Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

02.11.2011Государственная поддержка традиционного ислама как важный фактор профилактики экстремизма и терроризма в исламской среде

Государственная поддержка традиционного ислама как важный фактор профилактики экстремизма и терроризма в исламской средеМарина Гуляева

История ислама на Южном Урале насчитывает уже несколько столетий. Первые мусульманские общины появились на территории нынешней Челябинской области еще в XVIII веке. В 1911 году в Челябинске насчитывалось около 8 тысяч мусульман, общины которых находились в ведении Оренбургского магометанского духовного собрания [1, с.90]. В годы воинствующего атеизма по всей стране были порушены тысячи мечетей, медресе, молельных домов для мусульман.

Некоторые мусульманские мечети Челябинской области возобновили свою работу еще в конце 80-х годов, а в 1989 году мусульманам было возвращено здание «Ак-Мечети» — Соборной мечети Челябинска. По данным уполномоченного по делам религии по Челябинской области Костенко Г. А. в 1990 году было зарегистрировано 7 мусульманских приходов [2].

В мае 1993 года был создан отдельный Челябинский мухтасибат, а через год на его базе было создано Региональное духовное управление мусульман Челябинской и Курганской областей, в составе ЦДУМ. Челябинский муфтият возглавил имам-хатыб «Ак-Мечети» Габдулла Шакаев [7, с.442].

С первых дней своего появления Региональное духовное управление начало активно сотрудничать с органами государственной власти, представителями других религиозных организаций, поддерживало межконфессиональную и межэтническую стабильность региона. В 1998 году губернатор Челябинской области П.И.Сумин и верховный муфтий России Талгат Таджуддин подписали «Соглашение о сотрудничестве между администрацией Челябинской области Российской Федерации и Центральным духовным управлением мусульман и европейских стран СНГ в культурно-образовательной и социально-экономической сферах», предусматривавшее «сотрудничество в реализации проектов и программ в области образования, нравственного воспитания, духовного просвещения, в сохранении и использовании памятников мусульманской духовной культуры, организации мероприятий, посвященных национальным, историческим и мусульманским праздникам и памятным датам и т.д.» [3]

В 2008 году Правительство Челябинской области и Центральное духовное управление мусульман вновь подписали подобное соглашение, дополненное важным пунктом, который предусматривал «взаимодействие в разработке и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие проявлениям экстремизма» [4].

Положительный опыт данных соглашений лег в основу третьего документа, подписанного губернатором Челябинской области М.В. Юревичем и верховным муфтием России Талгатом Таджуддином в декабре 2010 года, получившим название «Соглашение о социальном партнерстве между Правительством Челябинской области Российской Федерации и Центральным духовным управлением мусульман России». Новое соглашение расширило рамки сотрудничества между властными структурами и религиозными объединениями, входящими в состав Регионального духовного управления мусульман Челябинской области. Были включены пункты, отсутствующие в предыдущих документах. Одним из таким нововведений стал пункт «Укрепление безопасности и стабильности общества», согласно которому стороны обязались совместно «проводить совместные конференции, семинары, круглые столы по проблемам профилактики и противодействия проявлениям экстремизма на этнорелигиозной почве, разъяснять цели и возможные последствия деятельности на территории области отдельных нетрадиционных для России религиозных течений, в том числе на почве ислама, осуществлять мониторинг и прогнозирование этнорелигиозной ситуации в России, регионе и Челябинской области, разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на профилактику и противодействие проявлениям экстремизма на этнорелигиозной почве» [5].

По словам председателя Комитета по взаимодействию с общественными, религиозными, национально-культурными объединениями, активно участвовавшего в разработке проекта соглашения, Аносова И. И. «в этом документе отражен весь тот положительный опыт соглашений, которые уже были реализованы. В нем представлены все направления и разделы, представленные в предыдущих соглашениях, плюс, к примеру, наука, которая отсутствовала ранее, а без науки государственно-конфессиональные отношения совершенно невозможны. Также значительный раздел посвящен совместной работе по профилактике экстремизме, прежде всего, на почве ислама, что особенно актуально, если учитывать тот, факт, что экспорт исламских экстремистских идеологий в Россию не прекратился и в ближайшее время уж точно не прекратиться» [6].

Можно сделать вывод о том, что упомянутые выше документы наглядно свидетельствуют о приоритетности сотрудничества областных властей именно с Региональным духовным управлением мусульман Челябинской области в составе Центрального духовного управления мусульман России. Причиной подобного выбора является тот факт, что данная централизованная религиозная организация, как и входящие в нее региональные подразделения на протяжении длительного времени демонстрируют лояльность властям всех уровней, а также свою абсолютно пророссийскую позицию.

Несмотря на то, что на территории Челябинской области также зарегистрированы другие духовные управления мусульман, такие как Духовное управление мусульман азиатской части России (ДУМ АЧР), Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМ ЕР), ДУМ «Ассоциация мечетей России», такого рода документ подписан только с РДУМ ЧО. Господин Аносов прокомментировал эту ситуацию следующим образом: «Не совсем ясно, какая здесь возможно форма сотрудничества, учитывая то, что общины ЦДУМ охватывают весь спектр вопросов, включая вопросы воспитания, образования, поддержки воинов вооруженных сил и т.д. Деятельность структур, которые не входят в ЦДУМ, зачастую ограничивается только какими-то политическими делами. Учитывая, что некоторые труды лидеров параллельных мусульманских структур входят в список экстремистской литературы, у них просто нет необходимого авторитета для сотрудничества с властью. ЦДУМ представляет собой большинство мусульман России, поэтому нецелесообразно заключать подобные соглашения с теми, кто представляет интересы 20-30 человек, независимо от идеологических, политических и религиозных взглядов. В этом случае равноправного партнерства не получается» [6].

Параллельные мусульманские структуры с самого начала своей деятельности в Челябинской области дискредитировали себя в глазах администрации области и правоохранительных структур. Здесь будет необходимо вспомнить судебное разбирательство, инициированное представителем Духовного управления мусульман азиатской части России Салеха Абдель Рахмана Гази. Дело в том, что с появлением данной личности в нашей области по мусульманским общинам прокатилась волна конфликтов и скандалов, что вызвало беспокойство областной администрации. Губернатор лично обратился к председателю Комитета по взаимодействию с религиозными и национально-культурными объединению с просьбой выяснить причину конфликта. Что и было сделано, по итогам расследования была опубликована статья в газете «Возрождение Урала», в которой деятельность Салеха была подвергнута жесткой критике, а сам он был обвинен в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни [8]. Салех подал на председателя Комитета в суд. Это был беспрецедентный случай, когда представитель мусульман выразил свои претензии к представителю государственной власти. Впервые в суде рассматривались такие проблемы как экспорт в Россию ваххабизма, миссионерская деятельность новообразованных управлений мусульман, провоцирующая расколы в традиционных исламских общинах. Иск Салеха был отклонен ввиду справедливости большинства обвинений. Репутация Салеха, как и возглавляемого им ДУМа была испорчена. В местных СМИ стали появляться статьи о распространении ваххабизма в Челябинске, Магнитогорске и других городах области.

Параллельные муфтияты ведут достаточно активную и агрессивную политику, направленную на дискредитацию местного традиционного духовенства, а порой и представителей государственной власти, нежелающих с ними сотрудничать. Для того чтобы очернить своих оппонентов, ими используются все доступные способы — сбор и распространение ложных слухов, раздача специальной литературы и листовок, подготовка заказных материалов в прессе и прямые провокации. Особое внимание уделяется работе в сети Интернет.

На сегодняшний день сфера деятельности параллельных структур несколько ограничена напряженными отношениями с областной администрацией, однако прямого давления на эти структуры никто не оказывает.

Необходимо отметить, что действующий на данный момент федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» существенно ограничивает возможности областной администрации и традиционного мусульманского духовенства по сохранению целостности уммы, именно поэтому в нашей области существует не одно духовное управление мусульман, а целых четыре.

Региональное духовное управление мусульман Челябинской области не имеет каких-либо особых ограничений своей деятельности со стороны органов государственной власти при строительстве мечетей. В данный момент идет строительство сразу нескольких крупных объектов: среднего медресе в г. Копейске, новой соборной мечети в г. Челябинске. Строительство части объектов уже вступило в стадию завершения. Представители РДУМ ЧО привлекаются к участию в конференциях, круглых столах, проводимых под эгидой Правительства области, челябинских учебных заведений. В ближайшем будущем планируется подписание соглашений между РДУМ ЧО и главами муниципалитетов, которое будет способствовать углублению взаимодействия муфтията с администрациями муниципальных образований, а также усилению его позиций на местах.

Однако существует ряд проблем. Информационное освещение деятельности РДУМ ЧО до сих пор остается весьма слабым, даже несмотря на выпускаемую ежемесячно газету «Хилял». Молодежная политика РДУМ тоже сложно назвать активной и всеобъемлющей. Это определенным образом играет на руку экстремистским организациям, особенно такой как «Хизб ут-Тахрир аль-ислями», активисты которой занимаются вербовкой своих новых членов, прежде всего, из молодежной среды. С 2005 года правоохранительные органы Челябинской области начали борьбу с местной ячейкой данной организации, ранее особо не проявлявшей себя. В начале 2005 года на лишения свободы был осужден один ее активист [9]. В 2007 году суд Магнитогорска осудил четырех членов «Хизб ут-Тахрир» [10]. В 2009 году предстали перед судом 4 участника данной организации, у которых были найдены боевые ручные гранаты РГД-5, брошюры с описанием взрывных устройств, правила конспирации при проведении терактов, а также фотографии объектов для совершения терактов — комплекс зданий ГУВД по Челябинской области, УФСБ РФ по Челябинской области, плотины Шершневского водохранилища Челябинска [11].

В связи с этим видится необходимым ведение активной просветительской и миссионерской деятельности представителей традиционных мусульманских структур, которая бы смогла ограничить влияние на мировоззрение и интеллектуальное развитие мусульман таких чуждых для нашей страны исламских течений как салафизм и ваххабизм. Также большое значение будут иметь разъяснительные работы, проводимые традиционным мусульманским духовенством, о сущности данных течений и негативном влиянии идей, проповедуемых их последователями. Обязательной является также информационная поддержка деятельности традиционных структур, которая на сегодняшний момент практически отсутствует.

От того насколько глубокой и продуктивной будет государственная поддержка традиционному исламу зависит будущее развитие нашей страны. Если подобная поддержка не будет оказываться в полной мере, то ваххабистический ислам станет доминирующим в сознании мусульман, а это неуклонно приведет к внутри- и межконфессиональным конфликтам, которые и сегодня имеют место быть, гражданской войне и как следствию, расколу территории Российской Федерации на несколько частей.

Примечания:

1. У нас одна цель – процветание России: интервью с муфтием Челябинской и Курганской областей Габдуллой Шакаевым // газета «Челябинск», № 9 (70), 2002.

2. Государственный архив Российской Федерации. – Ф. 6991, оп.6, д. 4186, л. 146.

3. Соглашение о сотрудничестве между Челябинской области Российской Федерации и Центральным духовным управлением мусульман России и европейских стран СНГ в культурно-образовательной и социально-экономических сферах // Государство и религиозные объединения: социальное партнерство. Документы и публикации. Челябинск, 2006.

4. Соглашение о сотрудничестве между Правительством Челябинской области Российской Федерации и Центральным духовным управлением мусульман России в культурно-образовательной и социально-экономической сферах от 12 ноября 2008 г. // текущий архив РДУМ ЧО.

5. Соглашение о социальном партнерстве между Правительством Челябинской области Российской Федерации и Центральным духовным управлением мусульман. Челябинск, 2010.

6. Интервью с председателем Комитета по взаимодействию с общественными, религиозными, национально-культурными объединениями Аносовым И. И. Записано 10.03.2011 // личный архив автора.

7. Силантьев Р.А. Ислам в современной России. Энциклопедия. – М.: Алгоритм, 2008.-576 с.

8. Ваххабизм пришел на Урал? // газета «Возрождение Урала» № 4 (126), 2000.

9. Возбуждено уголовное дело по фактам распространения в Челябинске издания организации «Хизб ут-Тахрир» Интерфакс-религия. [Электронный ресурс] http://.interfax-religion.ru/?act=news÷=14777 (01.10.2010).

10. В Магнитогорске осуждены члены «Хизб ут-Тахрир». Интерфакс-религия. [Электронный ресурс] http://www.interfax-religion.ru/?act=news÷=18859 (01.10.2010).

11. В Челябинской области предстанут перед судом участники «Хизб ут-Тахрир», планировавшие теракты в регионе. Интерфакс-религия. [Электронный ресурс] http://interfax-religion.ru/?act=news÷=31579 (01.10.2010).

Опубликовано:

Гуляева М.В. Государственная поддержка традиционного ислама как важный фактор профилактики экстремизма и терроризма в исламской среде (на примере Челябинской области) // Ислам в России и за ее пределами: история, общество, культура: Сборник материалов межрегиональной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины выдающегося религиозного деятеля шейха Батал-хаджи Белхароева. — СПб.; Магас, 2011. — Сс. 638 — 643
Copyright © 2021 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph