Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Этносы, культура, традиции

Башкиры

Башкиры В Башкортостане наряду с праздниками, установленными рос¬сийским законодательством, а также официальными башкирскими праздниками, такими как День республики (11 октября), День принятия Декларации о государственном суверенитете в 1990 г., а с 1993г. День Конституции Республики Башкортостан (24 декабря), отмечаются и традиционные праздники, имеющие глубокие исторические корни. Это:

КАРГА-ТУЙ, отмечаемый в начале весны, когда снег исчезает и появляется трава, прилетают грачи (конец апреля начало мая). Он является одним из наиболее древних праздников башкир. Традиционно в празднике карга-туй участвовали только жен¬щины и девушки, а также мальчики до 13 лет. Организовывали праздник на холме, в нескольких километрах от деревни. Участники праздника варили кашу, пили чай из самовара, играли в мяч, веселились.
САБАНТУЙ — один из наиболее ярких праздников тюркских народов относящийся к раннему, еще доисламскому периоду истории, праздновавшийся весной, перед началом пахоты. Этот праздник не имеет у башкир точной календарной даты, наступление праздника зависит от погодных условий: интенсивности таяния снега и готовности почвы к севу яровых культур. Традиционно сабантуй праздновался башкирами непосредственно после карга-туя. На праздник приглашали гостей (нередко это были представители других народов региона). По четные гости пили чай, наблюдали за состязаниями, проводящимися на майдане (соревнованиями в беге, прыжках, перетягивании каната, национальной борьбе, конных скачках), а также играми (участники дос¬тавали ртом монету из котла, наполненного водой с отрубями или ку¬мысом) и др. По традиции накануне праздника каждый двор выделял продукты, подарки для одаривания победителей. Для участников праздника готовили лапшу и бишбармак. Сабантуй – земледельческий праздник.
ДЖИИНЫ или джиены (йыйын) — праздник, общий для не¬скольких деревень, в прошлом — собрание племени или рода. До XVIII века каждая из четырех областей (дорог) Башкирии организовы¬вала свои джиины. Праздник проводился с конца мая — начала июня до начала сенокоса, в течение 4-6 недель. На джиинах решали общест¬венные вопросы, устраивали пир, соревновались в беге, стрельбе из лука, организовывали скачки, соревнования по борьбе. Для решения важных вопросов созывали общенародные джиины. Со временем джиины кое-где трансформировались в ежегодные ярмарки0". В сере¬дине XX века сабантуй и джиины стали отмечаться после завершения сева, в конце мая — начале июня под общим названием "сабантуй". В последние десятилетия сабантуй превратился из сельского праздника в общереспубликанский. На современном сабантуе устраивают кроме традиционных состязаний соревнова¬ния по мото- и велогонкам, по бегу, волейболу и баскетболу, конные скачки.
КАЗ УМЭХЭ (каз омэсэ или каж умэхэ) — праздник гусиных помочей. Этот осенний праздник приходится на период наступления первых морозов и "забивания" гусей. В этот день варят пшенную кашу на жирном гусином бульоне и подают вместе с гусиным мясом.
НОУРУЗ — приходится на 21-22 марта. Праздник посвящен встрече весны.
СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ - Свадьбы у башкир традиционно приурочивались к лету и про¬должались три дня. В соответствии с традицией свадьбы проводились дважды: сначала у родственников невесты, а затем у жениха. Свадьбы сопровождаются традиционно угощениями, организуются скачки, выступления борцов.
Рождение ребенка — особое событие в башкирской семье. Ребенок после рождения получал временное имя (пеленочное), которое давала повитуха. Постоянное имя ребенок получал после обряда имянаречения на празднике "ИСЕМ ТУЙЫ" (наречение ребенка именем). Религиозный обряд имянаречения проводит обычно мулла и дед ребенка, старик-сосед. Для участников обряда устраивают угощение. В прошлом башкиры не фиксировали дату дня своего рождения. Однако теперь дни рождения детей широко отмечаются.

Большое значение имеют также народные виды спорта. Они неизменно входили в программу как се¬зонных, семейных, так и религиозных праздников. Сабантуй, каргатуй, йейын, курбан-байрам, свадьбы всегда сопровождались спортивными состязаниями: куряш (национальная борьба), перетягиванием каната, конкурсом силачей, лазанием по вертикальному и наклонному шесту, борьбой мешками, бегом в мешках.
Башкиры, чья жизнь была тесно связана с разведением лошадей, добились значительных успехов в конных видах спорта. Среди конных состязаний популярностью пользовались следующие:
БЭИГЕ - состязание скаковых лошадей. Старт давался в степи, а финишировали всадники в ауле. Бэйге входит всегда в программу сабантуя.
АУЗАРЫШ (переваливание) - конноспортивная игра. Два всадника, оседлав лошадей, должны стащить друг друга с седла или вынудить соперника спрыгнуть на землю. Всадникам разрешено хватать друг друга за шею, кушак, руки, выталкивать ноги соперника из стремян.
КУК-БУРЕ (серый волк) или "козлодрание". Две группы всадников должны отнять тушу козла у одного из всадников.
КЫЗ КЫУЫУ (догнать девушку). Девушка скачет на коне, а юноша, скачущий на другом коне, должен ее догнать и поцеловать.
РУБКА ЛОЗЫ. Всадник на скаку должен срубить лозовые прутья (длиной 1,5-2 метра).
Помимо конных состязаний значительной популярностью пользовалась национальная борьба (КУРЯШ). Куряш проводился на майдане (ровной травянистой площадке). Борьба ведется на "стойке" с обоюдным захватом двумя руками за кушак "накрест" на спине соперника. Современный поединок длится 5 минут. Победа считается одержанной, если борец, оторвав соперника от ковра, бросил его на спину любым из разрешенных приемов. Призом, по традиции, служит живой баран или полотенце с узором. У зауральских башкир строго соблюдалось правило: побежденный в процессе борьбы уже больше не участвовал в соревновании. В результате отбирались 1-2 непобедимых богатыря (батыры).
Популярны были и игры с шаром (мячом): «СОКОР ТУП» и «СЭКЕН». СОКОР ТУП (лунка и мяч). С помощью клюк (подобие клюшек) игроки стараются закатить шар в казан (котел), т.е. в лунку, находя¬тся в центре круга. Игроки мешают это сделать "нападающему". СЭКЕН (аналог хоккея). В игре участвуют две команды. Основная задача — "забить" деревянный шар за кол или камень (установлен границе двух полей).
Во время праздников особой популярностью пользовались перетягивание аркана (участвовали до 20 человек), "бег в мешках", "разбивание горшков с завязанными глазами", "доставание губами монеты со а чаши с молоком", "бой мешками", "бег мужчин, попарно связанных за ноги", а также скачки, стрельба из лука, метание копий и камней в цель, бег наперегонки (югырмак).
Спортивные состязания были непременной частью праздника на¬ряду с угощениями и массовыми играми. Например, в процессе прове¬дения свадьбы состязались в борьбе. В день свадебного пира (туй) проводили конские скачки в доме невесты.

При подготовке информации использованы материалы книги: Народы и конфессии Приволжского федерального округа. Рук. Авт.коллектива В.Ю.Зорин. Изд.2-е – М.; Издательство «Мир», 2003.

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»