Главная  |  Карта сайта  |  О сайте  |  Версия для печати  |  Подписка
Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

14.02.2012Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе

Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществеЭтноконфессиональное пробуждение народов России после распада СССР создало в Республике Татарстан потенциально опасную ситуацию, связанную с поиском двумя основными этническими группами этого региона — татарами и русскими – новой национально-религиозной идентичности. Совокупность ряда этноконфессиональных и цивилизационных факторов сделала Татарстан местом столкновения традиционной для татарского народа формы ислама толерантного ханафитского мазхаба с привнесенными из-за рубежа радикальными проявлениями религиозного фундаментализма. Многовековой опыт мирного сосуществования русского и татарского народов омрачился отдельными фактами ксенофобии.

Сравнительный анализ трансформаций этнической и конфессиональной идентичности населения региона начала 1990-х годов XX века — начала первого десятилетия XXI века показывает, что в руководстве и в среде идеологов исламского и национального движений Татарстана происходит смена поколений. На смену «ветеранам» этноконфессионального движения приходит новое поколение национального и религиозного движений, значительно отличающееся как по мировоззрению, так и по тактике достижений своих целей. При этом серьезный научно-исследовательский анализ конфликтного потенциала этноконфессиональной ксенофобии и латентных сепаратистских тенденций в Республике Татарстан на современном этапе практически отсутствует.

Между тем эта проблематика, учитывая значительный интерес к ней со стороны представителей зарубежных научно-исследовательских центров и структур, особенно возросший в последние годы, представляет особую важность в плане национальной безопасности. Об этом же свидетельствует рост числа публикаций в открытой печати, авторы которых констатируют постепенное усиление радикальной составляющей татарстанского ислама и формирование новой платформы татарского национализма, характерной чертой которого является широкое использование современных информационных и «оранжевых» сетевых технологий.

Дефицит серьезной аналитической информации становится причиной ситуативных и оттого не всегда верных действий государственных структур. Упор правоохранительных органов на репрессивные меры приводит к озлоблению и еще большей радикализации религиозной и национально ориентированной молодежи, что лишь усугубляет ситуацию. В условиях роста в обществе антиправительственных настроений, имеющих (пока) социальную окраску, а также разрастания радикал-исламистского подполья на Северном Кавказе и его распространение на территорию Урало-Поволжья, наблюдаемые в настоящее время среднесрочные тенденции дальнейшей радикализации части татарстанского мусульманского сообщества и усиления позиций религиозных фундаменталистов в татарском национальном движении становятся реальной угрозой общественной безопасности.

Целью научно-аналитического проекта является комплексное изучение этноконфессиональной ситуации в Республике Татарстан с акцентом на крайних формах открытого проявления национальной и религиозной ксенофобии, а также пристальное внимание к их латентным проявлениям.

Предусматривается подготовка и публикация тематических аналитических докладов, среди которых: «Нетрадиционные для татарского народа формы зарубежного ислама фундаменталистского толка: организация, масштаб распространения, способы влияния», «Татарское национальное движение в XXI веке: опыт и современное положение», «Современный татарский национал-сепаратизм», «Салафитизация татар: вопросы сохранения языка религиозной проповеди, национальной культуры и этнической идентичности», «Татарская молодежь: национальная, религиозная и гражданская самоидентификация», «Пантюркизм и панисламизм в современном Татарстане: истоки, состояние, зарубежная поддержка», «Влияние Кавказа и Центральной Азии на регион Среднего Поволжья: проблемы религиозного экстремизма и безопасности». Кроме того, будут подготовлены аналитические доклады, посвященные булгарскому, кряшенскому и русскому национальным вопросам в РТ, религиозной и национальной политике в Республике Татарстан в первом и втором десятилетии XXI века, этническому и религиозному составу населения Татарстана (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года), а также ряд других.

На начальном этапе работы необходима организация научно-практических конференций, круглых столов, семинаров и симпозиумов по проблематике научно-аналитического проекта. В качестве успешного примера таких мероприятий можно считать проведение семинара «Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия» (2 декабря 2010 г.).

На завершающем этапе реализации проекта намечено издание коллективной монографии «Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал».

Организатор и исполнитель проекта – Казанский Центр региональных и этнорелигиозных исследований, имеющий значительный опыт научно-практического и информационно-аналитического анализа этноконфессиональных противоречий в Республике Татарстан.
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Главная  |  Карта сайта  |  Версия для печати
Created by Graphit Powered by TreeGraph