Мусульмане Поволжья

Исламовед Роман Силантьев поделился с сайтом «Мусульмане Поволжья» своими соображения насчет того, почему Русская Православная Церковь не ведет диалог с Советом муфтиев России.

Роман Силантьев

   Во-первых, хотелось бы отметить, что богословский диалог с
мусульманами Ирана Русская Церковь ведет потому, что среди них есть
богословы, а в окружении муфтия Равиля Гайнутдина богословов нет. В
самом деле, не с ректором же Московского исламского университета Маратом
Муртазиным, которого собственные студенты публично уличают в незнании
базовых основ ислама, говорить о высоких богословских материях?
Касательно самого московского муфтия можно отметить, что высшего духовного
образования у него нет – бухарское медресе «Мир-Араб», как известно, является
средне-специальным учебным заведением, арабским языком он владеет
посредственно, а его единственная фетва была посвящена отлучению от
ислама верховного муфтия Талгата Таджуддина, причем ни один человек, считая
собственно Равиля Гайнутдина, ее не исполняет. В свете этого равнять
главу Совета муфтиев с иранским аятоллами, знающими наизусть Коран и тысячи
хадисов, было бы некорректно по отношению к ним.

   Во-вторых, довольно забавно выглядят обиды московского
муфтия на то, что христиане не считают ислам богоданной религией, а Коран –
Третьим заветом. Надо полагать, он забыл базовый принцип межрелигиозного диалога
– собеседования на богословскую тематику между представителями разных
религий не должны приводить к богословским компромиссам и изменению догматики.
Впрочем, православные не будут против, если Равиль Гайнутдин сделает
первый шаг в выведении «межрелигиозных отношений на совершенно новый уровень» -
например, признает Иисуса Христа Богочеловеком. А то ведь православным
обидно, что мусульманине Бога-Сына именуют простым посланником Всевышнего.

   В-третьих, не может не удивлять постоянное напоминание
представителями Совета муфтиев о том, что ислам пришел в Россию раньше
православия. Возникает ощущение, что никто из них не слышал ни о
путешествии апостола Андрея, ни о православных городах Танаис и Фанагория на
территории современных Ростовской области и Краснодарского края. Пользуясь случаем,
открою страшную тайну – и на Аравийском полуострове христиане появились
за несколько веков до рождения пророка Мухаммеда. Поэтому их лидеры
наверняка в каждой речи напоминают местным мусульманам, что те обосновались на их
канонической территории и проповедь единобожия началась отнюдь не с них.

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Копировать | Печать | Закрыть