Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

07.08.2007 30 лет – молодому лидеру мусульман России

30 лет Дамиру Мухетдинову

 

18 июля исполнилось 30 лет молодому лидеру мусульман России – Дамиру Мухетдинову, которого, в соответствии с традицией, уже именуют «хазрат», то есть - почтенный, уважаемый. Для своих лет он сделал невероятно много и, что особо ценно – точно. Точно в плане богословском, социальном, политическом.

Судите об этом сами – предлагаем Вашему вниманию Интервью культуролога Сергея Маркуса с Д.Мухетдиновым о патриотическом воспитании, Поздравление сотрудников ИД «Медина» и ДУМНО, а также Интервью Валерия Емельянова о целительстве с помощью Корана, даром которого обладает молодой имам из Нижнего Новгорода. Это своего рода «портрет в трёх частях».

«Рухи Мирас — Духовное наследие»: как научить любви к Отечеству и к вере своих предков?

Не утихают споры о том, как детям в школе рассказывать о религии и как научить краеведению — ведь это лучший способ привить живое чувство Родины. Об этом наш разговор с Ректором Исламского института им. Х. Фаизханова Дамиром-хазратом Мухетдиновым:

— Вопросы педагогики и краеведения — в центре внимания учёных и педагогов, которые собираются ежегодно в Нижнем Новгороде на «Фаизхановские чтения». По их итогам издаются альманахи — эта сторона Вашей работы ясна и прозрачна. А как эти знания донести до учащихся в школах?

— Давайте разделим этот вопрос на две части. Религия — это, скажем метафорически, учение о Небесном, а краеведение — учение о Земном. Человеку важно и то и другое. Школа, вне сомнения, должна дать сведения об обеих этих сторонах человеческой жизни и даже научить человека гармонично ими пользоваться.

По вопросу того, что и как преподавать о религии, в стране сейчас сложилась напряжённая ситуация. С одной стороны, одна из конфессий, Московская патриархия требует от Министерства образования нарушить Конституцию и ввести преподавание ОПК (Основ православной культуры) как обязательный предмет. Союз православных граждан призывает выходить на улицы и проводить общероссийские акции протеста, по сути, против законов нашей страны, в защиту ОПК. Министерство стоит на почве Закона и предлагает «Основы мировых религий» как культурологический, историко-познавательный курс, который должны вести дипломированные школьные педагоги, а не представители какой-либо из конфессий.

Именно эту позицию поддерживают и президенты Татарстана, Башкортостана, и Совет муфтиев России, и — естественно — Духовное управление мусульман Нижегородской области. Здесь нет сомнений. Если есть Конституция, требующая отделения церкви от государства, равенства всех религий и равноудалённости как от власти, так и от школы — значит, надо её соблюдать! Иначе разрушается целостность учебного процесса в нашей огромной стране: вот уже в ответ РПЦ стали сочинять учебники «Основы исламской культуры» и на Кавказе, и рядом с нами в Мордовии. Представьте себе реальные классы, где много детей из разных по вере и нации семей: преподавание религии в таком стиле, когда у каждого «свой учебник», «своя вера» вызовет разобщённость и, быть может, даже враждебность в детском коллективе.

А в масштабах страны что получается: на Белгородчине все уже в обязательном порядке, в полном презрении к действующей Конституции изучают Православие, а в Ингушетии — то же самое делают, изучая Ислам. Это же конец единству Федерации! Как потом выросшие на этих уроках дети найдут общий язык друг с другом? Выход — один, и на нём настаивает Министерство образования: надо рассказать школьникам сразу обо всех религиях, привить взаимоуважение, а религиозное обучение оставить специфически конфессиональным учреждениям и семье.

— Вы против даже преподавания Ислама в местах компактного проживания мусульман?

— Несомненно. Где-то можно найти такие регионы, но в большинстве городов и даже сёл идут мощные миграционные передвижения и все теперь живут вместе — значит, государство заинтересовано в едином образовательном поле. С исламской точки зрения это тоже правильно, иначе мы получим разброд в обществе и, как следствие, «мину замедленного действия».

— А как детям мусульман получать знания о вере своих отцов?

— В первую очередь — в семье. Затем — в религиозных структурах: в медресе, мечетях, специальных институтах, воскресных школах. Здесь научат и практике, и теории на добровольной основе. Итак, пусть знания обо всех религиях будут в светской школе в рамках предмета «Основы мировых религий», в предметах историко-культурного блока.

Однако, к этой программе, уже обдуманной Министерством образования, я предлагаю добавить следующее. Чтобы укрепить религиозно-общественные связи и сделать жизнь человека более комфортной, следует ввести такую практику: работодатель при приёме на работу вправе потребовать наряду с дипломом о светском образовании также и документ о религиозном образовании.

К примеру, руководителю фирмы важно, чтобы в его команде работали верующие той или иной конфессии, ибо они имеют схожие взгляды и общую этику поведения. Кроме того, христианам так легче будет выделять особые дни для постов и праздников. То же и для мусульман, для которых крайне важно наличие места для намаза и официально одобренное работодателем время для его совершения во время рабочего дня, возможность питания-халяль. У верующих других религий есть свои требования — у иудеев, к примеру, так можно будет соблюсти шаббат (отдых в субботний день), буддистам спокойно отправляться в свои ретриты (места уединения и молитвенной сосредоточенности).

— Но есть бизнесмены, которым всё это безразлично…

— Да, здесь не должно быть принуждения. Но, представьте себе: Вы устраиваетесь на работу и, помимо привычных вопросов к работодателю, задаёте ещё и вопрос о религии. Если и Вам и ему всё безразлично — нет проблем! Но как улучшается психологический настрой, микроклимат в коллективе, если для неравнодушных к вере людей всё комфортно! И для руководителя становятся более ясными мотивация и этика сотрудников. Эрудированный бизнесмен знает особенности психологии и трудовой этики протестантов в их отличии от навыков православных, например, или мусульман, буддистов.

— Но как защитить человека в данном случае от дискриминации по вероисповедному признаку? Если его не принимают на работу из-за того, что он «не той веры»? Или он атеист, или верующий вне конфессиональных традиций?

— Это справедливо по отношению к государственным организациям. Я же говорю о частном бизнесе, о религиозных организациях. В нашем нижегородском Издательском доме «Медина», к примеру, трудятся и мусульмане и православные христиане — мне как руководителю важно, помимо профессионализма, что люди имеют религиозные устремления и можно надеяться на соответствующее заповедям веры поведение. При этом я уважаю их религиозные правила и даю возможность им следовать.

— Но как конкретно получить сведения о религиозном образовании взрослого человека, желающего получить работу? Это же затруднительное увеличение хлопот, бумаг и проблем…

— Да, это хлопотно. Но нужно потратить и время, и деньги, чтобы внести гармонию в общество. Ведь предложенный механизм ставит целью именно гармонизацию отношений. Для детей и взрослых нужно создать доступные формы прохождения «религиозного ликбеза». Кому-то надо позаниматься 60, 100, 140 или сколько угодно часов — лишь бы был результат. Пусть все духовные школы сами определят свои методики и шкалу оценок. Важен в итоге документ — сертификат о получении религиозных знаний.

И никому тут не нужна формальность, дутая отчётность. Это ведь нужно для людей — чтобы быстрее и лучше понимать друг друга и правильно строить общественные бизнес-отношения.

— Россия сейчас в таких вопросах прежде всего спрашивает себя: а как на это посмотрит Европа, соответствует ли это правилам Евросоюза?

— В европейской практике много как хорошего, чему нам стоит учиться, так и откровенно неприемлемого. Вот приезжающих в Голландию на жительство и ради работы теперь обязывают просмотреть фильм о «вольной жизни», включающей кадры жизни гомосексуалистов и «лёгких наркоманов» — и подписать документ, что они принимают все эти «европейские ценности»! Во-первых, это никакие не европейские ценности, ведь Европа выросла на традициях Христианства, но сейчас, к сожалению, налицо пост-христианская цивилизация. Это надо ясно понимать и выборочно брать от Европы только то, что добротно и согласно с религиозным стандартом авраамических религий.

Недопустимо пропускать в Россию эти антитрадиционные вирусы (легализацию содомии, наркомании в любом виде, беспорядочные сексуальные отношения и т.п.) — ведь это не просто противоречит нашим устоям и базовым ценностям, но и усиливает демографический кризис.

— И всё же именно в Европе национальные меньшинства в более благополучном состоянии, чем в России, не правда ли?

— В целом — да (хотя там тоже есть нерешённые болевые точки, у басков или ирландцев, например). Мы побывали недавно в Финляндии в гостях у наших единоверцев-мишарей, и увидели чётко и справедливо выстроенные отношения между нацменьшинствами и государством (см. интервью с председателем Татарской мусульманской общины Финляндии Оканом Дахером).

Итак, у Европы стоит учиться в решении национального вопроса, но ни в коем случае не повторять сдачу религиозных позиций. Здесь скорее мы в России можем стать примером. Но над этим надо работать!

— Вернёмся к программа краеведения «Рухи Мирас»: каково их прошлое и будущее?

— Повторю: знания о религии в государственных школах должны даваться как обязательные в федеральных программах, сугубо конфессиональное образование и обучение духовной практике — только в религиозных школах, а краеведение — как дополнительный региональный компонент в госшколах.

Да, в рамках регионального компонента пусть будет «История родного края», или «Краеведение». В каждом регионе только этот предмет может быть резко непохожим на то, что преподаётся в соседнем регионе. Разве это не естественно? Понятие Малая Родина может наполниться смыслом и тёплым патриотическим переживанием лишь в результате познания своей области, своего города или деревни.

Мы в ДУМНО уже не раз проводили встречи и даже методические занятия с учителями средних школ по программе «Рухи Мирас — Духовное наследие». Для нас это прежде всего средство воспитания самосознания татар-мишарей Нижегородской области. В 2001-2003 гг. мы вели занятия с педагогами области: за 72 часа они слушали как светских методистов, специалистов, так и религиозных, получали Сертификат. Задача ставилась такая: в рамках уроков по краеведению и литературе насыщенно представить Родной край. В занятиях участвовали приезжавшие из Москвы и Казани специалисты, к примеру, доктор исторических наук Айдар Хабутдинов, кандидат исторических наук, этнолог Дамир Хайретдинов.

Теперь мы планируем к осени написать учебник, его условное название «Мишяр дуньяси» или «Нижгэр татарлары» («Мещерский край» или «Татары Нижегородчины»), провести в Сергаче методические занятия «Рухи мирас» для педагогов средней школы Краснооктябрьского района и других районов области, подготовить для них Минибиблиотеку. Надо ещё определить формат этих занятий и состав участников — главное же, дать базу для конкретной работы. Законодательные и интеллектуальные условия для этого есть. Нужно подготовить, точнее говоря, повысить квалификацию педагогических кадров.

— Почему избран Сергач, кстати, печально «прославившийся» тем, что на федеральных трассах при подъезде к городу выставлены почему-то православные кресты?

— Эти кресты — знак одной из конфессий, на федеральной трассе они размещены в нарушение закона и наперекор традициям населяющих Сергачский район народов, для которых Ислам — родная вера. Мы уже выступали против этого, надеемся на благоразумие местных властей, которые вернутся в конституционное поле. Попытки загладить это деяние, однако, выражаются в предложении поставить также и мусульманские символы — но разве это решение? Тогда с не менее обоснованными требованиями придут чуваши или мордва-язычники, потребуют водрузить рядом своих идолов… а что атеисты, или верующие иных конфессий должны делать? Так общегосударственное пространство превратится в… иконостас всех вер! Абсурд.

Итак, Сергач — это традиционный для татар-мишарей центр, а ныне это удобный административный центр района и этим объясняется выбор места.

— Позвольте малоприятный вопрос: когда священник православной церкви или мулла из мечети идёт в образование, у знающих историю людей возникает опасение — «а не возврат ли это к средневековому мракобесию», ведь попы и муллы в фольклоре нередко высмеивались не за то, что они говорили хорошего, но именно за недостойное поведение?

— Замечательный вопрос! Это очень важно. Про коррупцию и болезни у православных мне говорить некорректно — это их внутренние проблемы. Но вот, представьте себе, что мне недавно высказал юноша в Нижнем Новгороде, застав меня и нашу команду на работе вечером. «Мне мать всегда говорила, что мулла может работать лишь до 2 часов дня, а вы, оказывается, такие продвинутые ребята!» Вот видите, до чего снизился образ муллы у татар — и это неслучайно, и дело не только в необразованности и нищете советского периода, когда нас буквально загнали в полуподполье.

С глубокой горечью надо сказать, что девальвация исламского служителя известна с давних времён. Ислам не признаёт некоего «духовенства» как касты, но ещё в Средние века прозвучала формула: «Мир держится на молитвах ишанов!» Иначе говоря, я — спец по духовным делам, а вы — потребители моих «духовных услуг».

Здесь есть тонкость. Специалисты должны быть везде, в первую очередь в мусульманских делах. И призванным, талантливым надо давать специальное образование. Платить достойную зарплату, а потом пенсию — но ни в коем случае не допускать превращения их в «жрецов» или «касту»! Сам Марджани бежал из славной Бухары от бесславных псевдо-ишанов.

Из горьких уроков прошлого мы должны вынести уроки. Служитель в Исламе — это муджахид (боец) и муджтахид (труженик). Всё в мире парно (кроме Единого Аллаха) — духовное и материальное. Если у служителей нет материальной базы и умма не поддерживает своих талантливых детей, повышая их образованность — то муллы деградируют. Они вынуждены концентрироваться не на совершенствовании и передаче знаний и помощи людям — а на добыче пропитания. Так что причина «мракобесия мулл» двойная. Это неисполнение ими своего призвания, с одной стороны. Но это и неисполнение мусульманами своих обязанностей по закяту, созданию вакфов, и — как следствие — обнищание и коррумпирование мулл.

— Как же избежать деградации? И как призвать лучших к духовному служению?

— Исполнять предписания, данные Пророком Мухаммадом (САВ). Не забывать, что без учёности имамов и общей образованности всех мусульман мы не воплощаем Ислам. Возродить закят, в новых условиях восстановить институт вакфов. Кроме того, крайне важно, чтобы исламские деятели получали и светское и религиозное образование. Таковы заветы, данные нашими предками джадидами ещё столетие тому назад.

Мусульман вообще должен стремиться быть первым среди граждан своей страны — в благочестии и семейственности, в добрососедстве и гражданской активности, в высокой и всесторонней образованности. А иначе мы не подтвердим мечты нашего Пророка, который хотел видеть нас «лучшей общиной среди людей»!

Беседовал Джаннат-Сергей Маркус (Москва)

Поздравляем с 30-летием Дамира-хазрата Мухетдинова!

Сегодня, 18 июля 2007 года исполняется тридцать лет Дамиру Ваисовичу Мухетдинову, человеку больших способностей и высокого потенциала.

В свои тридцать лет Дамир Ваисович Мухетдинов — кандидат политических наук, руководитель аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области, член президиума ДУМНО, директор Нижегородского исламского медресе "Махинур", заместитель председателя Совета Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области, ректор Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова, заместитель директора Института стратегических исследований ННГУ им. Н. И. Лобачевского, член Общественной палаты Нижегородской области. В совершенстве владеет татарским, английским и арабским языками. Женат, имеет сына.

Дамир-хазрат постоянно занят просветительской и общественной деятельностью. Он является генеральным директором Издательского дома «Медина», ежегодно издающего несколько десятков исторических и богословских книг, журналов, альманахов. Дамир Ваисович является главным редактором газет, выпускаемых ИД «Медина»: «Аль-Хаят», «Медина», «Мишяр дуньясы».

Д. В. Мухетдинов активно сотрудничает с крупнейшими научными, общественными и религиозными деятелями России, ближнего и дальнего Зарубежья. В 2007 году Дамир Ваисович в составе российской делегации побывал в Узбекистане и Финляндии, где участвовал в установлении дружеских и добрососедских связей с учёными-востоковедами и мусульманскими общинами этих стран.

Под руководством Дамира-хазрата ведётся активная просветительская и научная работа среди молодёжи. В мае 2007 года под эгидой Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова состоялась Первая Международная молодежная научно-практическая конференция «Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии», собравшая молодых учёных-востоковедов России, Узбекистана, Казахстана и Кувейта.

Благодаря Дамиру Ваисовичу Мухетдинову в Нижегородской области возрождаются татарские сёла, культура и традиции татар-мишар.

Дамир-хазрат является активным участником процесса поддержания межконфессионального и межнационального мира и согласия на Нижегородской земле. Масштабы его деятельности давно вышли за пределы Нижегородской области, что в немалой степени способствует созданию положительного образа региона.

Аппарат Духовного управления мусульман Нижегородской области и сотрудники Издательского дома «Медина» от всего сердца поздравляют Дамира Ваисовича с тридцатилетием! Мы искренне рады и гордимся тем, что работаем рядом с таким высокопрофессиональным специалистом и великодушным человеком, как Дамир Ваисович. От всей души желаем ему дальнейших научных свершений, неиссякаемого здоровья и помощи Всевышнего в любых благих начинаниях!

ДАМИР-ХАЗРАТ МУХЕТДИНОВ: ”Для лечения с помощью Корана нужна неистовая вера”

- Дамир-хазрат, мы знаем Вас давно как кандидата политических наук, члена Общественной палаты Нижегородской области. Было любопытно ещё и узнать, что Вы, если можно так сказать - "мусульманский экзорцист". Насколько в целом для ислама характерно явление, сходное с изгнанием бесов в христианской традиции?

- В Священном Коране есть чёткое определение злых джиннов и детально разработанная наука снятия сглаза, порчи и других подобных явлений. Есть аяты в Коране, которые читаются больным людям в правое ухо, при этом правой рукой необходимо провести им по голове, тем самым изгоняя бесов.

К сожалению, многие люди, даже называющие себя верующими, работающие в Духовных управлениях, не верят в существование шайтана до тех пор, пока сами не попадают на подобные сеансы. Но когда они видят человека вроде бы нормального, мирно с тобой беседующего, но при чтении Корана затыкающего уши и посылающего имама с его проповедью «куда подальше», эти люди приходят в шок. Только после сеанса изгнания человек освобождается от бремени джиннов, колдовства, сглаза, приносит извинения и возвращается в нормальное состояние.

– Как давно Вы занимаетесь этим делом?

– Я занимаюсь этим десять лет. Слава Аллаху, когда я учился в медресе в Башкортостане, друзья подарили мне книгу про фешар – лечение с помощью Корана. Наука эта сохранилась до наших дней, и мой бабай (дедушка), которому сейчас за 90, рассказывал мне о Мирзе Авзи из села Зур Рбища (Рыбушкино) – был такой святой праведник, изгонявший бесов. Это стало мне интересно, и я стал практиковать целительство с помощью Корана. Будучи шакирдом (учеником медресе), посвящавшим всё время изучению Корана, - я чувствовал милость Всевышнего, когда ко мне приводили больных людей и особенно детей: достаточно было один раз прочитать молитву - и они уходили исцеленными.

Был один случай, когда меня позвали к старушке 94 лет прочитать отходную молитву. Её родственники уже приготовили лопаты для рытья могилы и саван, а меня пригласили, чтобы потом лишний раз из Москвы не вызывать. Но я всё-таки стараюсь лечить, а не калечить, и прочитал дуа (моление) о выздоровлении. На следующий день она уже села на кровати, ещё через день в баню пошла. После этого она прожила пять лет и отошла в мир иной в очень почтенном возрасте. Старушка потом мне рассказывала, что все эти три дня видела один и тот же сон: двух тучных коров, погоняемых пастухом в чёрных одеждах…

Вообще замечено, что люди, несильно одержимые джиннами, поддаются излечению в течение трёх дней. Для других курс лечения может продолжаться дней сорок. И всё это - с помощью Корана и молитв.

– Что нужно для того, чтобы лечить с помощью Корана?

– Конечно же, нужно знать Коран. Но не это главное. Нужна страшная, неистовая вера. Но вера не в себя. Ко мне приходят больные люди, говоря: "Сынок, вылечи, мы тебе всё, что хочешь, отдадим!". И если ты, как лекарь, поддашься такой мотивации – то всё, пиши пропало, больше никого не вылечишь.

Истинное исцеление – от Аллаха Всевышнего, а мы - всего лишь подобие пилюль анальгина или пенталгина в Его руках. Если будешь в это верить, то Господь из любви твоей, из неистовой веры в Него, когда ты в неистовстве, со слезами на глазах просишь помощи для больного, через тебя, пребывающего в состоянии богобоязненности, исцеляет этого человека.

И говорить надо таким больным, чтобы они не тебя благодарили, а раздали бедным садака (милостыню). А мне достаточно благодарности размером с буханку хлеба, как об этом завещал Пророк Мухаммад (САВ) в одном из хадисов.

– Как много имамов занимается целительством?

– Довольно многие из них хотели бы побаловаться целительством, другого слова я в данном случае не подберу. Но настоящих профессионалов очень мало, в России буквально единицы. Это очень сложная наука.

Когда мои студенты в Нижегородском исламском институте, ректором которого я являюсь, говорят: "Дамир-хазрат, научи нас целительству!", я отвечаю: "Эти науки не учат. Это не общий предмет. Если вы поставите эти знания на службу обогащению, вы сделаете так, что не поймёте, как джинны овладеют вами, войдут в вас во время сеанса лечения, и вы не заметите, как начнёте служить джиннам и шайтану. Для этих наук нужно созреть душой".

Беседовал Исмаил-Валерий Емельянов (Москва, Портал-Кредо.Ру)

Copyright © 2021 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph