должна была быть намного шире – подготовка нового поколения мусульманской интеллигенции, способной активно участвовать в возрождении и оздоровлении российского общества, деформированного советской властью. Это очень важная проблема не только для религиозных деятелей. В этой связи первоочередной задачей стало определение правовых основ деятельности религиозных учебных заведений, их лицензирование и аккредитация. Не трудно было себе представить внутреннее состояние молодого специалиста, проучившегося 4-5 лет в нелицензированном медресе и получившего диплом, не признаваемый государством.
Поэтому неудивительно, что практически все религиозные учебные заведения России работали по лицензиям, полученным в региональных министерствах и департаментах образования, которые в свою очередь, имели право выдавать лицензии только учебным заведениям низшего звена. Эта проблема связана не только с правовым статусом учебных заведений, она прямо и непосредственно касается и их выпускников, которые практически не задерживались в мечетях, поскольку у общин не было материальных возможностей содержать имамов. Имама, приехавшего в село, необходимо было обеспечить жильем, надо платить было ему зарплату. Если эти условия не выполнялись, молодой имам не оставался в деревне.
Выход из создавшегося положения многие ДУМ видели в более четком определении правового статуса медресе, которые могли бы дать дипломы государственного образца. Если бы шакирды наряду с религиозными знаниями получали в медресе соответствующие дипломы, признаваемые государством, дающие право работать в государственных учреждениях, то они наряду с обязанностями имамов могли бы исполнять многие другие функции (в частности, работать в школах).
Новым этапом в становлении системы мусульманского образования можно назвать появление в России исламских университетов в конце 1990-х годов. Первым таким университетом стал РИУ, возникший в 1998 году. Это, было не только появление новых типов мусульманских учебных заведений, но и новый этап в формировании государственно-исламских отношений. Именно в этот период в обществе, в том числе и во властных структурах появилось понимание того, что необходимо создавать условия для возвращения в духовную и общественно-политическую жизнь российского общества не оторванных от реальной жизни религиозных ценностей, а тех традиций, которые российскими мусульманами уже выработаны в течение многих веков. Это гибкая и интеллектуально осмысленная модель ислама, которая совмещает толерантность и богобоязненность. Сегодня, действительно, необходимо подготовить мусульманских религиозных деятелей и богословов, которые могли бы понять потребности и особенности поликонфессионального общества и правильно ориентироваться в российском обществе.
Мусульманские учебные заведения, особенно университеты, безусловно, призваны решать свою главную задачу – подготовку высокообразованных религиозных деятелей. Но, ясно, что в современных условиях такое учебное заведение как университет не может ограничиваться только подготовкой религиозных деятелей. Поэтому одной из главных задач для университетов подготовку мусульманской интеллигенции и богословов. Потому что в нашем обществе должно появиться прослойка интеллигенции, которая должна нести в общество объективную информацию об Исламе и тем самым, если и не ликвидировать полностью, то, по крайней мере, сузить почву для распространения исламофобских настроений и поддерживать традиции толерантных отношений. В связи с этим мы придаем большое значение развитию в нашем университете помимо религиозного и другого нашего факультета – теологического. В этом году у нас состоялся первый выпуск этого факультета. Большим событием для нашего вуза в этом году стало то, что мы прошли государственную аккредитацию по направлению «теология» и среди российских мусульманских вузов стали первым вузом, получившим право выдавать диплом государственного образца. Со следующего учебного года, мы собираемся открывать и новые специальности по страноведению и лингвистике, а так же откроем магистратуру по теологии.
Проблем у мусульманских учебных заведений, конечно, много. Начну с кадровой проблемы. Безусловно, за последние годы в этой области произошли кардинальные изменения, среди которых я бы назвал то, что учебные заведения, в основном, формировали преподавательский корпус из своих кадров, которые получили богословское образование в крупнейших международных мусульманских вузах Египта, Малайзии, Иордании, Сирии и других стран. Отрадно и то, что среди преподавателей есть и выпускники своих вузов, которые совершенствовали свои знания в других учебных заведениях. Правда, среди преподавателей еще мало специалистов с научными степенями. Дело, конечно, не только в научной степени, а в том, что эти преподаватели, хотя и высокой профессиональной подготовкой, но представляют совершенно разные богословские и педагогические школы. Это создает массу проблем в выстраивании единой системы образования. Это еще раз свидетельствует о том, что необходимо ускорить процесс возрождения блестящих традиций российского мусульманского богословия.
Финансовые проблемы для негосударственных учебных заведений всегда были самыми сложными. Особенно для таких, как мы, которые свою деятельность не могут строить не коммерческой основе. Конечно, это не значит, что мы все свои финансовые проблемы должны переложить на плечи государства. Необходимо искать дополнительные источники финансирования, активнее работать с международными фондами, изучать и применять опыт работы других негосударственных и государственных вузов, попытаться выстраивать традиционные для мусульман источники финансирования, например использовать вакуфное имущество, о чем, я надеюсь, более подробно скажет уважаемый муфтий.
Но в период становления без поддержки государства, конечно, было бы очень сложно. Весьма отрадно, что 2007 год в плане финансовой поддержки мусульманских учебных заведений со стороны России стал поворотным. В этом году правительством России принято распоряжение «О содействии подготовке специалистов по истории и культуре ислама» на основе которого пять мусульманских вузов России приступили к реализации этой программы. Эта программа, рассчитанная до 2010 года, безусловно, нам открывает новые возможности по решению многих проблем вуза, в первую очередь по учебно-методическому обеспечению, совершенствованию организации учебного процесса и повышения квалификации преподавателей вуза. Эта программа так же, мы надеемся, даст возможность более масштабно реализовать потенциал своих регионов. Но, к сожалению, механизм реализации этой программы пока очень несовершенен. Она вузы жестко привязывает к конкретному светскому вузу и соответственно поддержку самих мусульманских вузов делает не прямой, а опосредованной. Эта создает массу проблем и для нас, и для наших вузов-партнеров по программе. Конечно, для нас было бы наиболее удобной форма грантовой поддержки ведущих мусульманских вузов.
Начиная с этого года мы активно сотрудничаем с Фондом по поддержке исламской науки, образования культуры. Мы уже получили гранты по поддержке научно-издательской деятельности вуза и по стипендиям для студентов.
В последние годы и ПФО уделяет много внимания проблемам исламского образования. Только за последний год в рамках рабочей группы по исламу проведено 2 совещания по мусульманскому образованию.
Правовой статус религиозных учебных заведений в светском государстве всегда вызывал массу проблем. Не останавливаясь на перипетии этого вопроса, только скажу: те предложения, которые были озвучены Дм. А. Медведевым 19 октября во время встречи в Московской духовной академии, действительно, являются наиболее оптимальной формой в условиях современной России. Если эта поправка в федеральный закон «Об образовании» будет принята, то она откроет новые возможности и для мусульманских учебных заведений. По крайней мере, мы могли бы в своем правовом статусе подняться до уровня полноценных учебных заведений и выдавать диплом государственного образца своим выпускникам.
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Копировать | Печать | Закрыть