Главная  |  Карта сайта  |  О сайте  |  Версия для печати  |  Подписка
Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

16.10.2012Принципы работы исламских банков: принцип мудараба

Принципы работы исламских банков: принцип мудараба

Термин мудараба зачастую используется исламскими банками. Этот принцип также известен как кирад или мудараба. Ученые приводят несколько вариантов перевода данного термина, среди них: доверительное финансирование, деление прибылей среди доверенных лиц, распределение собственного капитала и распределение прибыли.

Иными словами, тот, кто владеет средствами (инвестор) передает их другому доверенному лицу (предпринимателю) для ведения бизнеса. Инвестор в процесс ведения бизнеса не вовлечен, и в конце оговоренного срока предприниматель должен вернуть инвестору основную вложенную сумму и его долю прибыли. Этот принцип мудараба фактически применялся арабами еще до периода Ислама и, по-прежнему, распространен сегодня (Saleh, 1986). Известный исламский правовед Иман Саракси, в своей книге «Аль Мабсут» предлагает свое определение термина «мудараба» и его происхождение. По его словам, мудараба происходит от слова «дарб», что означает «труд на земле». Преобразование этого корня в «мудараба» произошло, согласно Иману Саракси, из-за того, что мудариб (пользователь чужого капитала) имеет право на долю в прибыль в силу своей тяжелой работы и усилий. Кроме того, мудариб имеет право использовать доверенный ему капитал для достижения его собственных целей. Люди Медины называли такой договор «мукарада». «Мукарада» происходит от слова «кард» и означает «передавать». В этом случае, владелец капитала передает или предоставляет право на свои средства «амилю», т.е. пользователю. (Uzair, 1980, стр. 45). Ибн Рушад, в своей книге «Бидаят аль-Муджтахид Уа Нихаят аль-Муктасид» («Время имеет долю в цене») пишет:

«Нет никаких разногласий во мнениях среди мусульман относительно справедливости использования принципа «кирад». Этот принцип практиковался еще до принятия арабами Ислама, а Ислам не запретил его. Есть единогласное согласие ученых в том, что владелец капитала передает средства другой стороне для последующего использования в бизнесе. Пользователь получает, согласно определенным условиям, ту часть прибыли, которая согласована обеими сторонами – треть, четверть или даже половину». (Uzair, 1980, стр. 45-46).

На основании вышеописанного, принцип  мудараба может быть определен как соглашение между как минимум двумя сторонами, то есть «раб аль малом»/инвестором и «мударибом»/ предпринимателем или менеджером.

По условиям соглашения, инвестор обязуется финансировать предприятие или доверить свои деньги предпринимателю, который будет вести торговлю в согласованном порядке и затем должен будет вернуть инвестору основную сумму вложений и заранее согласованную долю прибыли. Доли прибылей определяются договором, и нет никакой гарантии для инвестора в том, что его вложения будут успешными. В случае убытка, в результате форс-мажорных обстоятельств и не зависящих от мудариба, инвестор принимает на себя весь «удар». Мудариб, в свою очередь, теряет лишь свое время и труд.

Среди ученых правовых школ или мазхабов нет единого мнения в использовании данного принципа в деловых операциях.

Так ученые маликитского и шафиитского мазхабов считают, что мудараба ограничивается торговыми операциями и иными, связанными с торговой деятельностью. Мудараба не распространяется на производство, потому что такое соглашение будет трактоваться как договор с изготовителем на производство и будет именоваться – «истина».

Истисна, с точки зрения Шариата, это договор, в котором покупатель просит производителя изготовить или сконструировать оговоренное контрактом изделие, с использованием собственного сырья производителя по согласованной цене. Концепция «истисна» во многом схожа с «бай салам», при котором есть элемент отсрочки поставки товара. Однако, по договору «бай салам» предоставляется авансовое финансирование, тогда как по соглашению «истисна» оплата производится позднее, на дату поставки или изготовления товара.

Ханафитская правовая школа не возражают против применения принципа  мудараба в производственной деятельности.

Ханбалитский мазхаб, со своей стороны, считает, что инвестор и предприниматель, могут заключать два раздельных соглашения, то есть соглашение на производство товара с использованием принципа «истисна», и другое соглашение, с принципом «мудараба» до тех пор, пока эти два соглашения не противоречат друг другу (Saleh, 1986).

Принцип мудараба может применяться в исламской банковской системе в двух различных ситуациях: между банком и поставщиком средств, а также между банком и теми, кто использует средства.

В первом случае, банк выступает в качестве мудариба, а вкладчики как «раб аль мал». В другом – банк это «раб аль мал», а предприниматель – мудариб. Принцип мудараба еще называют «благородным принципом исламской банковской системы», так как он сочетает в себе человеческий труд и денежные средства, именно в том контексте, который одобрен Шариатом. И хотя инвестор, который вкладывает свои средства, не прилагает иных усилий для получения возврата на свои инвестиции, он готов нести риски и убытки при неблагоприятном исходе дела.

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Главная  |  Карта сайта  |  Версия для печати
Created by Graphit Powered by TreeGraph