Главная  |  Карта сайта  |  О сайте  |  Версия для печати  |  Подписка
Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

08.05.2012Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма

Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма7 мая 2012 года в Татарстане прошло заседание постоянно действующего Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему «Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма», организованного Приволжским центром региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ и прошедшего в формате круглого стола. Как было заявлено в пресс-релизе мероприятия, целью данного круглого стола стало обсуждение проблемы этнического федерализма в постсоветской России, юридического неравноправия субъектов федерации, потенциала сепаратизма в национально-территориальном устройстве государства.

Открыл работу круглого стола заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета, профессор Александр Салагаев, который охарактеризовал современное государственное устройство России как ассиметричная этнофедерация. По словам ученого, из 21 национальной республики в 11-ти численность титульного этноса от всего количества жителей региона составляет меньше половины населения. «Учитывая, что суверенитет национальных республик исходит из суверенитета титульных этносов, то на чем основан тогда суверенитет этих 11-ти квазиреспублик?», — задался вопросом Салагаев. Отношения между национальными республиками и федеральным центром в постсоветский период носили не федеративные, а конфедеративные отношения. Такие они формально сохранились и сегодня, ведь до сих пор именно Татарстан и Чечня не подписали федеративного договора, а у Казани с Москвой пусть и совершенно по сути ничего незначающий, но имеется Договор о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектом федерации с 2007 года, которого нет ни у одного региона, который еще может аукнуться в будущем, если децентрализация в стране примет массовый характер.

По мнению профессора, юридическое неравноправие регионов, заложенное в 5-й статье российской конституции, по которой Россия – это государство, на территории которого находятся 21 государство (sic!), а остальные 62 субъекта просто ее регионы (всего в России на сегодняшний момент их 83), имеет также социально-экономические причины. Александр Салагаев привел уровень дотаций в 2011 году: если в Белгородской области он составляет 950 рублей на 1 жителя, то в Чечне – 12 тысяч рублей, Ингушетии – 15 тысяч рублей, а в Тыве – 31 тысяча руб. В итоге, делает вывод ученый, «юридическое и социально-экономическое неравноправие регионов в виде ассиметричной этнофедерации, существующей в России с 1922 года, может привести к ее развалу». «Если во главе страны будет находиться сейчас политик-либерал типа Михаила Горбачева или Прохорова, то страна неизбежно развалится», — полагает казанский профессор.

Один из известных общественных деятелей татарского национального движения Фандас Сафиуллин считает, что национально-территориальное государственное устройство в России начинает свою историю не с 1922 года, а с дореволюционных времен: «Разве Российская империя с особым статусом Польши, Финляндии, Бухарского эмирата и др. не была ассиметричной этнофедерацией?» По его мнению, если для русского народа не важно унитарным или федеративным будет государством Россия, то для нерусских народов важно, чтобы Россия была федерацией, потому что «этнофедерация – это форма национально-культурного выживания для нерусских». Фандас Сафиуллин частично согласился с мнением Александра Салагаева, что большинство из 21 республик-государств – это квазиобразования, но отметил, что у остальных народов исторически была государственность, поэтому это дает им право на обладание национальной республикой.

Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов проанализировал в своем выступлении особый статус титульных этносов в 21 национальной республике. По словам исследователя, 7 этнических субъектов России (Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Коми, Удмуртия, Карелия и Адыгея) выделили в своих конституциях титульные этносы из многонационального населения этих субъектов, заложив тем самым формальную дискриминацию по национальному признаку. «Ярким примером является Конституция Татарстана, в преамбуле которой отдельно прописан „многонациональный народ Татарстана“ и «татарский народ“, что уже позволяет говорить о том, что в республике есть отдельно татары и все остальные образуют многонациональный народ Татарстана, но в который не входят татары», — заметил Василий Иванов. В этой связи весьма характерно, как лицемерно возмущались парламентарии Татарстана, прописавшие в региональной конституции особый статус татарского народа, но при этом были решительно против, чтобы у русских был особый статус в российской конституции. К этим словам Александр Салагаев добавил, что в современной России русские подобны крепостным крестьянам, которых до 1861 года в законодательстве даже не существовало: сегодня нет ни одного закона или правового акта, в котором бы упоминалось само понятие «русские» или «русский народ».

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов считает, что в Конституцию России необходимо внести поправки, причем это надо сделать всего в одну статью – 5-ю, в которой закреплено юридическое неравноправие регионов, изменив ее в сторону равноправия. «Здесь может быть два пути: или все 83 субъекта России объявить государствами, и тогда Россия будет государством, в составе которого 83 государства, или убрать из 5-й статьи Основного Закона страны упоминание о том, что республики – это государства. Естественно, самый лучший и правильный вариант – второй», — считает эксперт. При этом он призвал не бояться идти по пути поправок в Конституцию, поскольку конституции всех стран мира и даже российских республик подвергались редактированию. В Конституции США вносилось 27 поправок, причем первые десять были предложены на третий год после ее принятия. Если мы возьмем национальные республики России, например, Татарстан, то его Конституцию редактировали регулярно, причем самое большое число поправок вносилось не в 2000-е годы, когда Москва потребовала привести региональное законодательство в соответствии с федеральным, а в 1990-е годы, когда Татарстан де-факто находился в конфедеративных отношениях с Россией: 30 марта 1995 года в нее было внесено 5 поправок, 8 декабря 1995 года – 3, 26 мая 1999 года – 2, наконец, 21 июля 1999 года – сразу 15; итого в допутинское время 25 поправок.

«Национально-территориальное деление неизбежно ведет к появлению региональной этнократии, а в перспективе и к моноэтнизации региона, что на практике приводит к исходу русских. Эмиграция русских уже давно началась и из Татарстана, центра России, где, похоже, что региональная этнократия создает все условия для того, чтобы русские покидали республику. Исход русских ведет не только национальные республики России к этноконфессиональной архаизации оставшегося там титульного населения (причем этот процесс проходит по пути распространения религиозного фундаментализма), но и ставит под вопрос будущность российской государственности в Поволжье и на Северном Кавказе. В перспективе это путь к развалу страны», — сделал вывод эксперт.

Фандас Сафиуллин признал, что у русских есть национальные проблемы в национальных республиках, в том числе и в Татарстане, признал, что в республике нет пропорционального этнического представительства в органах власти, но призвал называть это не «татаризацией» бюрократии, а «кланизацией», поскольку от клановой системы страдают и рядовые татары. Как один из выходов татарский общественный деятель предложил русским создавать русские республики в составе России.

Видимо, именно этого хотят не только татарские националисты, но и региональные власти Татарстана, в последнее время через местные СМИ, подконтрольные республиканскому «министерству пропаганды» — ОАО «Татмедиа», активно освещающие в положительном ключе местных национал-сепаратистов, а журналисты гостелеканалов Татарстана публично русских называют «оккупантами» и «узколобыми фашистами»: ведь если появятся русские республики (одна или несколько), то уже местные чиновники порекомендуют русским уезжать из Татарстана «к себе домой».
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Главная  |  Карта сайта  |  Версия для печати
Created by Graphit Powered by TreeGraph