Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

08.08.2011Башкортостан, Татарстан и Чечню мог бы объединить исламский банкинг

Башкортостан, Татарстан и Чечню мог бы объединить исламский банкингБашкирия, Татария и Чечня могли бы создать совместное банковское учреждение, заявил в ходе IV международного миротворческого форума «Ислам – религия мира и созидания» вице-президент федерального Индустриально-финансового союза по реализации президентских программ России Ихван Гериханов. По мнению Ихвана Гериханова, республики – главное составляющее мусульманского населения всей Российской Федерации.

«Население Татарстана, например, второе по численности, Башкортостана – третье, а Чечни – четвертое в России, здесь проживает подавляющее большинство мусульман РФ», – цитирует его высказывание портал «Вестник Кавказа». Вместе с созданием исламского банка в регионах предлагается открыть страховые компании, предприятия, другие институты, основанные на финансовых инструментах, признанных исламом.

Известно, что подобные финансовые институты строго придерживаются норм ислама, в соответствии с которыми кредитование со ссудным процентом (ростовщичество) запрещено. Все исламские финансовые инструменты построены таким образом, чтобы выполнить данное условие и в то же время получать прибыль от своей деятельности. Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что, поскольку деньги не есть товар, они не могут возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды. Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложенными в экономику, создали реальную добавленную стоимость. Поэтому традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, вне закона. Равно как и облигации – процентные бумаги.

«Основа бизнеса обычного банка – выдача ссуд под процент – прямо запрещена Кораном как ростовщичество. Отсюда следует главное отличие исламского банкинга – это беспроцентная основа. Вкладчики исламских банков, в отличие от вкладчиков традиционных банков, получают от банка информацию о том, в какой именно проект или в проект какой сферы вложены их деньги. Соответственно, можно выбрать, в какой бизнес инвестировать. Разработаны и существуют несколько типов договорных отношений между банкиром и клиентом. В частности, если заключается договор «Мудараба», банк предоставляет капитал, а клиент инвестирует его в свой бизнес и прилагает свои трудовые ресурсы, умения и опыт. При этом банк участвует в распределении прибыли и убытков, контролирует использование денег и дает рекомендации по ведению бизнеса и использованию средств», – приводит слова участника форума главы Минэкономразвития Чечни Абдуллы Магомадова «Вестник Кавказа».

Как считает Абдулла Магомадов, факторами, противодействующими появлению и развитию в России исламских банков, можно считать «отсутствие соответствующего законодательства, боязнь ислама, отсутствие или недостаток знаний в этой области, оппозиция местных властей, финансовая неграмотность населения и отсутствие доверия к банкам».

О том, что пока российское банковское законодательство, в отличие от законодательства отдельных стран, не предполагает возможности реализации модели банковского бизнеса в соответствии с требованиями шариата, говорил ранее сайту 102banka и заместитель председателя Национального банка Республики Башкортостан Марат Кашапов.

Устранить существующие проблемы возможно при правильном структурировании сделок, уверяют эксперты, но в отдельных случаях необходимы изменения в российском законодательстве, так как любой вид экономической деятельности предполагает необходимость соблюдения целого ряда требований: в области бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, организации корпоративного управления, защиты прав потребителей, финансового регулирования и так далее. Так, например, в Казахстане был принят специальный закон об исламских банках. «В настоящий момент никакого движения в сторону законодательного принятия норм исламского банкинга в России нет», – говорит партнер компании «Хазина-Финанс и Ко» Алмаз Абдуллин (ранее он возглавлял проект «Мусульманская карта» в АФ Банке. – Прим. ред.). Поэтому создать подобный исламский банк в российских реалиях будет сложно, отмечает эксперт. По его словам, сегодня удается внедрять лишь некоторые элементы исламских финансовых инструментов, опираясь на действующее законодательство.

Так, в частности, Уфа стала стартовой площадкой для выпуска первой в России мусульманской банковской карты. В Башкирии также разработана стратегия доверительного управления «Ихлас». «Мусульманам запрещено заниматься ростовщичеством, то есть инвестировать свои сбережения в банки под определенный процент. В отличие от банков доверительное управление не может гарантировать конкретную сумму прибыли, а это не противоречит нормам ислама», – отметил директор инвестиционно-финансовой компании «Солид» в Уфе Михал Титов. А генеральный директор ОАО СК «РОСНО» Ханнес Шарипутра Чопра, в свою очередь, будучи в столице Башкирии, сообщил, что компания готова предложить исламское страхование (такафул): «Оно отличается от традиционного тем, что соответствует нормам ислама».

По мнению экспертов, исламская модель финансовых услуг вполне может быть востребована в Башкирии, учитывая значительную долю мусульманского населения. Реализация исламской финансовой модели способствовала бы расширению объемов финансирования за счет привлечения дополнительных ресурсов, а также снижению рисков благодаря более рациональному вложению средств, повышению ответственности инвесторов и получателей ресурсов. А все это благотворно сказалось бы на состоянии экономики и общества.

Однако до внесения соответствующих изменений в российское банковское и гражданское законодательство говорить о появлении исламских банков невозможно.
Copyright © 2021 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph