Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

31.08.2007Государственный ислам и партизанское православие

Итак, свершилось. В России открылось первое с 1917 года государственное учебное заведение с религиозным профилем. Думаете это семинария, или духовная академия, или православная гимназия, короче что-нибудь из того, чем последние месяцы с пеной у рта пугали рыцари антиклерикализма включая некоторых академиков? Отнюдь. Первым в России религиозным учебным заведением, находящимся на государственном балансе, стал Чеченский исламский институт.

"Ну и где?" хочется спросить. Где гневные вопли правозащитников, коллективные письма, истерические токшоу на телевидении о наползающей на страну исламской клерикализации, о деньгах российских налогоплательщиков, которые пойдут на поддержку ислама, об угрозе мухммеданского мракобесия и всё такое прочее? А ведь такое могло бы быть. И в Европе такое достаточно часто бывает. Даже постаревшая Бриджит Бардо пишет книги о том, что мусульмане угрожают красоте Belle France.

Но у нас ничего такого, разумеется, нет. Во-первых, даже академикам нобелевским лауреатам вряд ли захочется вступать в дискуссии с академиком Рамзаном Кадыровым. Во-вторых, все прекрасно понимают, что государственный ислам в Чечне – это вопрос национальной безопасности. Подобный институт должен поставлять не просто мулл и муфтиев, а еще и спецпропагандистов, которые помогут традиционному исламу выстоять в борьбе с ваххабизмом. Наконец, в третьих, и в главных, "ислам – это же другое дело". Все атеистические вопли и ахи по поводу "клерикализации" адресованы не религии вообще, а исключительно канонической Русской Православной Церкви. И более никому.

Это откровенное лукавство антиклерикалов очень хорошо видно в выступлениях самого известного из них академика Гинзбурга. Всем хорошо известны его нападки на Русскую Церковь и Православие за малейшие попытки оказывать влияние на общество. Всем хорошо известна его манера не стесняться в выражениях. Но вот академик оказывается перед представителями своего народа и родной для него религиозной традиции. И тут же выясняется, что по его мнению "поддержка синагог в Израиле со стороны государства также, конечно, в определенных пределах естественна". Почему? Да потому, что синагоги являются не только религиозными учреждениями, но и точками сборки еврейского народа. Точно так же как и традиционный ислам является точкой сборки для чеченцев, не давших себя увлечь ваххабитской пропаганде. Точно так же... список можно продолжать до бесконечности, включая туда поляков и костел, калмыков и дацан... И только почему-то когда называешь связку "русские и храм" тут же начинается истерика с пеной у рта. Всякая предупредительность с академиков слетает и они начинают почти визжать: "сволочи церковные".

Русские в современной России оказались практически единственным народом, которым отказывается в праве на свою национальную культуру, свои традиции, свою целостность и свои точки сборки. Православие оказывается единственной религией влияние которой на приверженный к ней тысячелетие народ признается по каким-то непонятным причинам опасным. То есть, разумеется, это не так. Объективно и развитие русской национальной культуры (в том числе и окрашенной здоровым, патриотичным национализмом) разумеется идет. Русская культура сейчас переживает свое возрождение и есть все основания надеяться на расцвет. Православие верно и нельзя сказать, чтобы особенно медленно, усиливает свои позиции в обществе. Государство – и на уровне высшего руководства и на уровне местном устанавливает с Церковью тесные и конструктивные контакты. Только в мае этого года мы видели прекрасный пример сотрудничества Церкви и государства в деле объединения разделенных частей Русской Церкви.

Но все это движение, в отличие от широкой дороги государственному исламу в Чечне, совершается на окольных и партизанских путях. Даже президент, устанавливая симфонию с Церковью, вынужден, по сути партизанить. В то время как антиклерикалы среди чиновников, сопротивляющиеся введению ОПК, стремящиеся лишить регионы права на более тесное взаимодействие с Церковью и т.д. чувствуют себя "в законе".

А всё почему? Потому, что русским и РПЦ как крупнейшей в мире общественной организации, объединяющей русских (это не главная функция Церкви, но так уж получилось) попросту как-то неудобно выбивать со скандалом у государства, которое мы за тысячелетие привыкли считать в некоторой мере своим, дополнительные привилегии в пользу русского народа. Русские не устроили нигде террористической войны, никого не захватывали в заложники, массовые беспорядки с участием русских случались лишь в тех ситуациях, когда любой другой народ начал бы масштабную войну. В общем русские не создают проблем. А потому с нами можно не считаться, нашими интересами можно жертвовать, их можно пускать в размен большой политики.

Однако с этим пора завязывать. У русских есть интересы и как у этноса, и как у нации, и как у людей, значительная часть которых объединена во всероссийскую православную общину. Заниматься политической партизанщиной в собственной стране нам все-таки как-то странно. Необходимо другое добиться официального признания и со стороны государства, и со стороны других этнических и религиозных общин, и со стороны обнаглевших от безнаказанности "антиклерикалов", что и у русских и у православных в России, среди которых русских – большинство, есть и свои права и свои интересы. Мы не против государственного исламского института в Чечне. Мы против того, что открытие государственного православного института или университета в России считается какой-то нелепостью и абсурдом, что знание того, Кто изображен на иконе Андрея Рублева "Троица" не считается столь же необходимым, как знание того, кто такой Спартак или Ньютон.

Мы против того, чтобы считалось, что в России "некоторые народы равнее, чем другие". А если это неизбежно, то, давайте признаемся честно, мы полагаем, что именно русские имеют право быть записанными в список "наиболее равных народов" под первым номером.
Copyright © 2021 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph