Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

05.04.2013Хиджабы в школе

Проблема хиджабов, а равно и введение школьной формы в образовательных учреждениях России, стали активно обсуждаться после событий в Ставропольском крае. В обсуждении принял участие даже президент России Владимир Путин, призвавший "придерживаться принципа светскости государства, сочетая его с уважением к религиозным традициям проживающих в стране народов".

Теперь тот же вопрос с хиджабами пытаются обострить в Татарстане: 3 апреля по республиканскому телеканалу рассказали о намечающемся конфликте в Нижнекамске, где администрация школы по требованию прокуратуры запретила ношение хиджабов школьницам татарского класса. На вызов моментально отреагировали мусульманские активистки, в том числе, те, кто десять лет назад судился с МВД за право фотографироваться на паспорт в хиджабе. Ситуация быстро накаляется...

Следует отметить, что за последние 20 лет постсоветской истории России в регионах компактного проживания мусульман на Северном Кавказе и в Поволжье получила развитие целая сфера исламской инфраструктуры: халяльные заведения общепита, мусульманские парикмахерские, такие же такси, бассейны, медицинские кабинеты и т.п. Причем иногда желание самоидентификации мусульман входит в явное противоречие с законами светского государства.

В частности, в 2011 году ИА REGNUM сообщало, что в ряде стоматологических салонов Казани стали делать десятипроцентные скидки для мусульман, что вызвало, в конечном счете, реакцию прокуратуры. Многим памятен и скандал начала 2012 года, когда Союз мусульманской молодежи выступил за тотальную "халялизацию" детских садов: по мнению активистов СММ, все дети, независимо от вероисповедания, должны есть халяльную еду, так как "это вкусно и полезно". При этом мнение и желание родителей - не мусульман мало интересовали организаторов акции. Собирались подписи, правда, только в мечетях, выходили на пикеты. Ответом стала такая бурная общественная реакция, что организаторы вынуждены были дать "задний ход", пояснив, что их "неправильно поняли".

Рискну заметить, что подобные акции не исключены и в будущем. Ведь их инициаторы не желают понимать, что Россия со всей ее межконфессиональной толерантностью и уважением к исламу - государство светское, многоконфессиональное и многонациональное. Не желают... поэтому вежливые напоминания со стороны немусульманских родителей о своих представлениях о норме возмущенно игнорируются мусульманскими активистами.

В Татарстане руководители всех рангов раньше любили поговорку: "Не чешите там, где не чешется". Теперь ее очень любят цитировать защитники "прав мусульман", однако всякий раз забывают про эту народную мудрость, если дело касается возможной реакции немусульманского населения.

Так и вопрос с хиджабами в светской школе. Вряд ли дело в следовании нормам Шариата - если подходить с этой точки зрения, то получается, что в советские времена, да и после большинство мусульманок на пространстве бывшего СССР были злостными вероотступницами, поскольку в хиджабах не ходили, а дочерей в школы отправляли с октябрятскими звездочками и с белыми бантами. Надо признать, что будирование проблемы направлено на другое - разжигание неприязни у мусульман к российскому государству. И здесь требование государственных органов сохранить принцип светскости в одежде ожидаемо натыкается на фанатичное сопротивление, нередко переходящее в истерику.

Если поборникам мусульманских норм - в Татарстане или на Ставрополье - сегодня так хочется непременного Шариата, может быть, им стоит пойти по пути создания мусульманских школ, а не отдавать детей в общеобразовательные, выставляя напоказ свою религиозность? Тем более, что в Казани уже есть пример - это школа "Усмания", существующая с 1994 года, в которой наряду с полным набором религиозных дисциплин преподаются все светские предметы, и есть возможность спокойно молиться. Правда, что-то подсказывает, что таких последовательных мусульман у нас наберется не так много.

Тем не менее, остается вопрос: почему родители из строго православных семей в Татарстане, дети которых ходят в общеобразовательные школы, не заявляют "о дискриминации по религиозному признаку", как это делают сейчас мусульманские ортодоксы в СМИ и социальных сетях? Ведь православный дресс-код также требует ношения платка для девочек, есть и другие особенности поведения...

Как сообщили республиканские СМИ, Министерство образования и науки России только что направило в регионы модельный правовой акт об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Теперь в школах должны быть три формы одежды: парадная, спортивная и повседневная. Однако в телерепортаже о хиджабах в Нижнекамске и.о. муфтия республики Камиль Самигуллин уже заявил, что в Татарстане вряд ли строго последуют общероссийской норме: по его словам, будет найден некий компромисс с введением особой формы одежды для детей-мусульман.

Нужно ли это? Идя на подобные меры, российские мусульмане обрекают себя на сегрегацию и создание к ним особого, не всегда миролюбивого отношения в целом по стране. Наблюдатели в Татарстане помнят, что еще недавно казанский мухтасиб Мансур Джалялетдинов высказывал идею создания исламских поселков под Казанью, а сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов был и, скорее всего, остается сторонником установления отдельных мусульманских кварталов в мегаполисах типа тех, что есть в Париже или Лондоне, где "все живут по Шариату". Хотят ли мусульмане Татарстана жить в гетто, противопоставляя себя остальному населению?

Айрат Галимзянов, политолог

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph