Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Регионы

Первый собор нижегородских татар-мишар прошёл в Сафаджае

 

15 июля 2007 года состоялся уникальный по замыслу, впервые проводящийся в России  Первый джиен (съезд, собор) нижегородских татар-мишар. Место для него было выбрано не столичное, а самое что ни на есть глубинное. Ведь село Сафаджай Пильнинского района Нижегородской области – это «сельская глубинка», и место, где мишаре обретают глубину своей исторической памяти. Это древнейшее поселение, аул, известный по документам с 1451 года.

Предлагаем Вашему вниманию подборку части документов Первого джиена мишар: речи государственных и мусульманских деятелей, резолюцию научной конференции и выступление культуролога.

1 - Выступление Председателя ДУМНО Умара-хазрата Идрисова в селе Сафаджай 15 июля

Знать мусульманские традиции – дело, угодное Аллаху.

О роли татар-мишарей мусульманского вероисповедания в истории России. 

Возвращение к своим традициям, своим корням всегда отличало истинно верующего человека. О любви к родному пепелищу и отеческим гробам писал Александр Сергеевич Пушкин. Для нашего же народа древнейшей из сохранившихся традиций является традиция мусульманская. Не случайно, что мы все начали это утро с посещения могил (зиярат) Хабибуллы-ишана Альмухаммятова, Шарафетдина хаджи Сиражетдинова и Хусаина Фаизханова. Все они был истинными муллами, несли свет знания Ислама своим единоверцам.

Российские деревни исчезают тысячами ежегодно. А Сафаджай продолжает непрерывно существовать с 1451 г. Какая еще из деревень нашего края может с ним сравниться по своей древности? Неумолимо возникает вопрос: что же хранит этот аул? Не ошибусь, если скажу о вере своих предков. Ведь, как сказано в хадисе: «Йаду Аллахи ма-а аль-джамаат» (Рука Аллаха вместе с общиной».). Память об общине сафаджайцев сохранилась в мечетных тетрадях. Я много говорил о них с различными учеными, и все они единодушны в том, что эти тетради уникальны в своем отражении жизни российских мусульман-татар. Из них мы прежде всего и знаем о своем прошлом.

Сафаджайцы хранили верность своей религии и в те смутные времена, когда распалась Золотая Орда, а Поволжье стало ареной борьбы между Московской Русью и Казанским ханством. Они были вместе с казанцами в трагическом 1552 г., когда обычная феодальная война превратилась в крестовый поход против мусульман. Но российское государство умело и уважать верования и традиции своих подданных. Вот уже более четырех веков мусульмане Нижегородчины в ратном и мирном труде едины со всеми россиянами. Мишаре Волго-Сурского региона дали многих известных деятелей России. Предки двух первых российских муфтиев Мухаммеджана Хусаина и Габдессаляма Габдрахима были выходцами с горной стороны Волги (тау ягы). Отец третьего муфтия Габдельвахида Сулейманова Саглюк-ахун большую часть жизни провел на Нижегородчине. Возможно здесь родился будущий муфтий. Автор первой теории происхождения мусульман-татар Хусаин Фаизханов является уроженцем Сафаджая. А его брат Габдельгаллям стал первым творцом татарской экономической мысли.

В конце XIX – начале XX вв. Нижегородская ярмарка объединила лидеров российских мусульман всех поколений и профессий. Наряду с отцом джадидизма, крымским татарином Исмаилом Гаспринским это были мишаре Юсуф Акчура и Гаяз Исхаки, казанские татары Галимджан Баруди и Садри Максуди, сибирский татарин Абдерашид Ибрагим, азербайджанцы Алимардан Топчибашев и Ахмед Агаев. В сельских районах нашего края идеи джадидизма распространились во многом под влиянием Хабибуллы-ишана Альмухаммятова. В 1905–1906 гг. Всероссийские мусульманские съезды на Нижегородчине начинались с чтения намаза – эту традицию мы продолжаем и сегодня.

Даже в первые годы Советского режима в Сафаджае появилась новая мечеть и работало медресе. Но в 1930-е гг. были закрыты все 7 мечетей села. Однако, его уроженцы нашли себя не только в сельском хозяйстве и на поле боя, но и в науке и в государственном управлении. В какие только уголки бескрайней Советской Родины они не отправились! При этом у татар-мишарей Нижегородчины всегда была сильна тяга к родному краю. Поэтому каждое лето если они не приезжают сами, то отправляют сюда своих детей и внуков.

Постсоветская эпоха стала для всех нас нелегким временем. И все же, она дала возможность развернуться предприимчивым людям – тем, в ком выжил традиционный для мишарей предпринимательский талант. Это хорошо видно и по домам Сафаджая. При этом возвращение к бизнесу дало возможность понять законы правящие миром земным и послужило причиной для раздумий о мире ином. Эти раздумья не были делом одного человека, поэтому сегодня Сафаджай украшают 5 мечетей. Самое ценное, что в эти мечети и мектебы ходят дети, глубже постигая веру предков. А пока звучит с мечетей азан, и его жители сохраняют религию Ислама, будет жить Сафаджай. Амин.

Умар-хазрат Идрисов     15 июля 2007 г. село Сафаджай

2 - Выступление Председателя РНКАТНО Гаяза-хазрата Закирова в с. Сафаджай 15 июля

Проблем много, но праздники нужны. Сделаем праздник исторической памяти нижегородских татар-мишарей ежегодным!

Сегодня татары Нижегородчины собрались на свой жыен, то есть на Всенижегородский татарский сбор. Традиция курултаев (съездов) и жыенов жива в  памяти нашего народа. Еще не было парламента даже в Англии, а наши предки  собирались на курултай с огромных пространств Тюркского каганата, Булгарии или Золотой Орды и совместно решали свои проблемы. Уже в середине прошлого тысячелетия ученые выяснили, что жыенные округа были живы в Заказанье еще в начале 20 века. У нас нет таких точных данных о жыенах Нижегородчины, но зная ее историю мы понимаем, что были и у татар нашего края свои центры. Старейший из аулов края – Сафаджай был одним из них.  Историкам еще есть, что изучать. 

На курултаях и жыенах не лазили на столб и не боролись на поясах, как на сабантуях. Здесь правило слово наиболее мудрых людей—имамов и старейшин.  Поэтому не было здесь всепьянейшего застолья и пустых разговоров, о том как все друг друга любят и уважают. Люди говорили о своих насущных проблемах, и только потом шли веселиться. А проблем у нас много. Они касаются и вымирания населения и его миграции в большие города, особенно в Москву. Большую тревогу вызывает у нас утрата молодым поколением языка своих предков, ведь в городах татарам негде изучать свой язык, историю, литературу. Нам говорят, что все мы «русские» по своей нации. А потом почему-то жалуются на русских ваххабитов, хизбутов и просто «русских мусульман». Последние не выдумали ничего лучшего, чем вынести смертный приговор уважаемому профессору Тауфику Ибргиму. Если бы знали они татарский язык, и традиции наших алимов-богословов, то им бы в голову не пришло такое святотатство и преступное деяние. К счастью эти слова остались пока только висеть в интернете.

Но в России растет число преступлений, совершенных на почве межнациональной и межрелигиозной розни. 1 июля в Санкт-Петербурге группой скинхедов примерно из 20 человек был убит татарин Дамир Загидуллин. Им не понравилась неславянская внешность Дамира.  Убийцы были пойманы по горячим следам, но вскоре отпущены. Преступление попытались списать на простое хулиганство. Но благодаря протестам мусульманской татарской общественности Санкт-Петербурга 12 июля эта тема дошла до центральных средств массовой информации. Мы не собираемся оставить безнаказанным зверское убийство  нашего соплеменника. Поэтому одновременно мы требуем  действий, направленных на предотвращение возникновения конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве. В случае совершения насилия и убийств на почве межнациональной и межрелигиозной розни мы требуем  детального расследования и наказания по всей строгости закона. 

Сегодня Хатер К?не -- День памяти начался с посещения кладбища (зиярата), где по традициям ханафитов татар был прочтен намаз.  Ведь в отличие от коммунистов и ваххабитов мы благодарны своим предкам, храним о них память. Как и наши предки буртасы и булгары, мы возделываем их пашни, и пасем скот на их лугах. И эта память должна навечно остаться в наших сердцах. Поэтому от имени РНАКТНО предлагаю проводить ежегодно Нижгар жыен ??м Хатер К?не, то есть Всенижегородский татарский сбор и День памяти.

