Мусульмане Поволжья

В казанской ратуше обсуждалась проблема межконфессиональных отношений и сохранения мира и согласия в современном обществе

В казанской ратуше обсуждалась проблема межконфессиональных отношений и сохранения мира и согласия в современном обществе

 

1 сентября в казанской ратуше продолжил работу международный дискуссионный клуб «Валдай». Темой обсуждения стал рост религиозного самосознания, а также связанные с этим проблемы межконфессиональных отношений и сохранения мира и согласия в современном обществе. Политологам и журналистам, в том числе зарубежным, представилась возможность услышать мнение религиозных лидеров Татарстана. Судя по вопросам, интересовавшим гостей, стереотипы восприятия религиозной жизни в России в массовом сознании не корректируются.
Обсуждение заявленной темы религии и ее роли в современном мире символично совпало с шестой годовщиной трагедии 11 сентября, трактуемой многими как «столкновение цивилизаций». О скорбной дате напомнил мэр Казани Ильсур Метшин, выступавший перед участниками дискуссионного клуба с приветственным словом. Собравшиеся почтили память жертв террористического акта минутой молчания.

События 11 сентября послужили отправной точкой и в выступлении председателя Духовного управления мусульман РТ, муфтия Татарстана Гусманахазрата. Религиозный деятель подчеркнул, что после трагедии в США отношение к Исламу в мире испортилось. Однако, по его мнению, исламофобия постепенно уменьшается, уступая восприятию Ислама как религии мира и созидания. Примером в этом смысле может служить Татарстан, где с Исламом мирно соседствуют Православие и другие мировые религии. «Многих интересует, как нам это удалось, — отметил Гусман­хазрат. — Я думаю, что дело в менталитете татарского народа». Отмечаемый в последние годы рост религиозного самосознания, многократное увеличение количества приходов и возводимых в республике мечетей не убавили в народе свойственной ему толерантности, считает духовный лидер.

Управляющий Казанской епархией Русской православной церкви, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий не стал публично оспаривать позицию исламского духовенства по этому вопросу, осторожно предположив, что изучение религии «когда­нибудь, может быть, будет обязательным предметом». По его мнению, дружественность двух наиболее представленных в республике религий — Православия и Ислама — имеет прочные исторические корни. Он обратился к недавнему прошлому — годам перестройки, когда религиозному возрождению способствовали общие усилия «православной и мусульманской общественности». Так были возвращены верующим Петропавловский собор и Голубая мечеть, отметил он.

Религиозные лидеры республики ответили на вопросы российских и иностранных политологов и журналистов. Большинство вопросов можно было бы охарактеризовать как традиционные и не претендующие на какойто новый уровень осмысления действительности. Они отражали стереотипы, постоянно продуцируемые СМИ, прочно отложившиеся в массовом сознании и связанные в первую очередь с Исламом.

Источник: Ислам в Российской Федерации

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Копировать | Печать | Закрыть