Мусульмане Поволжья

М. Бибарсов: В России могут быть введены элементы шариатского правления

М. Бибарсов

В конце августа в Чеченской республике прошел международный форум «Ислам – религия мира и созидания». Помимо прочего, он запомнился поправкой, внесенной сопредседателем Совета муфтиев России, главой Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддасом Бибарсовым в текст резолюции конференции о недопустимости осуждения введения Шариата.

«Никто из здесь присутствующих мусульман не может выступать против шариатского правления», - заявил Бибарсов, чем вызвал неоднозначные комментарии в прессе.

Мы попросили М. Бибарсова рассказать, что же на самом деле произошло в Гудермесе, и разъяснить его позицию по поводу введения норм Шариата в нашей стране.

- В чем заключалась Ваша поправка к тексту заключительной резолюции форума, вызвавшая со стороны некоторых крупных изданий в Ваш адрес обвинения чуть ли не в том, что Вы оспариваете легитимность российской государственности?

Никакого инцидента на самом деле не было. Был чисто рабочий момент. Когда обсуждалась итоговая резолюция форума, я посчитал нужным внести поправку в пункт, где осуждались экстремисты, которые строили в Чечне «шариатское государство». На мой взгляд, это некорректная формулировка.

Во-первых, после первой чеченской войны опыт строительства мусульманского государства в республике был, мягко скажем, неудачным. Имела место настоящая профанация. Фактически, Шариат дискредитировался действиями невежественных людей.

Во-вторых, ни один мусульманин не может выступать против шариатского правления. Подчеркиваю, речь идет именно о правлении, а не государстве.

Никакого криминала здесь нет, шариатское правление возможно в рамках разных форм государственного устройства. Когда я сказал, что никто из присутствовавших на форуме не может выступать против Шариата – исламского права, я имел в виду именно это.

Не понимаю, почему это вызвало такую реакцию у некоторых журналистов. Скорее всего, они просто не разобрались в сути вопроса или же не знают историю мусульман России.

- А как отреагировали участники конференции на Ваше замечание?

Весьма положительно. Надо отметить, что муфтии Северного Кавказа после этого подошли ко мне и сказали, что замечание носит справедливый, правильный и своевременный характер. Таким образом, моя поправка прошла полностью.

- На мой взгляд, пресса не случайно так отреагировала на данный случай. Слово «Шариат», к сожалению, у большинства населения нашей страны сегодня вызывает, скорее, негативные ассоциации...

Да, термин «Шариат», к сожалению, вызывает болезненную реакцию. То, что происходило на Кавказе, привело к тому, что у российского общества отторжение вызывает не только Шариат, но в какой-то степени Ислам вообще.

- В чем же разница между шариатским государством и шариатским правлением?

Если мы говорим о первом, то это подразумевает создание отдельного независимого государства. Второе же – внедрение норм Шариата в рамках существующей государственно-правовой системы.

Это разные вещи. В качестве примера можно привести введение мусульманских норм в гражданское судопроизводство, в регулирование семейно-брачных отношений, в наследственное право, а также в экономическую сферу в плане обеспечения деятельности вакфов и создания условий для ведения бизнеса в соответствии с требованиями Ислама.

- Возможна ли реализация идеи шариатского правления в современной России?

Шариатское правление в нашей истории уже было. В Российской империи, например, в некоторых регионах на законодательном уровне действовали нормы Шариата. Более того, в какой-то степени власти даже насаждали их. На заре Советской власти на Кавказе также было легализовано мусульманское право. Это общеизвестные вещи.

Думаю, что в будущем в России элементы шариатского правления в рамках даже действующей конституции, скорее всего, будут введены. Не исключаю, что это же произойдет и в Европе.

Человек должен иметь выбор. Сегодня можно обычному суду предпочесть присяжных. Почему бы не ввести для тех, кто хочет, мусульманское гражданское судопроизводство, не ущемляя, конечно, прав и интересов остальных групп населения.

Кстати, шариатские нормы уже имеют официальный статус в некоторых странах, где проживают мусульманские меньшинства, например, в Греции и в Индии. Даже в Канаде недавно на государственном уровне шла речь о введении определенных положений исламского права. Не говоря уже о том, что почти повсеместно на Западе созданы условия для шариатского банкинга.

- Сегодня мы наблюдаем, как Рамзаном Кадыровым на официальном уровне в Чечне вводятся чуть ли не шариатские нормы. Как Вы оцениваете эту практику? Можно ли охарактеризовать происходящее как попытку реализации шариатского правления?

Частично, да. Но самое главное - для шариатского правления должно быть готово сознание людей. Ведь человеку, выбравшему шариатский суд, следует четко понимать, что он обязан принять его решение, даже если оно ему не понравится. Поэтому, прежде всего, необходима кропотливая воспитательная и просветительская работа.

На примере Чечни мы видим, что предложения Кадырова идут тяжело. Они встречают определенное скрытое сопротивление.

Взять вопрос внешнего вида женщин в общественных местах. Чеченские власти не говорят тут об исламском праве как таковом, речь идет об элементарных нормах морали. Но в ответ мы видим некоторое непонимание, несогласие. И то, что даже чеченский президент, высшее лицо республики, в какой-то мере был вынужден, в конце концов, настоять на том, чтобы женщины одевались подобающе традициям чеченского народа, говорит о том, что это сопротивление достаточно сильно.

- В общем, правильно ли я понимаю, Вы хотите сказать, что вопрос шариатского правления в России носит сегодня чисто теоретический характер? Ведь российские мусульмане к этому явно не готовы.

Мое личное глубокое убеждение заключается в том, что говорить о введении в нашей стране элементов мусульманского права на государственном уровне – это вопрос даже не завтрашнего дня. Для этого должно смениться несколько поколений людей, которые имели бы исламское мировоззрение. Мы же сегодня видим, что оно очень слабое.

Эта сфера не терпит поспешности. Тут нет и не может быть быстрых решений. Необходимы мудрость, осторожность и время.

- На Ваш взгляд, внедрение в законодательство, в общественную жизнь некоторых норм Шариата, признание их со стороны властей, способствует ли нормализации обстановки в той же Чечне? Как вообще это сказывается на проблеме радикализации?

Безусловно, это имеет позитивный характер. Тем самым выбиваются многие «козыри» у экстремистов.

Беседовал Мансур Алишаев

Источник: Ислам.ру

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Копировать | Печать | Закрыть