Гаяз Салихович Закиров

15 июля 2007 г., село  Сафаджай

3 - Резолюция межрегиональной научно-практической конференции «Мусульманское образование у татар-мишарей Волжско-Сурского региона: исторический опыт и современность»

15 июля в селе Сафаджай Нижегородской области состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Мусульманское образование татар-мишарей Волжско-Сурского региона: история и современность»

Конференция прошла в рамках торжественных памятных мероприятий в с. Сафаджай при поддержке Духовного управления мусульман Нижегородской области, Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области, Нижегородского исламского института им. Хусаина Фаизханова, Администрации села Сафаджай.

В ходе конференции были раскрыты следующие вопросы: формирование религиозного учебного пространства татар-мишарей; факторы, влияющие на образовательную деятельность в татаро-мишарской среде; связи татар-мишарей с казанскими и крымскими татарами в сфере образования; особенности развития мусульманского образования в татаро-мишарской среде; основные центры мусульманского образования в Волго-Сурском регионе; источники материального обеспечения учебного процесса татар-мусульман в указанном регионе; современные проблемы образовательной деятельности мусульманских учебных заведений Волжско-Сурского региона. По итогам конференции была принята следующая резолюция:

РЕЗОЛЮЦИЯ

межрегиональной научно-практической конференции

«Мусульманское образование у татар-мишарей Волжско-Сурского региона: исторический опыт и современность»

Заслушав и обсудив доклады и сообщения участников мероприятия, конференция констатирует:

- татары-мишаре Нижегородчины на протяжении их многовековой истории накопили опыт развития мусульманского образования, позволяющий сохранять духовность, нравственность жителей региона и в целом России, учитывая активные перемещения татар-мишарей по территории государства, а также предотвращать межнациональные и межрелигиозные конфликты;

- исторически мусульманские учебные заведения на Нижегородчине, имея свое собственное жизненное пространство, составляли единое целое с системой образования российских мусульман-татар, поддерживали отношения с медресе и мектебе татар-мишарей вне Нижегородчины;

- в условиях мусульманского возрождения на рубеже XX-XXI вв. ДУМНО, РКНАТНО, Нижегородским исламским институтом им. Х. Фаизханова развернута серьезная работа по обобщению опыта мусульманского образования в регионе, основные итоги этой работы нашли отражение в систематических исследованиях ученых многих регионов России, в материалах научных конференций и научных публикациях Издательского Дома «Медина».

Учитывая сказанное, конференция выдвигает следующие предложения:

- необходимо продолжить возрождение накопленного опыта с учетом российских реалий начала XXI века при укреплении ханафитских традиций среди российских мусульман;

- на основе опыта джадидов необходимо вносить в образовательный процесс современных светских школ, медресе и мектебе ориентацию обучаемых на знание родного языка (татарского, азербайджанского и др.), языка русского, а также на научные и культурные достижения мирового сообщества;

- продолжать формирование мусульманского образовательного пространства Нижегородчины, стремясь максимально приблизить его к насущным потребностям населения;

- обеспечить получение светского и религиозного образования для имамов и преподавательского состава медресе и мектебе;

- в рамках общефедеральных процессов добиться государственного признания дипломов профессиональных религиозных учебных заведений;

- отразить исторический опыт развития татаро-мусульманских общин Нижегородчины и всех российских мусульман в системе учебников, учебных пособий, словарей для учащихся государственных и религиозных учебных заведений, школ;

- разработать и апробировать двуязычный учебно-методический комплекс, состоящий из учебного пособия по истории нижегородских татар через широкое публичное его обсуждение учителями, преподавателями и учеными, представителями властей;

- продолжить научную работу по исследованию особенностей развития мусульманского образования на Нижегородчине и в целом в Волжско-Сурском регионе;

- разработать и внедрить в действие единую программу развития образования мусульман края в городах и сельской местности;

- отдать должное памяти павших за веру имамов-шахидов, невинно погибших в ходе политических репрессий советского времени, написав «Книгу памяти» повествующую о них;

- поставить перед общественностью и государственными структурами вопрос о возвращении селам и деревням Нижегородской области их исторических названий, связанных с основавшими их татарами-мишарами, а также об изменении названия «Краснооктябрьский район»;

- бороться за предотвращение конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве, требовать детального расследования и наказания по всей строгости закона преступлений подобного характера;

- итоги работы в сфере мусульманского образования в Нижегородском крае подводить на народном празднике нижегородских татар-мишарей, празднике исторической памяти (Хатер Кюне), сделав его ежегодным во второй половине июля месяца.

- поддерживать постоянные контакты с представителями общин татар, особенно татар-мишарей, как в регионах их компактного проживания, так и в городских общинах в России и за рубежом;

- обеспечивать стабильную деятельность газеты «Мишар дуньясы» и сайта “nizgar.ru”;

- продолжить издание серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации»;

- продолжить издание Нижегородской татарской энциклопедии;

- регулярно проводить Жыены нижегородских татар-мишарей для обсуждения актуальных проблем общественного, социального и образовательного развития.

15 июля 2007 года  Село Сафаджай Нижегородской области

4 - Поздравления заместителя Губернатора Нижегородской области Сергея Потапова в связи с памятными мероприятиями в с. Сафаджай

Уважаемые друзья!

Приветствую участников и гостей мероприятий, посвященных дню памяти первых поселенцев-татар на территории Нижегородской области, 190-летию со дня создания первого религиозного учебного заведения в с. Сафаджай, 100-летию со дня создания ново-методного медресе им. Мухсина Хабибуллина.

Истинно верующим мусульманам всегда были присущи веротерпимость и миролюбие, добрососедство и забота о ближнем. Эти отношения дружбы и взаимоуважения — наша гордость и общее достояние, которое мы должны беречь.

Нижегородский край — единый, целостный организм, крупнейший центр материальной и духовной культуры. И я убежден: проведение мероприятий, посвященных сохранению и приумножению памяти о событиях, являющих собой важнейшие вехи становления нашей малой родины, укрепляет гражданский мир и согласие, сохраняет ее единство.

Желаю успехов в благородной деятельности по объединению усилий всех верующих для защиты и сохранения общих духовных и нравственных ценностей.

От всей души желаю вам доброго здоровья, счастья и благополучия!

Заместитель Губернатора Нижегородской области Сергей Потапов.

5 - Поздравления Губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева в связи с мероприятиями в селе Сафаджай

Уважаемые друзья!

Искренни рад приветствовать организаторов , участников и гостей торжеств, посвященных дню памяти первых поселенцев-татар на территории современной Нижегородской области , 190-летию со дня открытия первого религиозного учебного заведения в селе Сафаджай, 100-летию со дня основания ново-методного медресе им. Мухсина Хабибуллина!

Проведение такого праздника мусульманской культуры на нижегородской земле — чрезвычайно важное событие.

Сердечной благодарности и безусловного уважения заслуживает деятельность общественных и духовных организаций нашего региона, взявших на себя труд в организации столь ответственной просветительской, государствообразующей и благотворительной работы. Ваша ярко выраженная объединяющая миссия служит консолидации усилий власти, духовенства и общества для взаимодействия в области нравственно-идеологического строительства, социального служения и экономического сотрудничества.

От всей души желаем вам здоровью, счастья, радости, благополучия, процветания и успехов в делах на благо родного Нижегородского края  и всего нашего любимого Отечества!

С уважением, Губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев

6 - Выступление культуролога Сергея Маркуса на конференции в Сафаджае

Вернуть имена – вернуть связь с предками и милость Аллаха!

В этот радостный для всех нас, и особенно для жителей Сафаджая, день позвольте сказать о грустном, даже о горьком – но правдивом. Почему мы до сих пор не вернём нашим городам, сёлам, деревням, улицам и площадям их исконные названия?    Почему мы, встретившись здесь, в селе Сафаджай, которому более полутысячи лет, именуем его «Красной Горкой»? Все знают – никаких гор здесь вовек не бывало! Аул Сафаджай лежит в низине. Такое название дано или от коммунистического пафоса (вот мол, весь мир вздыбим в революционном порыве… но почему тогда уменьшительно – Горка?) или от народного названия православного праздника, когда с горок катают выкрашенные в красный цвет пасхальные яйца. Объясните – ну причём тут древнее татаро-мишарское, удивительное по благозвучности, очень древнее название Сафаджай?!

Освобождённые от коммунистического тоталитаризма, граждане новой демократической России сегодня вправе возвращать исконные имена своим городам и сёлам. И многие это делают! Вот совсем свежая новость. Союз Православных Граждан и движение "Возвращение" проведут в Москве 17 июля молебен о возвращении исторических названий улицам Москвы. И пройдёт он в храме Всех Святых на Соколе. Инициаторы говорят, что этот день выбран неслучайно: 17 июля погибла семья бывшего русского царя Николая Романова. «И тем более абсурдно, что улицы наших городов, станции метро названы в честь террористов, уничтожавших нашу страну, Российскую государственность, - поясняют организаторы. - Православные соберутся не просто помолиться, но и напомнить обществу и государству об абсурде, когда в Москве есть станция метро, названная  в честь террориста, цареубийцы Войкова.

И при этом должным образом не увековечены имена русских богословов, философов, художников и поэтов - Алексея Хомякова и Павла Флоренского,

Алексея Лосева и многих других. Движение "Возвращение" специально создано для изгнания имен террористов и палачей, загубивших миллионы душ, с улиц наших городов».

        Уважаемые сафаджайцы, братья-мусульмане! Последуем примеру наших православных соотечественников в таком благом начинании – и также начнём движение, общероссийское, общемусульманское, с той же целью – вернуть на географические карты и в реальную жизнь имена, которые даны нашими благочестивыми предками.

                А нужно ли тратить на это силы, время и, конечно же, деньги? Так спросит скептик. Давайте напомним ему слово «манкурт», которое вошло в обиход благодаря великому писателю нашего времени Чингизу Айтматову! Напомним, что в 1980 году Айтматов написал свой первый роман «И дольше века длится день», впоследствии озаглавленный «Буранный полустанок». Главный герой — простой казах Едигей, работавший на затерянном в степи полустанке. В судьбе Едигея и окружающих его людей, как в капле воды, отразилась судьба нашей страны — с предвоенными репрессиями, Великой Отечественной войной, тяжёлым послевоенным трудом, строительством ядерного полигона близ родного дома. Действие книги развивается в двух планах: земные события пересекаются с космическими. Ведь неземные цивилизации, космические силы не остались безучастными к злым и добрым поступкам людей.

Писатель рассказывает нам легенду о матери Найман Ана и её сыне, который по воле злых людей становится «манкуртом», то есть не помнящим своих корней бессмысленным и жестоким существом.

Роман прогремел на всю страну. А слово «манкурт» стало нарицательным, своего рода символом тех неодолимых изменений, который произошли в современном человеке, разорвав его связь с извечными основами бытия.

        Так вот – перечитайте ещё раз Айтматова – и подумайте, неужели мы позволим себе скатиться до уровня «манкуртов»! Или, как говорит русская поговорка, до «иванов, не помнящих родства»…

        В чём суть переименований? Сначала давайте уточним, в чём смысл наименований. Очевидно, в той глубине, которая скрыта вообще в слове, в частности в имени. Всем мусульманам известно, что не ангелам, а именно человеку, Адаму, была дана Аллахом привилегия давать имена. Всем мусульманам известно, что детям надо давать хорошие имена. Значит, существует особая связь между звуком и смыслом слова, между его написанием и качествами того существа, которое люди будут вызывать этим словом.

        Так вот пере-именование, как особый волевой акт, нужно когда что-то неладно в названии, какая-то ошибка или вред обнаружены. В нашем случае – с переименованием сёл мишарского края – не так уж всё сложно. Здесь налицо переименования не ради улучшения, а ради уничтожения мишарской традиции!

Во-первых, извините за азбучные примеры, но названия были даны на языке татар-мишар с его особой звукописью, с теми фонемами, которых нет в иных языках. Хорошо, если соседи для своего удобства приспосабливают их звучание – но для себя. Так ведь надо говорить «Ланден» и «Пари» - и никто же не будет заставлять англичан и французов произносить «Лондон» и «Париж». Пусть каждый народ так произносит, как может, как позволяет ему фонетика его речи.

Второе. Часть переименований делалась не для звукового комфорта соседей, а как знак порабощения, издевательства и стирания памяти прошлого! Это уже война средствами языка. Она закрепляет войну физическую. Но если средневековые войны давно отгрохотали, если мы уже давно научились жить по-соседски мирно – зачем нам хранить следы языковой вражды? Этнологи и психологи называют такое явление - «язык вражды».

Муслим, Ислам – слова, в корне которых «салам» - то есть «мир», «гармония», правильное состояние между человеком и Богом, человеком и миром, между людьми. Так давайте вернём «салам» в названия тех мест, где мы живём!

Вспомним, что самая устойчивая на планете Земля цивилизация – китайская – выработала даже специальный термин «чжэн мин – выправление имён, исправление имён». Что это означает? Дело в том, что со временем люди склонны терять первоначальные смыслы, менять оттенки слов, потом всё более и более искажать существенные значения… в итоге мы нередко произносим «не то» и называем вещи неверно! А древние китайцы заметили, что нужно регулярно «исправлять имена».

Кто этим занимается? Философы, мудрецы, правители. Сейчас учёные говорят, что «исправление имён» это одновременно социальная, гносеологическая (познавательная), лингвистическая и моральная деятельность. Конфуций сказал: «Когда имена неправильны, суждения несоответственны; когда суждения несоответственны, дела не исполняются».

Кому-то покажется странным такое утверждение – но благополучие нашей жизни зависит, среди прочего, и от правильных названий.

Ну как может стоять православный храм в Москве на улице Халтурина – террориста? Что вливается в душу, в подсознание, когда москвич идёт на метро «Войковская»! Почему на Нижегородчине сохраняется какой-то оазис ленинско-сталинских фантазий типа «Краснооктябрьский», «Красная Горка», «Красный остров»? Почему потомки мишар должны знаменитое село Куй Суы называть «Овечий овраг», село Камка – «Камкино», Шубиле – «Шубино», а крупнейшее село Зур Рбишча называть  «Рыбушкино»?!

Представьте себе, как горько предкам, давшим своим дорогим деревням и сёлам родные имена, слышать, как они искорёжены сегодня! Да, религиозные люди не верят в окончательность смерти. Все мы, и христиане и мусульмане, уверены в посмертном существовании человека. Потому мы имеем обряды и молитвы, которые связывают нас с предками. Они для нас живы – и мы для них тоже… живы. Мы несём перед ними ответственность. Какую? В первую очередь: как мы сохраняем то, что ими создано и…названо.

Когда родовые связи рвутся – народ превращается в биомассу, в манкуртов. Отсюда и растерянность, и отчаяние, пьянство и наркомания. Просыпаясь утром, человек хочет с достоинством пройтись по своему дому, выйти на свою улицу – всё это наработано его предками – и всё это должно иметь родные имена! Извините, но существует жёсткая, хотя и невидимая глазу, прямая связь между современным алкоголизмом и нарушением имён.

Последнее, что хочу напомнить – это слова Корана о том, зачем Творец создал нас разными народами, каждого со своими обычаями, языком и прочими особенностями. «Мы создали вас парами, мужчин и женщин, разными племенами и народами, дабы вы познавали друг друга». Значит, никакого бульона типа «советский народ», или «людей глобализма», или «поколения пепси-колы» из нас не сварить! Мы все останемся разными до конца времён. Замысел Аллаха, чтобы мы наслаждались познанием друг друга, как наслаждаются познанием друг друга мужчина и женщина. Удивительный замысел!

Значит, бесценны все оттенки национального богатства мира. А для России также важно, чтобы её коллективный мозг работал не на одном языке, а на многих, чтобы кровь её народов обогащала друг друга. Интернационализм по-марксистски и по Джорджу Бушу – это конвейерное однообразие бутылок кока-колы. А интернационализм по-христиански, по-исламски, по-российски – это единство в многоцветии, красота в разнообразии.

Так давайте же вернём мишарские имена и сёлам, и улицам, и людям – ведь это нужно не только самим мишарам! Да, вы, мишаре, отвечаете перед своими предками и пред Аллахом за то, как проносите по жизни своё наследие – в дырявом ведре и небрежно, или в звонком кувшине и надёжно. Но мишарское наследие не менее нужно и всем народам России – ведь оно уникально, его исчезновение также невосполнимо, как гибель созданий природы.

А человек, мыслящий на трёх языках одновременно – это богатство общества. Я имею в виду современного образованного мишарина, который как минимум владеет своим родным языком, русским и иностранным.

Итак, исправим имена, обратимся с благодарностью - к предкам, за благословением и помощью - к Аллаху, со словами мудрости – друг ко другу и к власть имущим. Да будет счастлива Земля Мишарская – Мишяр Улус!

Недаром ведь название «Сафаджай», где мы с вами собрались, расшифровывают как «место чистого блаженства» - так пусть оно восстановит эту свою сокровенную суть!  

Сафаджай, 15 июля 2007 года

I джиен (съезд, собор) нижегородских татар-мишар

Сергей Маркус, культуролог (Москва)

В дальнейшем материалы о Первом съезде в Сафаджае, о развитии субкультуры мишарей, и в частности, первую газету мишар на татарском языке «Мишяр дуньясы» - смотрите на сайтах www.nizgar.ru, www.islamnn.ru

  

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph