Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Выступления, интервью

13.08.2007Диляра Рахимова: Миссия выполнима

 

Мусульманская журналистика – миссия и перспективы развития

Тема о качестве, миссии и перспективах мусульманской журналистики стала очень актуальной. Практически ни одна крупная конференция на тему Ислама не обходится без обсуждения роли средств массовой информации в развитии мусульманских институтов. В связи с этим, целесообразно поразмышлять в общем над миссией мусульманской журналистики и тех кто ее представляет –  мусульманских журналистов, а также над тем, как эту миссию эффективно проводить в жизнь.

Широко распространено мнение о том, что главной целью мусульманской журналистики является противодействие черному пиару – эффективный и достойный ответ шквалу недостоверной и просто вымышленной негативной информации, которая большими порциями впрыскивается каждый день в информационную среду.

Идея о журналистике как средстве призыва к Исламу, его распространения и пропаганды, также близка многим. Не отрицаю право на существование и этих мнений, но хочу особо выделить еще один, не менее важный аспект деятельности мусульманских журналистов.

По моему убеждению, миссия мусульманской журналистики, которую представляют СМИ, специализирующиеся на мусульманской тематике, заключается в формировании единого информационного пространства для всей уммы, виртуальной реальности, которая в условиях отсутствия централизованной мусульманской духовной структуры и неравномерного развития мусульманских общественных институтов в разных регионах, консолидировала бы мусульманское население хотя бы на ментальном уровне. Для этого, разумеется, необходимо создать газеты и журналы, которые будут охватывать все регионы и не делится по признаку принадлежности той или иной централизованной духовной структуре.

Страна у нас большая, собрать воедино актуальные новости всех регионов и для центральных то СМИ не простая задача. В этом плане опыт лидеров отечественной медиа-отрасли может оказаться очень и очень полезен. Почему бы не выпускать федеральную газету с региональными приложениями по всем федеральным округам? А соотношение объема федеральной и региональной составляющих можно было бы сделать 50/50.

Общая для всех мусульман России газета каждому члену уммы должна давать осознание своей причастности к колоссальному духовному и историческому наследию ислама на территории современной России, наследию, которое насчитывает более 13 веков, а не только к конкретному приходу, джамаату, местности, имаму. Это должно воспитывать чувство ответственности, как перед своими предками, так и перед будущими поколениями, за сохранение и приумножение этого культурного и научного багажа. Человек, приобщенный к многовековой культуре, самоидентифицирующий себя с многомиллионной уммой будет совсем иначе себя осознавать, и не будет восприимчив к насаждению чуждых традиций.

СМИ должны служить для мусульманского сообщества дискуссионной площадкой, на которой вырабатывается консолидированная позиция российской уммы на те или иные актуальные вопросы. Но не только вырабатывающий, но и транслирующий затем эту обобщенную точку зрения мусульман на общероссийское информационное пространство.

Возьмем вопрос о введении в школах курса основ православной культуры. По этому поводу высказывались многие и по-всякому. Из различных мусульманских источников в общую информационную среду выливаются потоки информации, от похвал до обвинений в самой грубой форме, а ведь консолидированную позицию и общий алгоритм действий мусульмане до сих пор так и не выработали. А могли бы обсудить для начала в своем кругу и выразить обдуманную со всей ответственностью общую позицию

Кроме того, при помощи такой информационной площадки как общероссийская газета, мы даем возможность высказать свое мнение во всеуслышанье всем участникам уммы, тогда как сейчас сделать заявление для прессы, обозначить свою позицию через СМИ могут только рядом муфтиев, а голос мусульманской интеллигенции, молодежи остается не услышанным.

Во всем мире реализуется слишком много откровенных провокаций, направленных против мусульман и Ислама как такового, чтобы мы, российские мусульмане, могли себе позволить сейчас разобщение и дезинтеграцию. И поскольку провокации эти нередко проводятся через медиа, как универсальный надструктурный, не имеющий временных и пространственных ограничений инструмент манипуляции общественным мнением и поведением, именно медиа и требуется в качестве противоядия таким провокациям.

Возьмем ситуацию с карикатурами на пророка мусульман в датской газете. В ряде стран спустя несколько недель после того, как карикатуры были опубликованы и новость об этом разошлась по всем слоям уммы, начались волнения, дело дошло до конфликтов. Тогда как времени между моментом публикации и началом поджогов и погромов, в тех странах, где они случились, было достаточно, для того, чтобы переориентировать общественное мнение в правильное русло. Просто этим никто не занялся.

Разумеется, кто-то возразит, что те самые погромы и уличные столкновения были тщательно спланированы и ситуация разыгралась по заранее подготовленному сценарию. СМИ как раз и являются инструментом для противодействия таким вот спланированным провокациям и, при правильном использовании, вполне эффективным. Иметь в распоряжении качественный медиа-ресурс означает напрямую влиять на формирование общественного мнения и даже играть в этом процессе ключевую роль. И если в случае с карикатурами российские мусульмане не стали объектом для организаторов провокации, нет гарантии, что аналогичные кампании не будут развернуты конкретно и в отношении российских мусульман.

Кроме консолидации на основе охвата всех регионов, существует еще ряд требований, без выполнения которых, российские мусульманские СМИ не выйдут из болота, в котором завязли. Это, прежде всего, актуальность – слабое место подавляющего большинства всех мусульманских печатных СМИ России. Наши газеты рассказывают о вероучении, истории, традициях, но не дают полной картины происходящего, не отвечают на вопросы которые в данную минуту волнуют большинство верующих. 70-80% контента наших СМИ формируется из материалов, которые принято называть «вечнозелеными», то есть абсолютно не злободневные, не свежие, удельный вес репортажей с места событий, журналистских расследований чрезвычайно мал. Преодолеть этот недостаток невозможно без того, чтобы не сделать периодичность газеты как минимум раз в неделю, а не раз в месяц, как у нас это принято.

Никто не будет спорить, что современные отечественные мусульманские СМИ, даже лучшие из них, по уровню не дотягивают хотя бы до планки регионального СМИ среднего качества. Причиной тому уже много лет у нас считается отсутствие среди мусульман профессиональных журналистов. Здесь мне хотелось бы поспорить.

По моему убеждению, мусульманские журналисты в России есть и их достаточно для того, чтобы выпускать не один, а несколько медийных продуктов достойного уровня. В Казани, к примеру, на уровне заместителей редакторов и начальников отделов достойных изданий работают несколько журналистов-мусульман. Есть такие кадры и в Москве, и в Башкортостане, и на Кавказе. Все они работают разрозненно, каждый в своем издании и зачастую имеют очень мало возможности участвовать в формировании информационного пространства по мусульманской тематике. В 2007 году факультет журналистики Казанского государственного университета закончили пять соблюдающих мусульманок. Как не трудно догадаться, ни одна из них пока не нашла себе применения в сфере мусульманской журналистики, так как такие специалисты попросту не востребованы.

Большинство мусульманских газет делается на общественных началах. Их издают непрофессионалы, которые занимаются этим в свободное от основной работы время. Один человек выполняет функции и редактора, и корректора, и корреспондента и даже верстальщика, причем все это бесплатно или за очень символические деньги. От этого низкое качество, не соблюдение периодичности.

А для квалифицированных кадров журналистика – это не волонтерство, а профессия, при помощи которой надо зарабатывать, содержать семью, развиваться. Профессионал просто не может позволить себе работать бесплатно на мусульманские СМИ и вынужден уходить в другие издания. Кроме того, работа в мусульманских СМИ часто не дает молодому специалисту никакой перспективы развития, так как там у него не будет наставников, которые будут помогать ему оттачивать мастерство.

Мусульманские издания тогда будут хороши, когда их выпуском займутся квалифицированные специалисты, которые будут посвящать этой работе все свое время, а не только выходные или час-два вечером после работы. Разумеется, резкого скачка в качестве добьются не все мелкие региональные газеты, но 2-3 журнала и столько же газет федерального масштаба на профессиональном уровне мусульманское сообщество России давно уже способно не только создать, но и принять в качестве потребителя. При этом, необходима дифференциация издаваемых печатных СМИ. Должны выходить специализированные издания для духовных деятелей, для мусульманской молодежи, интеллектуальный журнал, общемусульманская газета в форме таблоида, семейная газета и прочее.

Далее остановимся на вопросе отсутствия качественной мусульманской аналитики. Далеко не на факультетах журналистики готовятся лучшие аналитики, обозреватели и публицисты. Поэтому, в этом вопросе акцент на необходимость их специальной подготовки также неуместен. Аналитики появляются из среды специалистов в различных областях, готовых в интересной форме делится своими знаниями и опытом.

Не стоит пытаться выстроить пирамиду с вершины, а именно вершиной журналистики являются аналитика и публицистика, начав искусственно «готовить» аналитиков для мусульманской прессы. Основанием этой виртуальной пирамиды являются информационные жанры. Мы не задумываемся об этом, но большая часть нашей информационной картины, а соответственно, и мнения, формируется через новости. Новостная передача на каком-либо телеканале объединяет практически все слои аудитории данного канала. О чем расскажут в вечерних новостях, об этом на следующий день и будет говорить вся страна. Нельзя умалять значение полноценной информационной службы, достоверной, оперативной, актуальной, которая ставит своей целью найти правду и передать читателю всю информационную картину с максимальной объективностью.

Без качественного информационного ее обеспечения не может быть и качественной аналитики, ведь она основана на сравнении и анализе фактов, а фактами аналитических обозревателей должны обеспечивать как раз новостники. Вот с создания полноценных информационных служб и надо начинать работу.

Сейчас мусульманские новостные службы большое внимание уделяют цитированию комментариев, в ущерб сбору и предоставлению фактов, документов, подробностей. Комментарии первых лиц и экспертов должны идти второй информационной волной к конкретному информационному поводу, у нас же, к сожалению, сам факт громкого заявления является информационным поводом, при этом на фактическую сторону вопроса уже никто не обращает внимания. Такой прием, безусловно, оправдывает себя в ряде случаев, но в современной мусульманской журналистике, по-моему, им злоупотребляют. Да и это медвежья услуга самим мусульманам, так как наносит урон имиджу уммы, ведь главным мусульманским ньюсмэйкером зачастую является тот, кто больше всего сделал скандальных заявлений, а не тот, кто работает, вносит позитив, добивается результатов.

Что сейчас мешает исламским информационным порталам наладить грамотную работу новостной службы? Это структурная разрозненность различных регионов, недоверие региональных муфтиятов к любым СМИ, в том числе и мусульманским, и желание жить и работать не вылезая из своего панциря, создавая изолированное микрообщество. Это, также и стесненность в средствах, когда не имея возможности поехать и собирать факты на местах, журналистам приходится довольствоваться опосредованными источниками информации. Наконец, это и бесконечная тяга журналистской братии к халтуре, а если быть точнее, к огульному перепечатыванию пресс-релизов.

Вопрос привлечения к работе в мусульманских медиа профессионалов и повышения качества их работы – это вопрос финансирования, но прежде несколько слов об обратной стороне – читателе.

Неверно думать, что информационный голод мусульманского читателя настолько велик, что он готов читать любую газету, какого угодно уровня. Читатель, в том числе и мусульманский,  вполне способен отличить хорошую газету от плохой, выбрать первую и даже заплатить за это. В целом по России, а в особенности в Поволжье и на Кавказе сформирован сегмент общества с мусульманским мировоззрением, в этой субкультуре сформированы традиционные, характерные для мусульманского общества институты – образовательные, семейные, бытовые, коммерческие. Сформировался в этом обществе и спрос к информации и оно уже вполне готово платить за интересную газету, так же как платит за компакт-диск с чтением Корана, религиозные книги, одежду и прочие атрибуты мусульманского быта.

На сегодняшнем этапе этот пример является исключительным, но достойна всяческой похвалы работа редакции дагестанской газеты «Ас-Салам», тираж которой составляет 47000 экз., в основном, распространяющийся по подписке. Газета выходит на восьми языках, распространенных в республике и пользуется доверием и уважением читателя. Благодаря грамотному менеджменту и талантливой работе редколлегии газета вышла на самоокупаемость.

К сожалению, «Ас-Салам» это скорее счастливое исключение из правил, пока же отсутствие источников финансирования – основная причина распада даже самых интересных и качественных мусульманских медийных проектов в Россию.

Ситуация эта, как мне представляется, может решиться только с появлением социального заказа на качественное, общедоступное федеральное мусульманское СМИ. Я считаю, что заказ этот должен исходить от государства. Практика показывает, что в деле поддержки мусульманских СМИ на бизнес-структуры не всегда можно положится. Полная финансовая зависимость от одного конкретного бизнесмена может поставить под угрозу само существование газеты или Интернет-портала, ведь благополучие данного СМИ будет целиком зависеть от настроения и прихоти мецената, который в любой момент может расхотеть «содержать» СМИ, как и происходило уже много раз. Медиа-проект должен быть долгосрочным, поэтому партнером и заказчиком должно быть государство, при, разумеется, поддержке коммерческих структур.

Естественно, встанет вопрос об ангажированности таких медиа. Но мой опыт также говорит о том, что не-ангажированных медиа вообще не существует в природе, газеты, журналы, телевидение в любом случае транслируют чью то определенную позицию, и лучше, если это будет позиция официального ислама.

Диляра Рахимова

Руководитель пресс-службы Российского Исламского университета

Точка зрения авторов публикуемых материалов может не совпадать с позицией редакции сайта.

Copyright © 2021 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph