Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

07.12.2011Вопросы исламского образования

Вопросы исламского образованияВ последние дни в СМИ активно обсуждалась тема «подпольных» медресе. Действительно ли они есть в Казани и в чем их отличие от официальных исламских учебных заведений рассказывает руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов.

-Да, такие медресе действительно есть. Если говорить только о Казани, то по моим данным таких заведений около двадцати. Причем, назвать их подпольными нельзя. Люди не по подвалам и чердакам прячутся, а собираются на квартирах или в молельных комнатах, которые организуются в гостиницах или офисных центрах. Люди собираются, пьют чай, а потом проповедники начинают свою работу. Иногда под мечети используются коттеджи, или вообще выезжают люди на пикник, готовят плов, и пока все готовится, слушают проповеди. Насколько я знаю, такие медресе у нас есть в поселках «Петровский», «Вознесение», «Аметьево», на улице Бестужева.

-Пока ничего предосудительного, в чем же опасность таких медресе?

-Опасность в том, чему и по каким книгам учат на таких собраниях. Есть такой Айрат Шакиров, или как он сам себя называет шейх Умар. Так вот он проповедовал по книге, которая судом официально была признана экстремистской из-за своих призывов к вооруженному джихаду. Вообще, переведенные книги арабских авторов пропагандируют четкое разделение общества на «своих» и «не своих». «Не своими» же могут быть не только люди другой религии, но и мусульмане, которые ведут неправильный, по мнению авторов, образ жизни. И со всеми такими людьми эти книги призывают бороться самыми решительными мерами. Еще одной опасностью является то, что криминал у нас сросся с ваххабизмом. Религиозный рэкет представляет собой сбор «закята» (фактически — дани) с мелких торговцев на рынках городов. Согласитесь, не у каждого хватит мужества отказать в просьбе «помочь братьям мусульманам» пяти-шести крепким бородатым мужчинам.

-Речь, идет только о ваххабитах?

-Не только, там их целый «букет». Ваххабиты, хизб-ут-тахрировцы, таблиговцы, «Братья мусульмане» ( «Ихван-аль-Муслимун»). Последние, кстати,представителипанъисламского направления, имеют очень активную социальную позицию. Понятно же, что к ваххабитам отношение у народа в целом отрицательное, так вот они пытаются преподнести себя с лучшей стороны: организуют благотворительные обеды для бабушек, или мероприятия для детей из детских домов, но все это лишь внешние атрибуты, за которыми стоит пропаганда и привлечение новых членов в свою организацию.

-Как изменить ситуацию пока она не вышла из-под контроля?

— Отдельные проявления уже имели место быть. В частности, события в Нурлатском районе Татарстана в ноябре 2010 года, когда в лесу окопалась вооруженная банда боевиков-фундаменталистов, которая была вскоре ликвидирована силовиками. Но чтобы такие случаи не повторялись, то необходимо принять ряд мер. Во-первых, нужна кадровая ротация. Тех имамов, которые являются приверженцами ваххабизма, нужно менять на «традиционалистов». Во-вторых, нужно прекратить отправлять людей на учебу в арабские страны. Ведь уезжает парень в 17 лет в Саудовскую Аравию, через восемь лет возвращается и видит, что тут мусульмане с немусульманами дружат, женятся друг на друге. И молодому человеку начинает казаться, что наш ислам неправильный, а вот тот он лучше, чище. По моим данным, в прошлом году уехали учиться 120 человек, в этом году около 20 – они вернутся и почти наверняка будут проповедовать. И это при том, что в Казани прекрасная, отлаженная система исламского образования: от медресе до университета. Конечно, правоохранительные органы должны работать, но идеологию можно выдавить только идеологией, так что муфтияту со своей стороны нужно усилить работу по популяризации традиционного ислама.

Илья Лазарев

газета «Ва-Банкъ», № 47 (913), 25 ноября 2011 года
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph