Главная  |  Карта сайта  |  О сайте  |  Версия для печати  |  Подписка
Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

07.04.2012Российские исламисты нашли родных «братьев»?...

Российские исламисты нашли родных «братьев»?...Последствия «арабской весны», в результате которой к власти в ряде государств пришли исламисты1, оказывают серьезное влияние на расстановку сил в российской мусульманской умме, увеличивая ее радикальную составляющую. Начиная с первой декады февраля 2012 г., активисты федерального исламистского лобби практически одновременно опубликовали ряд материалов, содержание которых сводится к необходимости для России изменить свое отношение к происходящему в арабском мире. Они считают, что Москве следует отказаться от поддержки режима президента Сирии Башара Асада и сосредоточиться на «налаживании отношений» с умеренно-исламистской организацией «Братья-мусульмане» («ихваны»), представители которой уже пришли к власти в Египте, Тунисе и Марокко, а также лично с идеологом этой организации, шейхом Юсуфом аль-Кардави.

Лоббисты усиленно внедряют в общественное сознание мысль о том, что российское исламское сообщество якобы ориентируется на общеисламский тренд (т.е. «ихванов»), из чего следует, что, если Россия не изменит своей политики на Ближнем Востоке, то фактически получит внутри себя «пятую колонну». Одновременно Москву настоятельно призывают отказаться от поддержки шиитского Ирана, не вписывающегося в планы создания арабского (иногда упоминают и Турцию) суннитского халифата.

Эти знаковые утверждения свидетельствуют о серьезности намерений фундаменталистов. Вероятно, в ближайшие месяцы, после того как новые арабские режимы окончательно сформируют структуры власти, они обратят пристальное внимание на российский Северный Кавказ и Поволжье с целью дальнейшего распространения исламистских идей и последующего присоединения этих территорий к будущему халифату.Обострение борьбы традиционного ислама с исламистами, подкрепленное финансовыми вливаниями с Арабского Востока, представляется практически неизбежным, возможно, уже в течение предстоящего летне-осеннего периода. Серьезная информационная подготовка к реализации подобного сценария ведется уже сегодня.

Отметим, что решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 г. организация «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун») признана террористической, а ее деятельность на территории РФ запрещена. Целью «ихванов» является «устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем воссоздания «Великого исламского халифата» первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ»2. Основными формами их деятельности являются воинствующая исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям, активная вербовка сторонников в мечетях, а также вооруженный джихад, неограниченный территориальными рамками. Тем же решением ВС РФ аналогичные меры приняты в отношении созданного в Чечне в 2001 г. «Высшего военного Маджлисуль Шуры Объединенных сил моджахедов Кавказа», действовавшего под руководством ближневосточных штаб-квартир экстремистского крыла «Братьев-мусульман», а также кувейтских «Общества социальных реформ» и «Общества возрождения исламского наследия», цели которых совпадали с «ихвановскими».

Нынешнюю позицию «Братьев-мусульман» по отношению к России также нельзя назвать дружественной или хотя бы нейтральной. Комментируя поведение России и Китая, наложивших вето на резолюцию СБ ООН по Сирии, пресс-секретарь «Братьев-мусульман» Махмуд Гозлан назвал ее «позорной, …не уважающей ни нормы международного права, ни права человека»3. Лидер «ихванов» в Иордании Хамам Саид призвал к бойкоту российских и китайских товаров, вслед за Гозланом, назвав Россию и Китай «соучастниками сирийского режима в пролитии невинной крови»4. Инициативу бойкота публично поддержал и Юсуф аль-Кардави5, заявивший, что «все арабские народы, все мусульманские народы, все благородные и свободные люди в мире должны встать против тех правителей-тиранов и их сторонников, которые поступили несправедливо с сирийским народом: русских и китайцев». Он призвал сирийцев, арабов и всех мусульман «бойкотировать их, перестать сотрудничать с ними и не приносить им никакой пользы», не давая «ни дирхама, ни фельса, которым они могут воспользоваться, чтобы притеснять праведных»6. Уточнение исламистов, что это заявление Кардави не было фетвой, не меняет дела.

Медиа-флагманом федерального исламистского лобби является информационно-аналитический портал Ansar.ru, а организационно-идеологическим - группа экспертов, сосредоточенных вокруг рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Общественной палаты РФ. Особой активностью среди них выделяются постоянные авторы Ansar.ru - журналист, политолог, координатор комиссии по взаимодействию со СМИ и развитию информационного пространства Экспертного совета при Совете муфтиев России Руслан Курбанов и обозреватель телеканала «Русия Аль-Яум», член Экспертного совета при СМР Абдулла Ринат Мухаметов.

Зарегистрированный в Люксембурге исламистский портал Ansar.ru занял данную нишу с конца 2010 г., после того, как ранее выполнявший эти функции портал Islam.ru перешел в руки сторонников традиционного ислама. Именно на «Ансаре» была опубликована знаковая статья Мухаметова, давшая старт «новому курсу» российских исламистов. По его мнению, из-за поддержки режима Башара Асада «Россия рискует сегодня вообще остаться без союзников на Ближнем Востоке, в арабском и исламском мире», и «такие неприятные перспективы возникают по причине неадекватной реакции на «арабскую весну». Однако, полагает Мухаметов, у Москвы пока есть шансы не только сохранить позиции, но и совершить прорыв. По его мнению, якобы нет «никаких реальных оснований» для сохранения «Братьев-мусульман» в списке террористических организаций. «Совершенно непонятно, зачем обострять отношения с Кардави и «ихванами», в то время, когда их надо срочно налаживать», - призывает Мухаметов, не приводя внятной аргументации.

Главным осложнением в отношениях России с арабскими странами и новой арабской элитой автор считает «то, что наиболее близкие связи из всех мусульманских государств Россия поддерживает с Ираном». Он отмечает, что «арабская весна» имеет четкий суннитский характер», и «наблюдается попытка сформировать военно-политический блок Анкара-Каир-Эр-Рияд-Доха», который, по его мнению, является новой перспективной силой в регионе. «Противопоставлять себя ей и вообще арабским народам, суннитскому миру, поднявшимся во имя лучшей доли, абсолютно неправильно, - констатирует Мухаметов. - …Нельзя давать козыри и основания тем, кто говорит, что Москва стала союзником шиитского иранского империализма и противником суннитского пробуждения»7.

Комментируя перспективы РФ вписаться в новый арабский порядок, Мухаметов отмечает, что, с одной стороны, «Россия нужна арабскому миру», т.к. только она может быть реальным противовесом для США, а, с другой - арабы готовы инвестировать в российскую экономику огромные средства, чтобы диверсифицировать свои вложения. Поскольку Россия никогда не воевала ни с одной арабской страной и сделала для них «много хорошего» в XX в., «у нас есть еще шанс стать привилегированным партнером нового арабского мира»8, заключает Абдулла Ринат Мухаметов.

Неделей позже тему поддержал и развил Руслан Курбанов, констатировавший, что «Россия …начала входить в жесткий клинч с арабским миром». Речь идет «об арабских и неарабских странах, которые поддерживают сирийских революционеров – Ливии, Турции и особенно Катара», во многом являющегося режиссером арабских революций. Как отмечает Курбанов, именно в Катаре создан и работает общеарабский канал «Аль-Джазира», а также проживает Юсуф аль-Кардави (ведущий на этом канале программу «Шариат и жизнь»). Напоминая, что режим Асада является ближайшим союзником Ирана, автор замечает: «получается, что Россия в этом конфликте косвенно вошла в шиитскую коалицию». России выгодно объединение суннитского мира, полагает Курбанов, потому что она получит в лице арабских стран надежного союзника.

Ключевая мысль изложена в последнем абзаце. «Для жителей Северного Кавказа и остальных мусульманских регионов России отношения нашей страны с мусульманским миром крайне важны, - утверждает автор. - Поскольку характер отношений России со странами Востока напрямую будет сказываться на внутренней политике по отношению к исламу и мусульманам. А поскольку подавляющее большинство российских мусульман - сунниты, то клинч, в который вошла Москва с новыми игроками суннитского мира, крайне вреден как для страны, так и для населяющих ее мусульман»9.

В ноябре 2011 г. к работе Ansar.ru подключился новый исламистский медиа-проект - WordYou.ru (Слово без границ), зарегистрированный в качестве СМИ 5 августа 2011 г. Его редакция расположена в Москве. Как отмечается на сайте, из-за того, что Россия, как и Запад, все чаще предстает в информационном пространстве как жертва ислама и миграционных процессов, «у мусульман развивается психология ущербности, и даже некое чувство вины». Одной из задач портала, по словам его создателей, должно стать «изменение психологии уммы, информирование населения страны о подлинной жизни и ценностях мусульман»10.

Среди авторов WordYou.ru перечислены Курбанов, Мухаметов, а также некоторые другие активисты исламистского лобби. Постоянным автором ресурса является профессор Оксфордского университета, идеолог т.н. «евроислама», родившийся и постоянно проживающий в Европе внук основателя «Братьев-мусульман» Хасана аль-Банны Тарик Рамадан. «Слово без границ» регулярно публикует материалы, посвященные последствиям «арабской весны» (рубрики «Арабская революция», «Политический ислам» и др.). Приход к власти исламистов, в частности, «Братьев-мусульман», преподносится авторами сайта как положительное явление. Подчеркивается, что сторонники исламского пути развития являются умеренными, «пользуются уважением в исламском мире», «не сомневаются в совместимости ислама и демократии», намерены налаживать связи с США и ЕС. Юсуф аль-Кардави и лидер тунисских «ихванов» Рашид Ганнуши11 называются в качестве примера мусульманских ученых и лидеров, которые «с готовностью приняли демократические принципы»12, якобы не противоречащие в их глазах идее ислама как политического проекта. Однако далее автор поясняет, что речь идет лишь о следовании духу времени, с течением которого некоторые исламистские термины получили нежелательную окраску, в связи с чем их следует избегать.

В материалах, опубликованных в рубрике «Сирийский дневник», дается резко критическая оценка режима Башара Асада. Некоторые пассажи носят антироссийский характер. В одном из текстов Тарика Рамадана утверждается, что «было бы опасной близорукостью принимать за чистую монету добрые и гуманистические намерения США или Китая, стран Европы, Израиля и России в отношении арабских народов в целом и сирийцев, в частности»13. Эта мысль проиллюстрирована карикатурой, на которой изображены Путин и имам Хомейни, надувающие через трубочку Асада, которого с другой стороны с громким хлопком протыкает радостно скалящийся оппозиционер.

Как и авторы Ansar.ru, редакция «Слова без границ» полагает, что Россия, в отличие от Запада, «стремительно и, кажется, уже надолго»14 теряет свои некогда крепкие позиции в арабском мире. В конце февраля портал опубликовал материал доцента кафедры политологии нью-йоркской Новой школы социальных исследований Тарака Баркави, полагающего, что «Запад должен протянуть руку движению «Братья-мусульмане» в Иордании и других странах, по тому принципу, что «враг моего врага – мой друг». По тому же принципу воинствующий ислам должен объединить усилия с западными гуманистами»15. Такой неожиданный шаг со стороны Запада, утверждает автор, «вызовет уважение и признательность мусульман всего мира, уменьшив приводящие к терроризму антизападные настроения», а также «позволит воинствующему исламу изменить свои политические цели в соответствии с демократией и правами человека, пользующимися практически всеобщей поддержкой». В итоге «исламские боевики могут в глазах всего мира из «террористов» превратиться в «борцов за свободу»16.

Порталы Ansar.ru и WordYou.ru информационно поддерживают друг друга, регулярно перепечатывая наиболее интересные материалы сайта-союзника для проведения общей информационной кампании. Скоординированность этих действий не вызывает сомнений. Так, 14 февраля WordYou опубликовал, а Ansar.ru перепечатал очередной материал Мухаметова, полемизирующего с заявлением Гейдара Джемаля, сделанным в выходящей в эфире Первого канала программе Максима Шевченко «В контексте». По мнению Джемаля, падение режима Асада приведет к объединению стран, в которых победила арабская революция. Единый суннитский блок вступит в войну с Ираном, а впоследствии станет угрозой для целостности России. Мухаметов, повторив прежние аргументы, добавил, что Москва заинтересована в многополярности, в связи с чем появление сильного суннитского блока «в лице Анкары-Каира-Эр-Рияда-Дохи нам только выгодно, тем более, если к ним примкнут Исламабад, Куала-Лумпур и Джакарта». «Сложение арабских финансов, турецкого менеджмента, пакистанского ядерного оружия сдерживания, малазийско-индонезийских технологий и производственных ресурсов обязательно сделает этот блок независимым центром планеты», - полагает Мухаметов, безосновательно отрицая, однако, что со временем он станет претендовать на российские территории. По его мнению, вероятнее, это может сделать «Иран с его экспансионистскими амбициями»17.

Днем ранее в том же ключе, вплоть до текстуальных совпадений, ситуацию прокомментировал WordYou Руслан Курбанов. «Приход к власти сил в лице умеренных мусульманских политических партий никакой угрозы для России не представляет, - считает он. - И является полнейшим абсурдом заявлять, что они настроены враждебно к нашей стране. Те, кто заявляет подобные вещи, являются в сильной степени ангажированными либо Израилем, либо Ираном, потому что даже при всем желании трудно разглядеть в «Братьях-мусульманах» или в близких им политических силах врагов России»18, убежден Курбанов. Голословность подобных утверждений очевидна и полностью противоречит международной реальности.

Деятельность лоббистов не ограничивается борьбой против Сирии и пропагандой дружбы с «ихванами». Мухаметов также советует России привлекать для налаживания связей с арабами «старых проверенных друзей», среди которых «влиятельный в исламском мире богослов»19, глава министерства по делам вакуфов Кувейта Адель аль-Фалях. Российский исламист не упоминает, что именно аль-Фалях является куратором реализуемого в России на протяжении последних полутора лет (особенно активно - последних 6 месяцев) кувейтского проекта «Аль-Васатыйя» (срединность, умеренность). Одним из главных идеологов и вдохновителей «срединного пути» является все тот же Юсуф аль-Кардави20.

Теоретически васатыйя представляет собой срединный, равноудаленный от крайностей путь в исламе. На практике реализация этого проекта выливается в обучающие поездки актива российских мусульман в центр «Аль-Васатыйя» в Кувейте21 и лекции кувейтских ученых, в частности, доктора шариатских наук, выпускника шариатского факультета египетского университета «Аль-Азхар» Усмана Абдель Рахима «о распространении ислама, теории и практике джихада с точки зрения Шариата, о воспитании молодых людей»22 в Москве, Нальчике и других российских городах.

В декабре прошлого года Усман Абдель Рахим провел в московском отеле «Катерина-Сити» первый в России научно-практический семинар о методах и особенностях джихада в российских условиях. В настоящее время готовится к изданию книга лектора о джихаде на русском языке. По словам одного из участников семинара, она, в первую очередь, «адресована последователям салафитского направления, радикальным проповедникам и эмоциональной молодежи в России, которые имеют ошибочные представления о джихаде, расходящиеся с интересами российской уммы и государства»23. Джихад следует понимать не как самоцель и джихад ради джихада, а как исключительное средство достижения четко определенных шариатом целей, констатирует молодой мусульманский активист. Очевидно, что реализация проекта «Аль-Васатыйя» в его нынешнем виде означает дальнейшее усиление чуждого иностранного влияния на российских мусульман, в связи с чем деятельность кувейтских исламистов в РФ должна быть жестко ограничена или полностью запрещена.

Наконец, следует отметить относительно новую тенденцию, характеризующуюся опосредованным вовлечением в исламистское лобби (пока не в самой жесткой форме) представителей либеральной научной общественности. 5 марта руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики им. Гайдара Ирина Стародубровская опубликовала в «Ведомостях» материал, призывающий «прекратить приравнивать к экстремистам последователей определенных религиозных и политических взглядов», в частности, ваххабитов.

Не отрицая действенности в определенных обстоятельствах силовых методов борьбы с терроризмом и экстремизмом, она призывает к замене философии силового решения на Северном Кавказе на философию мирного урегулирования и общественного диалога. «Конечно, диалога не с теми лидерами боевиков, у которых руки по локоть в крови, - разъясняет Стародубровская. - Но с различными сообществами на Северном Кавказе, которые и сами страдают от разгула насилия, и порождают тех ожесточенных молодых людей, что уходят в лес и становятся убийцами»24. Можно предположить, что призывы к фактической легализации исламистов, составляющие важную часть «фундаменталистского тренда», возникли под влиянием общения с такими деятелями исламистского и черкесского лобби, принимающими участие в мероприятиях Института Гайдара, как Деньга Халидов и Ибрагим Яганов25.

Идеи о «налаживании отношений» с «ихванами» и г-ном Кардави, как и пропаганду в России кувейтского «срединного пути», иначе как опасными и вредными не назовешь. Укрепление позиций традиционного ислама и ориентации российских мусульман на внутренние, а не внешние исламские авторитеты остается важнейшим направлением развития российской уммы, требующим всемерной государственной поддержки.
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Главная  |  Карта сайта  |  Версия для печати
Created by Graphit Powered by TreeGraph