Мусульмане Поволжья

19.07.2011Убийство ректора исламского вуза в Дагестане: реакция в Татарстане

Убийство ректора исламского вуза в Дагестане: реакция в Татарстане7 июня 2011 г., вечером, в Махачкале был убит ректор Института теологии и международных отношений Максуд Садиков вместе со своим племянником Залимханом Мусаевым. Весть об этом событии немедленно же вызвала реакцию в Татарстане.

Муфтий Татарстана Ильдус Фаизов сразу же сделал заявление, в котором призвал немедленно всех мусульман осудить это злодеяние: «Совершившие этот бесчеловечный акт сделали себя изгоями среди людей, потеряв всякое представление о нравственности и вере». Глава мусульман Татарстана призвал сплотиться перед угрозой распространения терроризма и к недопущению подобных преступлений впредь. «Трагическая гибель такого ученого, – несомненно, большая потеря для всей мусульманской уммы», - заявил Ильдус Фаизов.

Имам казанской мечети «Зайнулла» Сулейман Зарипов, хорошо знавший погибшего, вспоминает, что ректор махачкалинского исламского вуза всегда выступал за развитие религиозных связей между Дагестаном и Татарстаном. «Максуд Садиков был последовательным сторонником популяризации татарской дореволюционной богословской мысли на Кавказе, считая, что татарское теологическое наследие ценно и для мусульманской уммы Дагестана», - с болью в сердце рассказывает казанский имам.

Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), директор Центра изучения Благородного Корана и Пречистой Сунны Фарид Салман произошедшее убийство назвал «вакханалией ваххабизма». «Те процессы, что мы, татары-мусульмане, наблюдаем в Дагестане, не иначе как легализацией ваххабизма в России мы назвать не можем», - считает татарский богослов. По его мнению, «убийство Максуда Садикова – это преступление против российского ислама», и в то же время это «результат заигрывания с ваххабизмом, попытка его интегрировать в общественно-политическое пространство страны как равного участника на религиозном поле». И в случае, если диалог с радикал-исламизмом, а затем и легализация ваххабизма в Дагестане произойдут, то можно смело утверждать, что точка невозврата будет пройдена: «салафизм одержал победу», - делает вывод Фарид Садман.

Заведующий кафедрой политологии, социологии и менеджмента Казанского государственного технического университета Владимир Беляев склонен считать, что к этому убийству причастны ваххабиты: «Острие борьбы ваххабитов и дальше будет нацелено против этнической и национально-государственной идентификации народов России. Ваххабиты должны вытравить душу каждого российского народа и память о национальной истории». По мнению казанского политолога, ваххабиты-экстремисты игнорируют и силой подавляют все остальные течения ислама, особенно традиционные для коренных мусульманских народов России, и особенно тех, кто активно пытается сохранить и популяризировать его наследие. «Крови ваххабиты унесут еще много», - уверен профессор Беляев.

Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин на устроенном через два дня после убийства видео-мосте между Москвой и Казанью РИА «Новости» на тему «Расстрел Максуда Садикова: будут ли пойманы убийцы?» сказал, что погибший был сторонником диалога между ваххабитами и традиционалистами как попытка разрешить противоречия между радикал-исламизмом и традиционным исламом.

Начальник Сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Яна Амелина уверена, что «убийство Максуда Садикова является еще одним доказательством того, что исламистское подполье должно быть уничтожено, и диалог с исламистами невозможен ни при каких обстоятельствах». Кавказовед полагает, что попытки нахождения некоего "общего знаменателя" между радикальными фундаменталистами и последователями традиционного ислама, в которые решили поиграть в Дагестане сейчас, изначально обречены на провал».

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов также склонен считать, что попытки начать некий диалог с ваххабитами в Дагестане, который в этом регионе наблюдается и от которого в шоке вся Россия, бесперспективен. «Максуд Садиков пытался как-то найти точки соприкосновения с ваххабитами, по-своему искал пути для переговоров с ними, однако пал от их рук, тем самым всем стало очевидно, что с ваххабитами бесполезно и бесперспективно вести вообще какой-то диалог», - считает эксперт. По мнению Раиса Сулейманова, переговоры с ваххабитами – это капитулянтская позиция: «Не понятно о чем можно говорить с теми, кто мечтает на территории твоей страны построить имарат, уничтожить твое государство, уничтожить его цивилизационную идентичность и население, которое не примет их убеждений. С того времени, когда вы начинаете вести с ваххабитами переговоры, в их глазах вы выглядите слабаками, а, значит, они будут считать, что вы и дальше будете идти им на уступки, пока окончательно не прогнетесь под них». В итоге ваххабиты начинают считать, что их деятельность, в т.ч. и террористическая, достигает своей цели – ваххабизация мусульманской уммы России пойдет стремительным ходом с началом легализации этой формы фундаментализма.

«Адвокаты» ваххабизма сейчас активно пытаются списать убийство мусульманского ученого на якобы тех, кто был против диалога с ваххабитами, в отличие от Максуда Садикова, пытавшегося понять причины ваххабизации дагестанской молодежи, придти к определенному взаимопониманию с религиозными радикалами. В качестве подобной дезинтегрирующей мульки, явно рассчитанной на простодушного обывателя, они пустили слух о том, что убитый перед смертью составил некий список с именами некоторых «исламофобов», имена которых они даже поспешили озвучить (названы имена Романа Силантьева, Яны Амелиной и др.). То, что эта дезинформация выглядит настолько топорно и глупо, их явно не смущает. Ведь расчет сделан на то, что кто-то из мусульман по наивности и веры в правдивость исламистских Интернет-СМИ, почему-то зарегистрированных на Западе, купится на эту сплетню. При этом ваххабитское лобби совершенно не волнует, что такая дезинформация выглядит элементарно аморальной и хладнокровно циничной, когда убийство уважаемого всеми человека пытаются использовать в своем политическом раскладе, стараясь свалить вину то на экспертное сообщество, бьющее тревогу по поводу ваххабизации мусульманской уммы, то элементарно на правоохранительные органы, якобы маниакально заинтересованных в постоянной борьбе с бандподпольем, деятельности которого пытаются найти некие смягчающие обстоятельства, а его участники объявляются чуть ли не «жертвами российского беззакония». Цель подобной информационной спекуляции на смерти Максуда Садикова становится всем очевидна: это попытка обелить ваххабитское сообщество и «перевести стрелки» на тех, кто ему противостоит.

Страшное убийство Максуда Садикова во многом лишь убедило многих в Татарстане в той мысли, что дагестанский вариант решения проблемы ваххабизма является тупиковым. В последнее время в Татарстане очень внимательно наблюдают за тем, что творится не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе, поскольку сценарий событий, происходящих на Юге России, отдельными моментами начинает повторяться и в Урало-Поволжье. Особенно пугает мусульманскую общественность Поволжья тот факт, что активно ведутся разговоры и муссируется в СМИ необходимость диалога с салафизмом. Но если пойти по такому пути, то тогда получается, что государство признает, помимо традиционного ислама, еще и зарубежные формы фундаменталистского толка в качестве равноправного члена мусульманской уммы, а, значит, позволяет, как минимум, существовать на своей территории их приверженцам, а, как максимум, должно также оказывать ему поддержку, как это делается в отношении с традиционными для коренных мусульманских народов России течениями ислама ханафитского и шафиитского мазхабов. Увы, но если таким путем пойти (а этого активно добиваются и сами салафиты, и их лоббисты в средствах массовой информации и даже в некоторых государственных структурах), то тот ислам, который мы все знаем как комплиментарный по отношению к российскому государству, а российские мусульмане знают его по моральным ценностям, заложенных в семье через бабушек и дедушек, являвшихся хранителями вековых религиозных традиций, мы просто больше никогда не увидим. И тогда российскому государству придется иметь дело уже не с традиционным исламом, а с фундаментализмом, который никак не настроен по отношению к нему лояльно.

Раис Равкатович Сулейманов – руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Копировать | Печать | Закрыть