Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 Обращение Межрелигиозного совета России к верующим Украины
 Президент России высказал мнение о хиджабах в школах
 Впервые в России готовится выпуск уникального издания
 20% военнослужащих РФ - мусульмане
 Минюст определил понятие публичных религиозных мероприятий и предложил согласовывать их с властями
 Россия меняет правила организации Хаджа
 Исламские интернет-СМИ России решили объединиться в ассоциацию для укрепления основ ислама.
 Конституционный суд РФ о религиозных митингах и шествиях
 Межрелигиозный совет России призывает власти защитить духовных лидеров от нападок и покушений
 Совет муфтиев не может пресечь деструктивную пропаганду в своих мечетях
 Итоговое заявление IX съезда Центрального духовного управления мусульман России
 Роскомнадзор будет жестко реагировать на перепосты фильма "Невинность мусульман" в соцсетях
 В Госдуму внесен законопроект о лишении свободы на срок до пяти лет за оскорбление верующих
 Четыре думские фракции могут подготовить совместное заявление в защиту традиционных конфессий страны
 Владимир Путин выразил соболезнования в связи с убийством шейха Саида-Афанди Чиркейского
 Последние дни благословенного Рамадана
 Нежелательные иностранцы и отечественные экстремисты скоро не смогут состоять в религиозных организациях РФ
 Начало Рамадана в разных странах мира
 В России священнослужителям предоставляется право на отсрочку от призыва в армию – указ Президента РФ
 Религиозные организации не попадут под действие закона об НКО
 В Нальчике ликвидирован главарь бандподолья, предположительно причастный к убийству муфтия Кабардино-Балкарии
 Убитый в Дагестане имам активно боролся с экстремистами
 В Дагестане убили имама с прихожанином мечети и подожгли ее
 Депутат предлагает исключить религиозные мероприятия из сферы действия нового закона о нарушениях на массовых акциях
 Иран и Татарстан: сотрудничество с оглядкой
 Генерального прокурора РФ беспокоит отъезд российских мусульман на учебу за рубеж
 За год до Универсиады Казанский кремль дал "зеленый свет" ваххабитам
 Почем ваххабизм для имамов?
 Пути преодоления религиозного экстремизма
 На казанских рынках ваххабиты обложили торговцев-немусульман налогом на неверных
 В Татарстане будут применять жесткие меры к бандитско-салафитским группировкам
 Терроризм республиканского масштаба
 В Татарстане сейчас создается целый ваххабитский «холдинг»
 Социокультурные векторы работы мусульманских религиозных деятелей Республики Татарстан с современной молодежью
 Вопросы исламского образования
 В России планируется создание Совета имамов и Союза мусульман
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Все о Рамадане во всемирной сети
 Важность исламо-христианского диалога
 России нужен суверенный ислам?
 К попытке создания параллельного муфтията в Татарстане
 В Татарстане проведут мониторинг деятельности каждого имама
 Выборы муфтия Татарстана и ваххабитствующая правдофобия
 В Казани религиозные радикалы попытались напасть на корреспондента ИА REGNUM
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

20.12.2011Социокультурные векторы работы мусульманских религиозных деятелей Республики Татарстан с современной молодежью

Социокультурные векторы работы мусульманских религиозных деятелей Республики Татарстан с современной молодежьюЛейсан Салахатдинова

Система социально-культурной работы с молодежью, выстроенная и достаточно надежно функционировавшая в советский период и разрушенная в результате критики идеологии, лежавшей в ее основе, в период перестроечный, снова стоит на общественно-политической повестке дня. Период критики молодежи, ее ценностей и жизненных ориентиров, характерный для девяностых годов двадцатого века, сменился периодом поиска направлений и форм работы с данной социальной группой. Сегодня молодежь снова рассматривается как активная группа, которая может быть социальной базой для многих движений, партий, объединений. Однако процесс привлечения молодежи различными общественно-политическими силами характеризуется не только благими намерениями, но и использованием манипулятивных техник в собственных целях. Критичность молодежи в этих условиях повышается, зачастую выливаясь в низкую степень доверия как к государственным органам, так и общественно-политическим движениям и партиям, что регистрируют социологические опросы.

В условиях недоверия к вышеуказанным социальным институтам, осуществляя поиск своей идентичности, многие молодые люди обращаются к религии. Каковы направления работы с молодежью со стороны мусульманских религиозных лидеров в Республике Татарстан?

Деятельность мусульманских религиозных деятелей по работе с молодежью может быть классифицирована в зависимости от факторов, положенных в ее основание. Так, по направлениям работы можно выделить воспитательно-образовательную деятельность, деятельность по искоренению социальных проблем и пропагандистскую деятельность, ориентированную на информирование широкой общественности об основах религии. По ориентации на аудиторию условно эту работу можно разделить на социокультурную работу с молодыми, выбравшими религиозный путь и соблюдающими каноны ислама, и социокультурную работу с молодыми, вера которых номинальна (в силу характерной для Татарстана этнорелигиозной идентичности, характеризующейся позицией «я татарин – я мусульманин») или находится в процессе становления.

Сравнительный анализ социокультурных векторов работы с молодежью со стороны мусульманских деятелей Татарстана в период двухтысячных годов и 2008-2009-х демонстрирует, на наш взгляд, процесс институционального оформления этой деятельности. Социологические исследования «Процесс исламизации в Татарстане: влияние на социальную стабильность и формирование новых идентичностей молодежи» и «Динамика религиозности в контексте изменения этнического самосознания молодежи Республики Татарстан в 2000-х гг.» позволили проследить динамику социально-культурной работы с молодежью. Нам представляется, что в 2000-х она во многом строилась интуитивно, являлась быстрой реакцией на происходящие в обществе процессы, базируясь на энтузиазме ряда мусульманских священнослужителей. Этот период также характеризуется целенаправленной работой с верующей группой молодежи и концентрацией этой работы вокруг немногочисленных харизматичных лидеров.

Современная ситуация свидетельствует о том, что социокультурная работа с молодежью изменилась. Эти перемены касаются не только форм работы, но и ее направлений. Безусловно, неизменными остались ценности, на формирование и поддержание которых она направлена (вера, семья, нравственность, толерантность и др.), и ценности, на которых она базировалась (меценатство, стремление внести индивидуальный вклад в образование, воспитание молодого поколения и др.). При этом отметим, что деление их на две этих группы обусловлено данными, полученными в ходе экспертных интервью с мусульманскими религиозными деятелями, и весьма условно, т.к. ценности эти взаимопроникающие.

Харизматичность лидера, собирающего вокруг себя молодое поколение, по- прежнему играет немаловажную роль, поскольку ориентация на авторитет детерминирована социально-психологическими особенностями юношеского возраста. Однако сегодня деятельность мусульманских некоммерческих организаций, добровольных объединений уже оформилась, приобрела черты стабильности, планомерности, в меньшей степени завися от личности лидера. В качестве объекта внимания мусульманских религиозных деятелей стала выступать не только верующая мусульманская молодежь, но и молодежь, находящаяся в поиске своей религиозной идентичности. Широкое информирование общественности о своей деятельности и ее результатах способствовали тому, что такие организации, как «Союз мусульманских женщин Татарстана», Межрегиональный паломнический центр «Идель-хадж», «Союз мусульманок Татарстана», благотворительный фонд «Свет Корана» известны не только исследователям, но и широкой общественности. Среди резонансных социальных акций – освещавшаяся в российских СМИ акция Союза Мусульманских женщин Татарстана с требованием фотографироваться на общегражданский паспорт с покрытой головой, выступление против отправки татарстанских ребят в Югославию, обращения к администрации города относительно искоренения с улиц города игровых заведений.

Современные формы социокультурной работы мусульманских религиозных деятелей, базируясь на преемственности традиций в образовательной и воспитательной сферах, характеризуются большим вниманием к повседневным формам и практикам. Это организация мусульманских летних лагерей, мусульманской спартакиады, работа по воспитанию девушек в канонах шариата и др.

Современная система работы с молодежью со стороны мусульманских религиозных деятелей, как и в 2000-х годах, обращается к традиционным формам, таким как организации различных благотворительных акций, посещение детских домов, приютов. Эти формы работы направлены на формирование таких ценностей, как милосердие, доброта, умение эмпатировать людям — тех самых, в отсутствии которых упрекают современную молодежь. По словам одного из экспертов, привлечение молодежи к общественной работе в детских домах стала осуществляться как долгосрочная: «И самое, самое главное — это вот после выпуска детского дома нас интересует, что будет с детьми». Поощряется наставничество, когда ребята, приходящие в детский дом, становятся опекунами в морально-нравственном смысле. Работа выстраивается таким образом, что создаются социальные связи, благодаря которым выпускники детских домов могут чувствовать поддержку тех ребят, которые их опекали в процессе взросления: «…пусть помогают при поступлении куда-то, пусть даже в училище…Свободное время, чтобы они могли организовать. В основном, здесь с казанскими мы работаем или, например, ребенок тоже из Аксубаевского района, да, и этот человек из Аксубаевского района. Вот они уже могут друг друга найти, как-то оказать помощь» (из интервью с экспертом). Таким образом, на уровне религиозных институтов осуществляется работа по искоренению ценностного вакуума, в состоянии которого подзадержалось не только молодое поколение, но и все российское общество.

Интересным представляется гендерный аспект работы с молодежью. Традиционные формы социокультурной работы, такие как общение с детьми из приютов и детских домов, ранее осуществлявшиеся, в основном, с привлечением молодых девушек, сегодня приобрели черты гетерогенности. Как отмечалось в одном из экспертных интервью, в результате гендерно односторонней работы мальчики-сироты в силу стеснения оставались в стороне. Привлечение же юношей способствовало исправлению ситуации: «Потом мы стали брать наших мальчишек, юношей, студентов. Они как старшие братья. Здесь, прямо на ковре, на полу они валяются, играют, что-то спрашивают. У них общение, у них какие-то дружественные отношения налаживаются или понимание …Мальчишки стремятся к старшим, к юношам». Мусульманские религиозные деятели, привлекая к благотворительной деятельности мужскую часть молодого поколения, работают не только над решением конкретных проблем, но и над преодолением укрепившихся в обществе гендерных стереотипов, формируя тем самым социально значимые ценности сопереживания и ответственности и в молодежной мужской группе. Это представляется важным аспектом работы, поскольку направлено на гармонизацию воспитания как процесса, независимого от гендерной принадлежности.

Воспитание нравственно зрелой, образованной личности – задача, которая ставится целью рядом мусульманских лидеров, что также отмечалось в экспертных интервью: «Самое важное еще — чтобы была молодежь грамотная. Пускай он не будет хазратом, потому что хазратом быть – это не всем дано, да и преподавать тоже… Наша задача – чтобы он был порядочным человеком, чтобы у него жизнь удалась». Существует также практика преподавания отдельных предметов, ведения тренингов преподавателями высшей школы в качестве общественного вклада в воспитание мусульманской молодежи, как, например, в пансионате «Ак Омет».

Интерес представляют направления работы с девушками по воспитанию их в традиционном исламском стиле. Так, в экспертном интервью говорилось о создании школы невест, где девушки обучаются практическим навыкам ведения хозяйства, могут обратиться за психологической консультацией к специалисту для улучшения взаимоотношений с мужем, свекровью. Также проводятся специальные конкурсы для мусульманок, которые, в отличие от стандартных конкурсов красоты, ориентируются на демонстрацию богатства внутреннего мира, эрудированности, культуры. Эти формы работы базируются на повышении ценности семьи в современном обществе, акцентируя внимание и поднимая престиж таких важных социальных ролей, как роль матери и жены. Интересно, что работа в данном направлении, изначально ориентированная на верующих мусульманок, расширила свои рамки, включив блок девушек, относящих себя к исламу, но не исполняющих все каноны. На наш взгляд, сам этот факт работает на формирование толерантности как внутри группы обучающихся, так и трансляции ее вовне.

Воспитание толерантности осуществляется не только в рамках подготовки девушек к функциям жены и матери; этот блок присутствует во многих других формах работы мусульманских религиозных деятелей с молодежью – в благотворительных акциях, организации общественных мероприятий. При этом толерантность не столько декларируется, сколько транслируется на личных примерах, в конкретной деятельности.

В условиях затянувшейся трансформации российского общества, когда работа с молодежью, декларируясь как приоритетная на государственном уровне, в реальности таковой не является, часто сводясь к призывам и докладам, вклад мусульманских религиозных деятелей в процесс формирования нравственности молодежи представляется своевременным и необходимым. Разнообразие социокультурных векторов работы с молодым поколением татарстанцев демонстрирует не только серьезность и планомерность этой работы, но и понимание необходимости ее постоянного совершенствования, расширения, работая на воспитание гражданской ответственности и духовности, так необходимых современному социуму.

Примечания:

Статья основана на данных социологических исследований, проведенных при участии автора в РТ в 2000-м ( «Процесс исламизации в Татарстане: влияние на социальную стабильность и формирование новых идентичностей молодежи») и 2008-2009 гг. ( «Динамика религиозности в контексте изменения этнического самосознания молодежи Республики Татарстан») при финансовой поддержке РГНФ.

Опубликовано:

Салахутдинова Л.Н. Социокультурные векторы работы мусульманских религиозных деятелей Республики Татарстан с современной молодежью // Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы: материалы I международного научно-практического симпозиума (19-20 февраля 2009 г.): в 2 томах. – Том II / Под ред. Б.М. Ягудина. – Казань: «Intelpress+», 2009. – С.182-186
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph