Главная  |  Карта сайта  |  О сайте  |  Версия для печати  |  Подписка
Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Выступления, интервью

17.10.2012Методическая работа в российском исламоведении: от дискуссий к практике

Методическая работа в российском исламоведении: от дискуссий к практике

Выступление ректора Московского исламского университета Дамира Хайретдинова на V Международной научно-практической конференции «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века» в Уфе.

 Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Уважаемые участники конференции, позвольте задаться вопросом, какой смысл мы вкладываем в тему нынешней конференции – «Идеалы и ценности исламского образования в XXI веке»? Ведь не имея перед глазами идеалов, и не понимая ценностей – Ислама вообще, и Ислама в России, в частности – трудно выдать какие бы то ни было концептуальные идеи для организаторов нашей конференции и для нас самих.

Мы в Москве задумались об этой проблеме уже давно, несколько лет тому назад. Итогом наших размышлений стал многотомный научно-исследовательский проект энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации». Полтора года тому назад мне уже приходилось рассказывать об этом проекте здесь, на конференции в Уфе. С того момента мы значительно продвинулись в наших исследованиях. Так, на сегодня полностью готов к печати 6-й том словаря, посвященный Исламу в Поволжье за пределами национальных образований с титульным мусульманским населением. В него вошло 9 регионов ПФО и южного Поволжья, от Астраханской области на юге до Кировской – на севере. Началась работа по словарю «Ислам на Северо-Западном Кавказе». Параллельно работает команда по составлению словаря «Ислам в Сибири и на Дальнем Востоке». Параллельно идет работа по составлению словаря «Ислам в Татарстане». Следует отметить, что за истекшие годы были сделаны большие наработки, начиная со словарей «Ислам на Нижегородчине» и «Ислам в Приволжском федеральном округе».

Наконец, что особенно отрадно, почти завершилась работа по составлению словаря «Ислам в Башкортостане», который вы видите сейчас на экране. В него вошли энциклопедические статьи как по истории, так и по современности Ислама и мусульманских общин Республики Башкортостан. Цель нашего издания очевидна – поднять на качественно новый уровень исламоведческую науку в Башкортостане через видение исламских процессов, прежде всего, самими мусульманами, повысить статус самих мусульман республики и тех ученых, которые занимаются этой тематикой. Ключевой «конек» нашего проекта – это изучение Ислама в России через региональную призму. Дело в том, что специалистам в принципе не интересна тема «Ислам в общем» - это избитые клише, которые прорабатывались аж в 1990-е годы. Сегодня особенно интересен именно микросрез исламской цивилизации в России – то есть,  в нашем случае, через концепцию истории и современности Ислама в отдельных регионах. Очевидно, что Ислам в Дагестане имеет иную историю и свои особенности по сравнению с Исламом в Татарстане, а мусульманская община Башкортостана сформировалась на иной базе, нежели такая же община Карачаево-Черкессии. Безусловно, никто не отрицает конфессионального, вероучительного родства всех мусульман. Однако мусульмане, к примеру, Афганистана и мусульмане Малайзии – это совершено разные сообщества, одно из которых живет в условиях трайбализма примерно XIX века, а второе шагнуло далеко вперед и обогнало в своем развитии большинство мировой мусульманской уммы в целом.

Несмотря на все эти очевидные различия, мы по-прежнему разрабатываем и изучаем в наших исламских вузах и медресе однотипные программы, которые иногда хороши в теории, но не на практике. Разумеется, все студенты наших образовательных учреждений должны изучать классический Ислам – это Коран, хадисы, сира, акида, тафсиры, фикх и т.п. Однако при этом будет вполне разумным давать студентам и полноценное представление о региональных особенностях мусульманских общин. Наша мусульманская молодежь слишком витает в облаках в этом вопросе. Так, многие полагают, что выход из кризисного состояния современного Ислама – в восстановлении Халифата. Другие считают, что мусульмане, живущие, например, в песках Аравии и на тропических островах Индийского океана, одинаковы, имеют одни и те же проблемы и решают их однотипно. Третьи одухотворяют некоторые страны исламского мира, ориентируются на них в своих мыслях и жизненных установках, не зная ни их сложной истории взаимоотношений с соседями, ни современных геополитических целей этих стран. Когда задаешь этим искренним, но наивным молодым людям элементарные вопросы – они теряются и начинают задумываться, насколько обоснованы их представления об истории и современном положении мусульман.

На наш взгляд, идеалом исламского образования в России является такое образование, которое дает нашим студентам адекватное  представление о региональных особенностях исламской цивилизации, о принципиальных различиях между мусульманами прошлого и современности. Необходимо, чтобы студенты изучали прошлые исторические эпохи исламской цивилизации не через призму устоявшихся сакральных штампов, а с точки зрения научной исторической методологии. Безусловно, такая учебная программа должна быть объективной и рассказывать как о негативных моментах из истории, так и о позитивных достижениях исламской мысли, науки, геополитики.  В этом случае появляется меньше возможностей для идеализации мусульман прошлого или для умозрительных построений о том, что как только мы войдем в состав Халифата или любого другого исламского государства – у нас сразу всё образуется. Таким образом, в идеале выпускники исламских вузов должны быть реалистами, а не мечтателями-утопистами.

Что же касается наших ценностей, то смею вас уверить, в ходе составления энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» мы пришли к однозначному выводу – наши отечественные ценности, ценности мусульман собственно российских, настолько обширны и масштабны, что для их постижения не хватит и нескольких лет изучения. Однако, к сожалению, по большей части они всё еще остаются на полках библиотек и архивов.

Знаем ли мы, что предшественники современных нам русских городов и поселков Поволжья – Саратова, Волгограда, Астрахани, Волжского, Камышина, Самары и др. – послужили золотоордынские поселения, что доказано ныне археологически? Всем ли известно, что остатки столицы Золотой Орды, города Сарай – Селитренное городище – по сей день является одним из крупнейших по площади археологических памятников России? Археологи описывают для наших изданий совершенно неизведанную страницу истории: с их точки зрения, Золотая Орда представляла собой могучую евразийскую державу, основанную на симбиозе городской и степной цивилизаций, которая отличалась огромными для средневековья городами с величественными зданиями, уникальными технологиями, развитой экономикой и богатейшей культурой. При этом в основе взлета Золотой Орды, как и до того Волжской Булгарии, стало принятие Ислама ее правителями и народом. Но одновременно мусульманские государства Поволжья оставались многоконфессиональными, многонациональными, многоязыковыми, с равной степенью уважения относившимися ко всем представленным в них религиям, племенам и этносам. Вот они, наши ценности, на которых должны быть основаны такие предметы для наших исламских вузов и медресе, как то: регионалистика, история исламской цивилизации, история Ислама в России. Ведь учебники для этих вузов и медресе должны быть  переложением научно-исследовательских трудов. Однако до сих пор новейшие исследования отечественной науки до сих пор остаются практически невостребованными – в частности, если речь идет о Плане мероприятий по подготовке специалистов с углубленным изучением истории и культуры Ислама

 Уважаемые коллеги! Я не случайно назвал свой доклад «Методическая работа в российском исламоведении: от дискуссий к практике». На сегодня у нас уже накоплена значительная база научно-исследовательских трудов, на основе которых могут и должны быть изданы соответствующие учебные пособия для исламских вузов и медресе. Ныне у нас нет нужды изучать Ислам по учебникам, в которых рассказывается о моделях Ислама  за рубежом, которые составлены без учета нашей специфики и нашей богатейшей истории – специфики и истории российских мусульман. Только в этом случае выпускники исламских вузов и медресе будут ориентированы на идеалы и ценности мусульман-россиян, и перестанут грезить о зарубежных моделях, чтобы пытаться воплотить их на нашей земле.

Однако пора уже, действительно, переходить от дискуссий к практике. Необходимо усилить методическую работу, в которой были бы учтены достижения наших историков и исламоведов – причем настоящих исламоведов, подлинных специалистов в области исламской догматики и практики, а не тех псевдоученых, которые вот уже более 10 лет бесконечно переписывают один и тот же текст своей диссертации в жанре «желтой прессы» - кто с кем и куда ходил по ночам… Слава Аллаху, у нас выросла целая плеяда молодых специалистов, не говоря уже о признанных мастерах старшего возраста, которые изучают прошлое и настоящее Ислама в России профессионально и этично. Назову лишь нескольких авторов (в порядке алфавита) , которые работали у нас над проектом 6 тома словаря – «Ислам в Поволжье»: д.и.н., профессор кафедры отечественной истории Марийского госуниверситета Александр Геннадьевич Бахтин; к.и.н., доцент Ульяновского государственного педагогического университета Александр Викторович Кобзев;  к.и.н., доцент кафедры экономической истории Финансового университета при правительстве РФ Александр Владимирович Пачкалов; к.и.н., с.н.с. отдела средневековой истории Института истории им. Ш. Марджани АН Татарстана Булат Раимович Рахимзянов; к.и.н., доцент кафедры регионоведения исторического факультета Астраханского госуниверситета Андрей Вячеславович Сызранов; д. филол. н., профессор, в.н.с. Института востоковедения РАН Альфина Тагировна Сибгатуллина; д.и.н., профессор, в.н.с. Института российской истории РАН Вадим Винцерович Трепавлов; д.и.н., профессор Казанского филиала Российской академии правосудия Айдар Юрьевич Хабутдинов– и другие уважаемые авторы, общей сложностью более 50 человек.

Я уверен, что последние наши издания, включая словари «Ислам в Поволжье», «Ислам в Башкортостане», «Ислам в Татарстане», «Ислам в Сибири» и другие, станут настоящими находками для специалистов. Наша задача – сделать на их основе такие учебные материалы, чтобы наша учащаяся молодежь была воспитана в исламском духе, в духе гуманизма и патриотизма.

Текст - по материалам сайта Мусульмане России http://dumrf.ru/common/regnews (в сокращении)

 

Copyright © 2021 НКО «Фонд гражданского общества»
Главная  |  Карта сайта  |  Версия для печати
Created by Graphit Powered by TreeGraph