Главная  |  Карта сайта  |  О сайте  |  Версия для печати  |  Подписка
Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

29.05.2012Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма

Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизмаПрошедшая 25-26 мая в Москве Международная конференция "Исламская доктрина против радикализма", собравшая на одной площадке как ряд российских, так и зарубежных мусульманских деятелей, в ряде СМИ была преподнесена чуть ли ни как панацея от проблемы религиозного экстремизма.

Многие из этих публикаций преподнесли событие как начало новой эры в истории российского ислама, а ряд журналистов, выступающих с проектами политизации ислама под соусом "уммастроительства" или белоленточных "исламских гражданских хартий", поспешили сравнить принятую по итогам мероприятия Московскую декларацию по вопросам джихада, применения норм шариата и по халифату с Мекканской, Каирской и Амманской декларациями. Однако, несмотря на столь пристальное внимание телевидения и прессы, как к самому мероприятию, так и к итоговому документу, остались не замеченными важные детали, на которые стоит обратить внимание.

Так, например, в числе тех, кто участвовал на конференции и подписывал декларацию, были генеральный секретарь Международного союза исламских ученых Али аль-Карадаги и заместитель председателя Международного союза исламских ученых Абдуллах бин Байя. Имена этих людей большинству российских мусульман мало, что говорят. Зато организация, которую они оба представляли - Международный союз исламских ученых - хорошо известна благодаря ее председателю Юсуфу Кардави.

85-летний катарский шейх Кардави известен не только своим призывами к поддержке чеченских боевиков и наемников с Ближнего Востока, воевавших против России на Северном Кавказе еще десять лет назад, но и недавним призывом к бойкоту российских товаров. Объявить бойкот Кардави призвал мусульман за то, что Россия не стала поддерживать инициируемую странами Запада гражданскую войну и интервенцию в Ливии и Сирии.

Вызывает удивления и сама Московская декларация по вопросам джихада. Тот, кто ознакомился с этим документом, обнаружит там многочисленные цитаты из отца-основателя идеологии салафизма Таки ад-Дина ибн-Таймийя (1263-1328), что само по себе уже вызывает массу вопросов. К чему включать в документ, призывающий к отказу от религиозного радикализма, слова проповедника, который заложил основы этого вероучения? Ведь именно ему противостоит мусульманская умма России последние 20 лет. Особенно удивляет, что в тексте декларации употребляется эпитет "наш шейх" по отношению к этому теоретику салафизма.

Однако, несмотря на всю пафосность мероприятия и пиар кувейтского центра "Аль-Васатыйя", а также его российского филиала во главе с бывшим калужским священником, принявшим ислам, Али Вячеславом Полосиным, конкретного результата почти не видно. Один из самых крупных по численности муфтиятов России - Духовное управление мусульман Татарстана - по сути, бойкотировало это мероприятие (муфтий Татарстана Ильдус Фаизов не принял приглашения), официально не комментируя свою позицию, но дав понять, что участие в тусовке с участием сподручных катарского идеолога "Братьев-мусульман" Юсуфа Кардави ни к чему казанскому муфтияту (ДУМ РТ представлял только начальник его аппарата Ришат Хамидуллин).

Не стал участвовать в ней и председатель Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин, понизив присутствие своего муфтията на конференции до своего заместителя. Таким образом, лидеры традиционного для России ханафитского духовенства воздержались от участия в этом мероприятии салафитской направленности.

Также остается неясным, отчего конференция и деятельность ее организаторов были поддержаны в Москве. Учение "аль-Васатыйя" ("срединный ислам") ведет к усилению влияния религиозных центров монархий Персидского залива на российских мусульман с игнорированием всего богатейшего наследия российской мусульманской теологической мысли, что и продемонстрировала эта конференция.

В этой связи совершенно неудивительно, что в тезисах Московской декларации не нашлось места для цитирования трудов отечественных исламских богословов уровня Шигабутдина Марджани (1818-1889) или кого-то из российских классиков исламской теологии, зато цитаты из трудов теоретиков салафизма в этом документе есть во множестве.
Infox

Российские власти добились ареста имущества Березовского
Шок грандиозного масштаба: как будут «короновать» Путина
15-летняя девочка повесилась прямо в школе

Но самое главное - это малорезультативность мероприятия: для экстремистов и террористов все эти "декларации против радикализма" совершенно ничего не значат. Как воевали они, прикрываясь исламом, так и будут воевать. Поэтому наивно рассчитывать на то, что, собрав в одной гостинице несколько российских муфтиев и представителей тех, кто выносит антироссийские фетвы, удастся навсегда решить проблему религиозного экстремизма. Тем более что в России ваххабитское подполье нередко финансируется из тех стран, откуда прибыли зарубежные участники конференции.
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Главная  |  Карта сайта  |  Версия для печати
Created by Graphit Powered by TreeGraph