Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

31.10.2007ИНТЕРВЬЮ: Третий мусульманский Форум – в Третьем Риме.

Исламский культуролог Джаннат Сергей Маркус рассказал "Порталу-Credo.Ru" о задачах и особенностях открывающегося в Москве съезда





С 1 по 4 ноября в Москве пройдёт Третий всероссийский мусульманский Форум, в канун которого корреспондент "Портала–Credo.Ru"попросил исламского культуролога Джанната Сергея Маркуса дать комментарии по поводу его задач и особенностей.

"Портал–Credo.Ru": Нижегородское ополчение добралось до Москвы! Так можно было бы описать некий символизм, заключённый в том, что именно на берегах Волги в 1612 году встретились Минин и Пожарский, а затем в 2005 году, когда решено было учредить День народного единства, мусульмане провели здесь свой Первый всероссийский Форум. Каков символизм Форума нынешнего?

Джаннат Сергей Маркус: Вы затронули живой нерв – действительно, здесь много ссылок на прошлое, с намёками на настоящее, ради прорыва в будущее. Нижегородские мусульмане, во-первых, убеждены, что предки Минина – татарские купцы с Макарьевской ярмарки на Волге. Крайне важно для понимания сути России, что подписи под грамотой об избрании Михаила Романова царём поставили и татарские мурзы. Скажем проще – суть России в славяно-тюркских взаимосплетениях, в православно-исламском общем замесе. Непридуманное евразийство!

Второе – цветение России начинается там, где волжская раздольность и приволье: в песнях, в купеческом счастье Нижегородской ярмарки, в добрососедском обмене народов и языков, в желании добраться до чудес Бухары и сладостей Персии. И недаром ведь, как только впервые дохнул ветер демократии в начале ХХ века, именно в Нижнем прошли первые всероссийские форумы мусульман, тогда ещё более огромной, чем теперь, Российской державы!

Вот и делайте вывод: где, как не в Нижнем, могла вновь возродиться тяга мусульман и к современной демократии, и к купеческой самостоятельности и к всероссийскому единству? К сказанному лишь добавлю – застоявшиеся, даже застойные явления в столице очень часто в истории разблокируются благодаря притоку свежих сил из провинции. А Нижний Новгород оказался даже супер-провинцией, триста лет назад пробудившей погрязшую в Смуте Русь и собравшую лучшие её живые силы в единое государство.

– Как понять несколько неожиданное название Конференции "Мусульмане России – с Богом за Родину в мир хай-тек!" и выбор места его проведения – гостиницу "Космос"?

– Смыслы здесь – как руда на поверхности. Если не обозначить себя именно как "мусульмане России" – не было бы чёткой мысли, что реализовать себя верующий может лишь в конкретной обстановке. Нельзя быть "мусульманином вообще". Гибкость ислама такова, что и в Индонезии, и в Марокко, и у нас перед мусульманином стоит задача, как у архитектора, "сделать привязку проекта на местности". Коран даёт стратегический план и на все времена, а вот творческая задача каждого – посадить этот "чертёж" на реальную почву.

"С Богом!" – говорят по-русски, отправляясь в путь, или принимаясь за новое дело. По-арабски это "Бисмилла!" – без такого посвящения своих делу Всевышнему не начинает никаких дел нормальный мусульманин.

"За Родину!" звучит так, что кому-то напоминает некое продолжение: или "…за Сталина!" или "…за царя!" Пусть напоминает – важно именно живое патриотическое чувство. Есть хадис Пророка Мухамада (САВ), который прямо указывает: "Любовь к Отечеству – часть твоей веры". Один из самых ярких образов Великой Отечественной войны – это подвиг Александра Матросова, грудью закрывшего амбразуру неприятельского ДОТа. Но мало кто помнит, что его имя и фамилия – русификация его башкирского мусульманского имени. Сколько бы сейчас ни пытались измазать грязью священное понятие "шахид" (мученик за веру, герой, жертвующий жизнью во имя идеала), именно на шахидах и держится наша свобода, независимость государства.

Наконец, английское слово "хай-тек" просто напоминает о том, что ислам потому и стал мировой религией-культурой-цивилизацией, что арабы-бедуины не замкнулись гордо в своём бедуинстве – но осваивали все новейшие достижения науки и культуры своего времени. А потом, увы, их потомки через несколько столетий впали в долгий и дремучий сон под пальмами. И когда на Восток пришли европейцы-колонизаторы, они застали столь сладостную дрёму, что надолго отождествили ислам с этой дрёмой.

Но вообще-то ислам – это и есть высокая технология в религии. Это вовсе не "самая молодая мировая религия", как придумали религиоведы-европоцентристы. Это начатая ещё с Адама, с пророков Израиля цепочка Божественных Вестей – и на последней стадии ускоренной, модернизированной Пророком Мухаммадом (САВ). Так что словечко "хай-тек" на Московском Форуме – это призыв не реформировать ислам, но выявить его эвристику, волю к освоению новых знаний, прорыв в новое качество.

– Но у большинства россиян впечатление об исламе - именно как о "сне под пальмами", а для России точнее – под ракитовым кустом!

– Увы, с этим не поспоришь. Застой начался очень-очень давно. Потом он усугубился на территории России гонениями на мусульман – разгромом Казани Иваном Грозным, кавказскими войнами имперского Петербурга. То, что ислам в России уцелел, – просто чудо! Всё нежизнеспособное умирает, когда его уничтожают или 450 лет (как татаро-поволжскую традицию), или 200 лет (как кавказскую). Так что 70 лет советского атеизма – лишь последний разрушительный рывок, но и он захлебнулся.

Нашей свободе совести в России всего лишь 15 лет – подростковый срок! Если уж православие понесло огромные потери, то, что уж говорить о мусульманах?!… Массу современных недугов уммы России можно понять лишь в такой глубокой исторической перспективе. А могло ли быть иначе?

– Первая проблема – разъединённость уммы, борьба "муфтиятов". И нижегородский Первый Форум 2005 года поставил, но так и не решил этот вопрос.

– Да, это важнейшая задача Форумов – разжечь заново тягу к единству. Повторю: недаром обращение к Смуте XVII века, к опыту народного ополчения, к Дню народного единства. В январе этого года решением Совета муфтиев России (СМР) в Саратове создан Совет улемов России – но его надо наполнить живым содержанием, и эта работа будет продолжена на Форуме-2007.

– Что же конкретно мешает объединению уммы в Российской Федерации?

– Как культуролог, я вижу здесь рецидивы узко-племенного, трайбалистского мышления, которое никак не может дорасти до мусульманского интернационализма и осознания ответственности перед огромным единым государством – Россией.

Скажу жёстко: если сами мусульмане не преодолеют семейно-клановых предрассудков, разорвать эту постыдную раздробленность поможет лишь сильная государева воля. Посмотрите: кто бы поверил пять лет назад, что соединятся "белая" и "красная" части Русской Православной Церкви? А сейчас уже идут новые процессы: дан старт православно-католическому сближению, плюс решено вывести старообрядцев (пока лишь белокриницкого согласия) из испуганно-антисоциального гетто, в котором они прижились с XVII века! Значит, есть осознание великой социальной роли религии, с одной стороны, и необходимости "поцеловать спящую красавицу", отвлечь её от самовлюблённого сна, с другой стороны!

– А почему среди заявленных на Форуме секций вдруг оказалась… "Археология"?

– Совсем не странно. Ведь мы только с развитием демократии можем непредвзято глядеть в прошлое, но никак это не получается – столь сильны приевшиеся стереотипы. Сначала "история как политика, обращённая в прошлое", работала на петербургско-имперский идеологический заказ. Потом славянофилы пытались вырулить в свою сторону. Что уж говорить про марксистов, которые даже у первобытных людей обнаружили "коммунизм"! Представьте себе: археологи что-то копают или не копают, замечают или не замечают в найденном – в зависимости от установок, впившихся в подсознание.

И даже теперь многие не могут преодолеть предвзятой векторности – кто-то "москвоцентрист", а кто-то "казаноцентрист". Так вот, задача археологической секции Форума – помочь археологам исследовать пласты ранней истории исламских народов на территории России непредвзято – а это, поверьте, очень трудно. Надеюсь, что результаты работы именно этой секции могут стать сенсационными – ибо именно по идеологическим причинам многое в нашей истории вычёркивалось как "неудобное"!

– Другие секции будут посвящены политологии, историко-культурологическим проблемам, богословию, а круглый стол – социальной позиции современных мусульман и освещения этого в СМИ. В чём изюминка этих проектов?

– Там будет много специалистов, как мусульман, так и исламоведов. Главное – именно на этом Форуме созревает – интеллектуально и духовно – современная исламская хай-тек-среда.

Из богословских тем я выделю стремление мусульман России к полноценному диалогу с авраамическими религиями – с иудаизмом, с православием, и с разными иными течениями христианства. Отрадно, что на Форум обещали прибыть с приветствиями и докладами представители Русской Православной Церкви Московского патриархата, Императорского Православного Палестинского Общества, Католической Церкви России, раввин Зиновий Коган, епископ пятидесятников Сергей Ряховский. Здесь тоже нужен некий прорыв – рецепт в стиле хай-тек, чтобы найти приемлемую доктринально формулу гражданского сотрудничества, при том, что все остаются при своей вере и даже ведут миссионерскую работу!

– А зачем этому Форуму с его сложнейшими теоретическими задачами придана культурная программа?

– Это принципиально важно. Ведущий Форума Умар-хазрат Идрисов неоднократно подчёркивает роль культуры в быстром взаимопонимании людей. То, что нас разделяет в вере и идеологии, культура мгновенно подымает иной уровень, над этими разделениями … и мы, оказывается, прекрасно понимаем друг друга! В этом чудо культуры.

В культурную программу включены выставки-продажи лучших исламских издательств "Умма", "Ансар" и "Медина", выставка современной каллиграфии Ближнего Востока с поэтичным названием "Танец пера и чернил" в Музее Востока, показ художественного фильма индийского режиссёра "Нить", а также концерты легендарной группы "Ялла" (Узбекистан) в Театре эстрады и суфийского музыканта Омара Фарука Текбелека (Турция) в киноконцертном зале "Мир". Москвичам впервые дарят такую возможность - не уезжая далеко от дома, сказать: "Открой личико, Гюльчатай!" и насладиться многообразием и щедростью исламской культуры.

– Обычно на Форумах презентуют также новые издания?

– Да, на этот раз будут представлены: главная настольная книга по исламу на русском языке – Тафсир Священного Корана Абдуллы Юсуфа Али; книга Умара Идрисова "Бухарские воспоминания" и книги из серии "Ханафитское наследие"; журнал художественной литературы "Чётки". Очень вероятно, что получим тираж словаря "Ислам в Москве". Также публике будет представлен продюсерский центр "Рух".

И даже новое международное явление – только что получивший в Нижнем Новгороде регистрацию Фонд муфтиев Бабахановых, который объединяет мусульман России с наследниками редчайшего рода, идущего со 150 года Хиджры и давшего в ХХ веке трёх муфтиев, которые в условиях СССР отстаивали и поднимали ислам.

Таким образом, как видите из моего краткого перечисления, Третий мусульманский Форум пройдёт в Москве - Третьем Риме – как укоренённое в глубине веков исламское хай-тек-новшество!

Беседовал Валерий (Исмаил) Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"
Copyright © 2021 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph