Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Выступления, интервью

26.07.2007Саид Дамир Адгамович Шагавиев: Преподавание исламских дисциплин в исламских учебных заведениях Казани: проблема преподавания вероучения

Саид Дамир Адгамович Шагавиев,

декан Теологического

факультета Российского исламского университета (Казань)

 

(выступление на круглом столе «Роль и значение мусульманских молодёжных организаций в современной общественной и культурной жизни России и проблемы совершенствования образования исламской молодёжи», 15 июля 2007 года, Казань)

 

«Преподавание исламских дисциплин в исламских учебных заведениях Казани: проблема преподавания вероучения»

 

В Казани на сегодняшний момент действует около десятка исламских учебных заведений и центров. Но только три из них признаются Духовным Управлением мусульман Татарстана как высшие религиозные учебные заведения, где преподавание ведется соответствующим образом по дневной форме обучения. Это – известный всем Российский Исламский Университет, Казанское Высшее Мусульманское Медресе «Мухаммадия» и Казанское Высшее Мусульманское Медресе «им. 1000-летия принятия Ислама». Самым первым из этих заведений было открыто КВММ «Мухаммадия», именно из этого медресе вышли первые кадры наиболее квалифицированных преподавателей ислама и имам-хатибов, которые были востребованы в Татарстане и за его пределами.

КВММ «Мухаммадия» организовано в 1993 году. Это первое медресе уровня высшего религиозного образования в Поволжье после эпохи коммунизма. Его учредителем являлся Молодежный Центр исламской культуры «Иман». По замыслу учредителей, данное медресе должно было стать продолжателем традиций казанского дореволюционного медресе «Мухаммадия» (1882-1917), которое в свое время являлось высшем учебным заведением для татар-мусульман. С 1 октября 1993 года в этом учебном заведении регулярным образом преподаются различные исламские дисциплины. В сентябре 1994 года появилось женское отделение. В конце 90-х было открыто вечернее и заочное отделение. В 1998 году на базе медресе «Мухаммадия» был создан РИУ[1], в который перешли часть преподавателей и студентов очного обучения.

 КВММ «им. 1000-летия принятия Ислама» было организовано на основе медресе при одноименной мечети, которое работало в Казани с 1990 года. Но только с 1998 года оно обретает такой же статус, как и КВММ «Мухаммадия». Здесь также организовано дневное обучение по специальности «преподаватель ислама и арабского языка», но лишь для юношей.

РИУ, организованный в 1998 году, имеет более сложную структуру, так в нем действует факультет исламских наук, первоначально делившийся на два факультета Корана и шариата, и теологический факультет. Имеются три общеуниверситетские кафедры. Девушки принимаются только на теологический факультет.

Преподавание исламских дисциплин в трех учебных заведениях имеет приблизительно одинаковую программу. В одном из них могут преподаваться специфические предметы, которые не входят в программу других двух. Но основные исламские дисциплины одинаковы для всех трех заведений. Заметим, что теологический факультет РИУ осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Госстандартом по направлению «Теология», поэтому здесь преподаются только основные исламские дисциплины, к тому же в ограниченной форме и в несколько ином порядке, чем на первом факультете. Обучение на теологическом факультете длится четыре года, а на факультете исламских наук, как и в двух КВММ, пять лет.  

Согласно основным задачам двух медресе и факультета исламских наук РИУ, их учебная деятельность реализуется в трех направлениях:

а) предметы религиозной направленности;

б) предметы обще-гуманитарные;

в) языковедческие дисциплины.

В первые два года обучения большой акцент делается на изучение предметов религиозной направленности и арабского языка. На старших курсах больше обще-гуманитарных дисциплин. Далее мы остановимся подробно на религиозных предметах, входящих в программу дневной формы пятилетнего обучения.

Блок исламских предметов можно условно подразделить на следующие группы:

1. Усул ад-дин (Основы веры) и сравнительное религиоведение:

В эту группу, главным образом, входит «‘Акида» (вероучение). Этот предмет дает знания о вере, глубокое осмысление философии, логики ислама; рассматривает вопросы смысла человеческой жизни, места человека в мире, обществе, семье, воспитывает любовь и покорность Создателю, благодарность за Его дары.

Затем, в эту группу также входит дисциплина «ал-Ахлак ал-исламиййа» (исламская этика). На уроках этики студенты познают правила поведения, мышление, мотивы, потребности “истинно мусульманской личности”; категории добра и зла, богоугодные и грешные деяния.

На последних курсах преподается дисциплина «ал-Адйан ва-л-фирак» (религиозные течения и секты). На этом предмете студенты получают основные сведения о мировых религиях, а также о различных сектах ислама.

2. Коран и сунна:

Это, во-первых, изучение Таджвида (правил чтения Корана). Этот предмет дает знания, умения и навыки определенных правил чтения Корана: фонетических явлений, мелодии, ритма и т.п.

Дисциплина «Коран» или «Тилава» (орфоэпическое чтение), иногда совмещается с Таджвидом. На этом предмете практикуют чтение и заучивание Корана – с первого по пятый курс. В течение каждого семестра студенты заучивают наизусть определенные суры Корана, как правило, в объеме хизба, т.е. половины джуза (1/30 части Корана).

Также в этот блок входит «‘Улум ал-Кур’ан» (коранистика), «Тафсир» (толкование Корана), «Хадис» (изречения Пророка), «‘Улум ал-Хадис» (хадисоведение), «Сира» (жизнеописание Пророка) и другие дисциплины.

3. Исламское право и его основы и методология:

На предметах «Фикха» (Исламского права) изучается и юриспруденция ислама, и правила совершения основных обрядов, столпов религии.

В эту группу входит предмет «Усул ал-фикх» (Основы и методология фикха), «Тарих ат-ташри‘ ал-ислами» (история исламского законодательства) и другие.

4. Исламская педагогика:

Дисциплина «Воспитание в Исламе» (ат-тарбиййа ал-исламиййа) представляет собой своеобразную педагогическую науку, мусульманскую педагогику. На этом предмете рассматриваются вопросы сущности, принципов, методов, средств воспитания в исламе, большое внимание уделяется семейному воспитанию. В эту же группу входит предмет «Методология преподавания ислама».

Последняя группа может также рассматриваться в блоке с обще-гуманитарными дисциплинами. Есть и другие предметы, с одной стороны из блока исламских предметов, а с другой из обще-гуманитарных. Например, это – предмет «История  Ислама», на котором рассматриваются основные этапы развития исламской цивилизации. Упомянутые дисциплины в зависимости от языковой подготовки студентов преподаются либо на родном и русском языках, либо на арабском языке. В приложении к данному докладу можно ознакомиться с предметами дневной формы обучения, распределенными по годам обучения, на примере КВММ «Мухаммадия».

В качестве преподавателей исламских предметов в данных учебных заведениях работают наши национальные кадры. Некоторые из них получили религиозное образование в арабских и мусульманских странах, остальные являются выпускниками этих же заведений. Иногда, в этом процессе участвуют иностранные преподаватели, представители зарубежных исламских учебных заведений.

Что касается литературы, то два медресе и РИУ смогли обеспечить себя различными учебниками, в особенности на арабском языке. На данный момент появились учебники на арабском и русском языках, подготовленные самими преподавателями. Если раньше не придавалось значения принадлежности автора книги к какому-либо мазхабу или толку в исламе, то теперь предпочитаются книги представителей богословско-религиозной школы ханафитов, ибо именно специалисты этого толка ислама востребованы среди татар-мусульман. Например, в первые годы существования медресе «Мухаммадия», исламское право преподавалось по книге «Фикх ас-сунна» Саййида Сабика, представителя салафизма, который допускал смешивание (талфик) между положениями различных мазхабов и даже отрицал правомерность следования одному из четырех канонических мазхабов. Ныне, в последние годы, студенты изучают фикх по известному ханафитскому источнику «ал-Ихтийар».

Особую озабоченность у представителей местного духовенства вызывает вопрос преподавания исламского вероучения (акиды). Даже существовало мнение, что в КВММ «Мухаммадия», а также в РИУ,  преподают «ваххабитское» понимание ислама. В российской газете «Красная звезда» от 5 ноября 2004 года была опубликована статья «”Единобожники” шагают по планете», в которой говорилось: «Идеи ваххабизма получили распространение не только на Северном Кавказе, но и в Пензенской, Ульяновской, Оренбургской, Свердловской областях и в Татарстане. На 2002 год, по оценкам Центрального духовного управления мусульман России, приверженцев ваххабизма в нашей стране насчитывалось около 100 тысяч, их число продолжает расти. В Урало-Поволжье, по мнению представителей ЦДУМ России, в ряде исламских учебных заведений подготовка духовенства ведется «на основе идей ваххабизма». Особо отмечена «деструктивная деятельность» Казанского российского исламского университета, казанского медресе “Мухаммадия”».

Конечно же, цифры, приведенные ведомством муфтия Талгата Таджутдина, завышены. Однако любой исследователь ислама, внимательно изучивший обстановку, может заметить распространение взглядов, несвойственных традиционному исламу, среди мусульманской молодежи в регионах России. В Татарстане и в прилегающих территориях появились т.н. ваххабитские джамааты (как правило, называющие себя салафитами или ахл ас-сунна ва-л-джамаа), которые настроены на серьезную борьбу со всеми проявлениями «народного» ислама. Источником проблемы, стали студенты зарубежных исламских заведений, вернувшиеся в частности из Саудовской Аравии, а также широкое распространение литературы ваххабитской направленности.[2] В библиотеках наших учебных заведений, как и на прилавках книжных магазинов, появились учебники и книги по исламскому вероучению, являющиеся переводами произведений авторов, в основном представителей Саудовской Аравии, последователей учения Ибн ‘Абд ал-Ваххаба. Порой эти книги  выходили с благословения некоторых татарских религиозных деятелей, которые, скорее всего не имели понятия о происхождении этих книг и не подозревали об интересах определенных религиозных кругов в распространении и навязывании своих идеологий.

Поэтому, отчасти, сказанное в вышеупомянутой статье «Красной Звезды», является правдой, особенно в отношении некоторых выпускников первых потоков. До недавнего времени вероучение преподавалось по программам и книгам, подготовленным в Саудовской Аравии, поэтому студенты, рано или поздно, входили в противоречие с пожилыми представителями духовенства и обычными прихожанами мечетей. Более того, т.н. отечественные салафиты пытаются внушить нашим мусульманам, что матуридитская школа вероучения, традиционно распространившаяся среди татар-мусульман, отклонилась от верного пути, и что ее последователи являются людьми недопустимых нововведений в религии, т.е. практически называются еретиками. Именно такая версия подается в литературе по вероучению, изданной на основе ваххабитских источников. Однако, с точки зрения традиционных источников ислама, татары исповедуют исламскую веру суннитского толка, под которым понимается и школа ханафитского имама ал-Матуриди. 

Некоторые исламские учебные заведения Казани и Татарстана пытались решить проблему через составление своих учебников. Опираясь на труды даже ваххабитских авторов, составители извлекали из них положения, соответствующие общему суннитскому пониманию. Кто-то из преподавателей намеренно избегал углубления в вопросы вероучения, но тогда студенты самостоятельно углублялись в эти вопросы с помощью доступных нетрадиционных источников или посторонних лиц, представителей салафизма.

Как видно из вышесказанного, в наших мусульманских заведениях не изучаются известные ханафитские источники по акиде. Мы имеем виду книги матуридитского толка калама, который является традиционным у татар-мусульман. Какое-то время вероучение преподавали по книге «Шарх ал-‘акида ат-тахавиййа», которая в принципе должна была стопроцентно соответствовать ханафитскому вероучению. Известное всем кредо ханафитского имама Абу Джа‘фара ат-Тахави, которое признается всеми суннитами, было бы конечно идеальным для этой цели, если бы имелся соответствующий комментарий. Богословы Саудовской Аравии предложили в качестве пособия по акиде облегченные варианты книги «Шарх ал-‘акида ат-тахавиййа». Они даже были переведены на русский и татарский языки. Внешне все выглядело прекрасно, ведь автором комментария был также представитель ханафитского мазхаба, а именно Абу-л-‘Изз ал-Ханафи ал-Азра‘и. Имам Абу-л-‘Изз ал-Азра‘и действительно в свое время в Сирии являлся последователем ханафитского фикха, но в вероучении был сторонником строго салафитского направления, идей известного богослова Ибн Таймии, наследие которого оказало большое влияние на шейха Ибн ‘Абд ал-Ваххаба, основоположника учения ваххабизма.[3] Поэтому данная книга, рекомендованная как учебное пособие по акиде учеными из Саудовской Аравии, не подходит для нашего региона. Конечно, данный комментарий представляет интерес для специалистов, и возможно его тоже надо изучать студентам наших мусульманских учебных заведений, но не в начале учебы. В начале мы должны давать студентам общее традиционное толкование вероучения, основанное на известные и авторитетные источники, ознакомить их с этими источниками, и только потом в качестве сравнения давать мнения, оказавшиеся не в рамках традиционного ислама. Особенно это актуально для высших исламских учебных заведений, где студенты должны получать разные точки зрения.

Проблема, прежде всего, исходила из-за отсутствия или малого числа преподавателей, специализирующихся в области усул ад-дин или акиды. Складывалось впечатление, что часть духовенства либо воспринимает религиозную доктрину ваххабизма за стандарт, либо они просто не разбираются в этой проблеме. Конечно же ситуация сегодня меняется. В РИУ идет работа по подготовке стандартного учебника по акиде, на основе книг авторитетных ученых ислама, представителей ханафитской школы богословия. Как вариант, предлагается учебник современного иракского богослова Абд ал-Малика ас-Саади «Шарх ан-насафиййа фи-л-акида ал-исламиййа», который соответствует вероучению ханафитского толка. Преимущества этой книги заключаются и в том, что она является современным комментарием к традиционному источнику суннитов, который изучался ханафитами нашего региона на протяжении столетий. В будущем планируется переиздать и перевести известные средневековые источники по матуридитской акиде.

Многое зависит от грамотного преподавания дисциплины «Исламское вероучение». Поэтому требуется уделять внимание подготовке специалистов. По нашему мнению, талантливых студентов РИУ и медресе надо направлять на соответствующие факультеты и подразделения зарубежных исламских университетов,[4] чтобы подготовить специалистов по исламскому вероучению. Вероятно, нам нужно также приглашать зарубежных специалистов для чтения лекций в данном направлении.

Духовные управления мусульман должны провести краткосрочные курсы повышения квалификации имамов и бывших студентов религиозных заведений, где будут разъяснены основные положения ханафитского вероучения и его моменты, не совпадающие с мнением салафитского или ваххабитского толка. Возможно, что этим придется заниматься РИУ, который претендует на место главного исламского учебного центра в регионе. В дальнейшем, требуется введение в учебные программы предмета, посвященного изучению источников по акиде.

Для решения проблемы должны объединить свои усилия и имамы, осознающие её, и преподаватели мусульманских учебных заведений, и исламоведы. Непосвященным в суть проблемы может показаться, что проблемы теологического характера не имеют сильного значения для общества, в частности мусульман. Однако не следует забывать, что нетрадиционное понимание и толкование вопросов исламского вероучения приводит к религиозному экстремизму, расколу среди мусульман. Представители т.н. «воинствующего» ислама со всеми своими видами, в основном в вопросах веры придерживаются ваххабитского понимания. Ваххабиты или салафиты неадекватно относятся к нашим традиционным исламским обычаям. Если выпускники наших религиозных учебных заведений и новоявленные имамы будут оставаться ваххабитами (по воззрению) в обличье ханафитов (по фикху), то рано или поздно мы придем к кризису, в чем не заинтересованы мусульмане, а также наше государство. Осмысленное следование пониманию, традиционному для региона Поволжья, способствует мирному сосуществованию религий, а также самих мусульман.


Приложение

 (предметы дневной формы обучения в КВММ «Мухаммадия»)[5]:

 

Первый курс

часов в неделю

семестр 2

часов в неделю

семестр 1

3

Коран

3

Коран

2

Татарский язык

2

Татарский язык

2

Фикх

3

Фикх

2

Акида

2

Акида

4

Араб. яз. (чтение)

4

Араб. яз. (чтение)

4

Араб.яз. (разговорная практика)

4

Араб.яз. (разговорная практика)

4

Араб.яз. (синтаксис)

4

Араб.яз. (синтаксис)

2

Араб.яз. (морфология)

2

Араб.яз. (морфология)  

2

Исламская этика

1

Араб.яз. (каллиграфия)

2

История Татарстана

2

Правила чтения Корана

1

Араб.яз. (письмо)  

1

Араб.яз. (письмо)

1

Араб.яз. (каллиграфия)

2

Араб.яз. (фонетика)

1

Араб.яз. (орфография)  

 

 

30

Общее количество часов

30

Общее количество часов

 


Второй курс

часов в неделю

семестр 2

часов в неделю

семестр 1

3

Коран

3

Коран

2

Татарский язык

2

Татарский язык

2

Фикх

2

Фикх

2

Акида

2

Акида

4

Араб. яз. (чтение)

4

Араб. яз. (чтение)

4

Араб.яз. (разговорная практика)

4

Араб.яз. (разговорная практика)

4

Араб.яз. (синтаксис)

4

Араб.яз. (синтаксис)

2

Араб.яз. (морфология)

2

Араб.яз. (морфология)

3

Сира (1)

3

География

2

Тафсир (1)

2

История Татарстана

2

Хадис (1)

2

Араб.яз. (письмо)  

30

Общее количество часов

30

Общее количество часов

 


Третий курс

часов в неделю

семестр 2

часов в неделю

семестр 1

3

Коран

3

Коран

2

Татарский язык

2

Татарский язык

2

Фикх

2

Фикх

2

Акида

2

Акида

3

Коранические рассказы

3

История пророков

2

История Ислама

2

История Ислама

3

Сира (2)

1

Ораторское искусство (1)

1

Методология (курсовой работы)

2

Женщина в Исламе

2

Коранистика (2)

2

Коранистика (1)

2

Тафсир (3)

2

Тафсир (2)

2

Хадис (4)

2

Хадис (3)

2

История  исламского законодательства

3

История араб.яз.

2

Женщина в Исламе

2

Хадисоведение

3

Арабская лексикография

3

  Арабское источниковедение

1

Араб.яз. (практика перевода)

 

 

1

Ораторское искусство (2) 

 

 

30

Общее количество часов

30

Общее количество часов

 


Четвертый курс

часов в неделю

семестр 2

часов в неделю

семестр 1

3

Коран

3

Коран

1

Арабская просодия

2

Татарский язык

2

Фикх

2

Фикх

2

Исламские течения и секты (2)

2

Религиозные течения и секты (1)

1

Фикх (наследство) 

1

Фикх (наследство)

2

Арабские литературные тексты

3

История арабской литературы

3

Риторика (ал-маани)

1

Риторика (ал-бади)

2

Современный исламский мир

1

Араб.яз. (теория перевода)

2

Араб.яз. (синтаксис)

2

Араб. яз. (чтение)

2

Тафсир (5)

2

Тафсир (4)

3

Хадис (6)

2

Методология фикха (1)

2

Призыв к Исламу

2

Призыв к Исламу

2

Хадис (7)

2

Хадис (5)

3

Араб.яз.

2

Араб.яз. (разговорная практика)

1

Араб. яз. (практика перевода)

2

Психология

30

Общее количество часов

30

Общее количество часов

 


Пятый курс

часов в неделю

семестр 2

часов в неделю

семестр 1

3

Коран

3

Коран

2

Компьютер

2

Арабское источниковедение

2

Методология преподавания арабскому языку

2

Методология  преподавания ислама

4

Англ.яз.

4

Англ.яз.

1

Методология (дипломной работы)

2

Методология преподавания иностранного языка

2

Воспитание в Исламе

1

Современный исламский мир

3

Тафсир (6) (тематический)

2

Основы педагогики

2

Психология (2)

2

Риторика (ал-байан)

1

Татарский язык

1

Татарский язык

 

 

1

Ораторское искусство (практика)

20

Общее количество часов

20

Общее количество часов

 



[1] Поначалу даже назывался университетом «Мухаммадия».

[2] Следует отметить, что ваххабизм является широким понятием, так как есть классические (умеренные) ваххабиты и крайние ваххабиты, которые в свою очередь подразделяются на секты и джамааты.

[3] Сегодня в результате всех упомянутых факторов у нас в Татарстане, и вообще в России, появились мусульмане, в вопросах обрядовой практики следующие толку имама Абу Ханифы, а в вопросах вероучения – толку Ибн Абд ал-Ваххаба.

[4] Конечно же, при условии строгого отбора и с учетом репутации учебного заведения, куда направляются студенты.

[5] Предметы религиозного блока подчеркнуты. Данные для таблицы были предоставлены руководством КВММ «Мухаммадия».

Copyright © 2021 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph