Главная  |  Карта сайта  |  О сайте  |  Версия для печати  |  Подписка
Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

07.08.2012Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества

Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества

Мы намерены активно работать с новыми властями арабских стран, чтобы оперативно восстановить наши экономические позиции... Вижу реальные предпосылки, чтобы Россия в полной мере сохранила свои ведущие позиции на ближневосточной арене, где у нас всегда было много друзей.

В. Путин

 

Начало XXI века – время особенное. Окончание «холодной войны» и распад СССР способствовали радикальным изменениям на геополитической карте современного мира. Возникновение монополярного мира и нарушение прежнего баланса сил способствовало коренному пересмотру большинством государств своего внешнеполитического курса. Вместо канувшей в небытие «коммунистической угрозы» для оправдания собственных захватнических планов заокеанские аналитики ловко подсунули мировому сообществу нового вымышленного врага – «исламский терроризм». В 90-е годы XX века США попытались реализовать модель однополярного мира. Для недопущения реализации подобной стратегии России необходимо укреплять связи с исламскими странами.

Россия – многонациональная и поликонфессиональная страна, имеющая богатый исторический опыт сосуществования различных культур и раскинувшаяся на бескрайних евроазиатских просторах. Образно она представляет собой мост между различными цивилизациями (западной и мусульманской). Развитие сотрудничества с исламским миром – один из важнейших приоритетов внешнеполитической доктрины РФ. Россия играет важную роль для самых разных мусульманских народов мира – от Ирана до Палестины. Диалог различных цивилизаций (западной и исламской) имеет особое значение для укрепления политической стабильности на международной арене.

В настоящее время наблюдается активный процесс сближения России со странами исламского мира. Динамика развития этих отношений на современном этапе вышла на новый уровень.

Важнейшими предпосылками сотрудничества РФ и стран исламского мира являются:

1. Географическая и культурная близость. Исламская цивилизация являлась самым главным источником знаний, изобретений и научного прогресса. Она способствовала Возрождению и Просвещению в Европе. Российские мусульмане внесли весомый вклад в сокровищницу отечественной истории и культуры.

2. Общность исторических ценностей на определённых этапах исторического развития наших стран. Для Ислама и Православия характерна устойчивая готовность к сосуществованию, основой которой являются близкие духовные ценности, несмотря на имеющиеся различия в вероисповедании.

3. Цивилизационные связи со странами исламского мира. На современном этапе развития постепенно укрепляющаяся Россия всё лучше осознаёт значение подобного сотрудничества. Исторические отношения Руси с Ближним Востоком уходят своими корнями вглубь веков – в домонгольскую эпоху. Многие обычаи, кухня, одежда, искусство, архитектура испытали на себе влияние арабо-мусульманского мира, ордынско-татарской культуры.

4. Наличие и переплетение общих интересов: политических, экономических, культурных.

5. Возрастание роли мусульман РФ в общественно-политической жизни нашего государства. Кроме того, они одновременно являются частью мировой исламской уммы.

6. Целый комплекс геополитических факторов, которые способствуют тому, что Россия и исламский мир заинтересованы друг в друге.

Российское руководство осознало изначальное мусульманское присутствие в России, восходящее своими истоками к VII веку в отдельных регионах России. Особенно насыщенными и активными отношения нашей страны и исламского мира были во времена имперской России. Очень хорошими были они и во времена правления Хрущёва и Брежнева, активное сотрудничество существовало в период «холодной войны».

Невозможно построить современную, сильную и неделимую Россию, если не опираться на созидательный потенциал Ислама. Поэтому необходимо развивать тесное сотрудничество исламской уммы с государством и с другими религиями, создавать гражданское общество.

За последние годы геополитическая доктрина РФ претерпела существенную трансформацию. Отношения России и стран исламского мира получили новый импульс в период правления Президента РФ Владимира Путина. В последние годы при его личном усердии Россия стала хорошим партнёром для исламского мира. Российское руководство налаживает сотрудничество со странами мусульманского мира. Ведь они являются естественными стратегическими союзниками нашей страны.

Владимир Путин в своих заявлениях неоднократно выступал против модели монополярного мира, к реализации которой так стремятся США. Особенно показательной в этом аспекте была его речь на Мюнхенской международной конференции по безопасности, которая состоялась в феврале 2007 года, после которой журналисты, политологи и общественные деятели даже заговорили о новом этапе «холодной войны».

В 2005 году Россия вступила в Организацию Исламская конференция (ОИК), объединившую 57 стран с населением 1,5 млрд человек [1], в статусе наблюдателя, что было подтверждено решением Х мусульманского саммита. Главу ОИК Экмелетдина Ихсаноглу во время его визитов в Россию встречают в Кремле как желанного гостя. В своём выступлении на саммите ОИК в Малайзии В. Путин назвал процесс сотрудничества «сближением с исламским миром».

15 февраля 2007 года наша Россия вступила в отраслевую структуру ОИК – ИСЕСКО (исламская ЮНЕСКО). После этого был предпринят значительный ряд шагов, которые были направлены на расширение взаимодействия России и исламского мира. Учреждены телеканал «Россия сегодня» на арабском языке, Центр арабских и исламских исследований, Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования. Очень важную роль играют Группа стратегического видения «Россия – исламский мир» и Совет муфтиев России, который является деятельным и инициативным участником российско-исламского диалога и ответственным партнёром российского государства.

РФ заинтересована в развитии и углублении отношений с мусульманскими странами и сообществами Европы, Азии и Америки. И в настоящее время Россия готова к эффективному, плодотворному сотрудничеству с исламским миром. Об этом свидетельствуют визиты Президента РФ Владимира Путина в Саудовскую Аравию, Иорданию, Катар и в другие страны исламского мира; особые позиции РФ по иранскому досье, в вопросе по Палестине, по Сирии и по другим внешнеполитическим вопросам. Россия отклонила резолюцию ООН по Сирии и выступает против насильственного решения сирийской проблемы. Развитие сотрудничества РФ с исламским миром соответствует национальным интересам нашей страны.

Россия принимает миротворческие меры по снижению напряжённости в горячих точках Ближнего Востока (Палестине, Ираке, Сирии). В последние годы активизировались контакты России с организацией ХАМАС, которую на Западе называют террористической организаций. А позиция РФ против вторжения американских вооружённых сил в Ирак в 2003 г. способствовала тому, что возросло доверие к нашей стране во всём мусульманском мире.

Кроме того, у России есть позитивные внутренние наглядные примеры сотрудничества исламской уммы всего мира. В настоящее время активно развиваются связи мусульманских регионов России с исламскими странами. Наиболее показательными примерами подобного сотрудничества являются Татарстан, Дагестан и возрождающаяся после двух тяжёлых войн Чеченская Республика. Президенты данных субъектов РФ совместно с лидерами страны участвуют в международных встречах и принимают у себя гостей из исламских государств.

Все эти меры способствуют укреплению позиций РФ в исламском мире и улучшению его отношения к нам. Ведь известно, что мнение граждан арабских государств о нашей стране было омрачено предубеждениями и стереотипами советской эпохи.

В настоящее время Ислам играет важную роль во внешней и внутренней политике РФ. Он является неотъемлемой составной частью российской государственности, истории и культуры. Численность мусульман в нашей стране составляет от 25 до 35 млн (12–15 % населения РФ) [2], которые представляют 57 народов. Причём это число постоянно растёт.

Но нельзя сказать, что в сфере отношений России и исламского мира всё идеально. Ситуация осложняется наличием ряда проблем на пути сближения с мусульманскими странами:

1. Внешние проблемы – исламофобия и ксенофобия, которые являются следствием работы СМИ, обслуживающих интересы США.

2. Внутренние проблемы – трудности переходного периода. Сюда относятся такие социально-экономические проблемы, как миграция и безработица. Они способствуют тому, что у населения рождается взаимное недоверие, а невежественные люди пытаются искать врага в человеке другой расы, этноса или конфессии.

3. Отсутствие чётко определённой государственной политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в стране. К сожалению, у российского руководства России отсутствует ясная национально ориентированная идеология, или, как её ещё называют, национальная идея, которую можно было бы противопоставить Западу. Негативную роль играет разрушительная и антирелигиозная работа в сфере СМИ. Целью деструктивных сил Запада является разрушение моральных (исламских, православных) и традиционных основ жизни российских народов, столкновение религий и наций. И все это делается для того, чтобы управлять нашей страной. В науке данная теория получила название «управление через хаос и конфликты».

4. Исламская наука России испытывает на себе влияние арабско-мусульманского мира, что само по себе является позитивным аспектом. Но парадокс заключается в том, что данный процесс является односторонним. Ведь ни для кого не секрет, что наших известных отечественных учёных в арабском мире мало кто знает. В этом аспекте большую роль может сыграть телеканал «Россия сегодня», который транслируется на арабском языке и может способствовать познанию арабами наших учёных.

5. До сих пор не прекращаются информационные атаки на Ислам и принимаются систематические меры по всесторонней ценностной переориентации населения и размыву культурно-цивилизационной идентичности.

США пытаются оказать влияние на политические режимы и поэтому взращивают собственные креатуры в различных странах Азии и Африки. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что национальные валюты привязаны к американскому доллару и, таким образом, зависят от него. Кроме того, Запад старается выкачивать ресурсы из России и стран исламского мира, что является зримым отражением внешней политики США.

В последнее десятилетие продолжается методичная эксплуатация Западом (США и Великобританией) фантома «международного терроризма» для раскола исламской уммы и реализации принципа «разделяй и властвуй». США применяют грубую военную силу по собственному усмотрению и при этом совсем не считаются с международными институтами с целью смены политических режимов и насильственной трансформации отдельных мусульманских стран. Вестернизация (воздействие западных ценностей, норм, образцов поведения, элементов западной массовой культуры) направлена на разрушение традиционной мусульманской нравственности. И это неслучайно. Ведь глобализация – это серьёзная угроза самобытности стран, основой которых являются религиозные ценности и традиционный уклад жизни.

Сущность американского сценария управления странами третьего мира заключается в провоцировании конфликта между Россией и исламским миром, Исламом и Православием, между разными течениями Ислама, мусульманами и сотрудниками правоохранительных органов внутри России.

Несмотря на то, что некоторые страны исламского мира развивают теснейшие военно-политические, торгово-экономические, финансовые связи с США, Запад, и в первую очередь Америка, воспринимается их жителями негативно, что отнюдь не случайно. В основе подобного отношения лежат следующие причины:

1. Американо-британская интервенция в Ираке в 2003 г., предпринятая по сфабрикованным обвинениям.

2. Нестабильность в Афганистане.

3. Дискриминация мусульман в некоторых странах Европы.

Российской мусульманской элите (политикам и журналистам, богословам и учёным, бизнесу и интеллигенции) необходимо решить следующие стратегические и тактические задачи:

1. Укрепление России как многонациональной, поликонфессиональной и суверенной державы, способной дать отпор угрозам с Запада. Она должна стать высокообразцовой страной с развитыми традициями толерантности, уважать Ислам и другие религии, развивать тесные дружеские отношения со странами исламского мира и сыграть позитивную роль в успешном разрешении сирийского кризиса.

2. Разработка собственной национальной идеи, стратегии возрождения нашей страны, противостояние агрессивному натиску прозападного лобби в РФ.

3. Расширение взаимовыгодного сотрудничества российской мусульманской элиты с Всемирным союзом исламских учёных.

4. Налаживание взаимодействия некоммерческих организаций и СМИ.

5. Расширение сети научно-проектных, образовательных и информационно-коммуникационных центров.

6. Недопущение исламофобии в России и на Западе. Для этого необходимо проводить систематический мониторинг и использовать социологический метод контент-анализа СМИ. Кроме того, необходимо применять меры воздействия, в том числе публичные и правовые, на политиков и журналистов, разжигающих межнациональную и межконфессиональную рознь.

7. Проведение реформ по приведению стандартов образования в соответствие с вызовами современности.

8. Учреждение СМИ и информационных агентств по изучению опыта идеологического противника РФ (ТВ-компании).

Отрадно, что интеллектуальные и политические круги России и других стран мира понимают губительность курса, навязываемого США всему миру. Они говорят о необходимости налаживания партнёрского диалога политическими силами, выступающими против мировой «закулисы». И самым главным союзником России в этом вопросе является исламский мир.

Интересно отметить, что подходы РФ и мусульманских стран совпадают по самым разным вопросам мирового развития. Сотрудничество России с исламским миром играет очень важную роль, потому что оба противостоят модели однополярного мира, которую навязывают США.

Мусульманский мир заключает в себе громадный стратегический потенциал: политический, экономический, культурный, людской, природный, географический. Поэтому развитие взаимовыгодных связей России с исламским миром в рамках служения человечеству приведёт к возникновению крупного мирового альянса, который будет способствовать всеобщему миру и прогрессу.

Позитивное отношение России к мусульманским странам на современном этапе способствует развитию двусторонних отношений, защите прав человека, предотвращению нарушения сложившегося равновесия в мире, сохранению мира и безопасности.

Основной геополитический выигрыш России от сближения с исламским миром заключается в возможности установления нового мирового порядка, основой которого является баланс сил и интересов, в недопущении однополярности, которую навязывают США. Кроме того, увеличивается число союзников и партнёров РФ. Следовательно, появляются новые возможности по отражению мировых угроз и вызовов. Наконец, это важный шаг на пути к осознанию Россией своей уникальной идентичности, в которой Ислам играет значительную роль.

Таким образом, сотрудничество России и исламского мира – это не предмет политической конъюнктуры, а важный фактор по установлению справедливого миропорядка и поддержанию межконфессионального мира на нашей беспокойной планете. Необходимо дальнейшее укрепление и развитие разносторонних взаимоотношений между РФ и исламским миром. Подобное сотрудничество отвечает интересам нового мироустройства, безопасности, всеобщего мира и согласия. Поэтому проблема сохранения культурно-цивилизационного многообразия, развития традиций толерантности и налаживания конструктивного диалога представителей различных культур в современном быстро глобализирующемся мире приобретают особую остроту и актуальность. Только партнёрский диалог цивилизаций, их дружба и союз – единственно правильный путь, который поможет человечеству совместно разрешить международные проблемы и нейтрализовать опасные вызовы современности. Активная самостоятельная политика России в мире, развитие её сотрудничества с исламским миром являются объективным фактором международной стабильности, решения глобальных проблем, которые являются общими для всех народов и государств.

Тимур Гантамиров

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Главная  |  Карта сайта  |  Версия для печати
Created by Graphit Powered by TreeGraph