Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

19.07.2011Убийство ректора исламского вуза в Дагестане: реакция в Татарстане

Убийство ректора исламского вуза в Дагестане: реакция в Татарстане7 июня 2011 г., вечером, в Махачкале был убит ректор Института теологии и международных отношений Максуд Садиков вместе со своим племянником Залимханом Мусаевым. Весть об этом событии немедленно же вызвала реакцию в Татарстане.

Муфтий Татарстана Ильдус Фаизов сразу же сделал заявление, в котором призвал немедленно всех мусульман осудить это злодеяние: «Совершившие этот бесчеловечный акт сделали себя изгоями среди людей, потеряв всякое представление о нравственности и вере». Глава мусульман Татарстана призвал сплотиться перед угрозой распространения терроризма и к недопущению подобных преступлений впредь. «Трагическая гибель такого ученого, – несомненно, большая потеря для всей мусульманской уммы», - заявил Ильдус Фаизов.

Имам казанской мечети «Зайнулла» Сулейман Зарипов, хорошо знавший погибшего, вспоминает, что ректор махачкалинского исламского вуза всегда выступал за развитие религиозных связей между Дагестаном и Татарстаном. «Максуд Садиков был последовательным сторонником популяризации татарской дореволюционной богословской мысли на Кавказе, считая, что татарское теологическое наследие ценно и для мусульманской уммы Дагестана», - с болью в сердце рассказывает казанский имам.

Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), директор Центра изучения Благородного Корана и Пречистой Сунны Фарид Салман произошедшее убийство назвал «вакханалией ваххабизма». «Те процессы, что мы, татары-мусульмане, наблюдаем в Дагестане, не иначе как легализацией ваххабизма в России мы назвать не можем», - считает татарский богослов. По его мнению, «убийство Максуда Садикова – это преступление против российского ислама», и в то же время это «результат заигрывания с ваххабизмом, попытка его интегрировать в общественно-политическое пространство страны как равного участника на религиозном поле». И в случае, если диалог с радикал-исламизмом, а затем и легализация ваххабизма в Дагестане произойдут, то можно смело утверждать, что точка невозврата будет пройдена: «салафизм одержал победу», - делает вывод Фарид Садман.

Заведующий кафедрой политологии, социологии и менеджмента Казанского государственного технического университета Владимир Беляев склонен считать, что к этому убийству причастны ваххабиты: «Острие борьбы ваххабитов и дальше будет нацелено против этнической и национально-государственной идентификации народов России. Ваххабиты должны вытравить душу каждого российского народа и память о национальной истории». По мнению казанского политолога, ваххабиты-экстремисты игнорируют и силой подавляют все остальные течения ислама, особенно традиционные для коренных мусульманских народов России, и особенно тех, кто активно пытается сохранить и популяризировать его наследие. «Крови ваххабиты унесут еще много», - уверен профессор Беляев.

Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин на устроенном через два дня после убийства видео-мосте между Москвой и Казанью РИА «Новости» на тему «Расстрел Максуда Садикова: будут ли пойманы убийцы?» сказал, что погибший был сторонником диалога между ваххабитами и традиционалистами как попытка разрешить противоречия между радикал-исламизмом и традиционным исламом.

Начальник Сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Яна Амелина уверена, что «убийство Максуда Садикова является еще одним доказательством того, что исламистское подполье должно быть уничтожено, и диалог с исламистами невозможен ни при каких обстоятельствах». Кавказовед полагает, что попытки нахождения некоего "общего знаменателя" между радикальными фундаменталистами и последователями традиционного ислама, в которые решили поиграть в Дагестане сейчас, изначально обречены на провал».

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов также склонен считать, что попытки начать некий диалог с ваххабитами в Дагестане, который в этом регионе наблюдается и от которого в шоке вся Россия, бесперспективен. «Максуд Садиков пытался как-то найти точки соприкосновения с ваххабитами, по-своему искал пути для переговоров с ними, однако пал от их рук, тем самым всем стало очевидно, что с ваххабитами бесполезно и бесперспективно вести вообще какой-то диалог», - считает эксперт. По мнению Раиса Сулейманова, переговоры с ваххабитами – это капитулянтская позиция: «Не понятно о чем можно говорить с теми, кто мечтает на территории твоей страны построить имарат, уничтожить твое государство, уничтожить его цивилизационную идентичность и население, которое не примет их убеждений. С того времени, когда вы начинаете вести с ваххабитами переговоры, в их глазах вы выглядите слабаками, а, значит, они будут считать, что вы и дальше будете идти им на уступки, пока окончательно не прогнетесь под них». В итоге ваххабиты начинают считать, что их деятельность, в т.ч. и террористическая, достигает своей цели – ваххабизация мусульманской уммы России пойдет стремительным ходом с началом легализации этой формы фундаментализма.

«Адвокаты» ваххабизма сейчас активно пытаются списать убийство мусульманского ученого на якобы тех, кто был против диалога с ваххабитами, в отличие от Максуда Садикова, пытавшегося понять причины ваххабизации дагестанской молодежи, придти к определенному взаимопониманию с религиозными радикалами. В качестве подобной дезинтегрирующей мульки, явно рассчитанной на простодушного обывателя, они пустили слух о том, что убитый перед смертью составил некий список с именами некоторых «исламофобов», имена которых они даже поспешили озвучить (названы имена Романа Силантьева, Яны Амелиной и др.). То, что эта дезинформация выглядит настолько топорно и глупо, их явно не смущает. Ведь расчет сделан на то, что кто-то из мусульман по наивности и веры в правдивость исламистских Интернет-СМИ, почему-то зарегистрированных на Западе, купится на эту сплетню. При этом ваххабитское лобби совершенно не волнует, что такая дезинформация выглядит элементарно аморальной и хладнокровно циничной, когда убийство уважаемого всеми человека пытаются использовать в своем политическом раскладе, стараясь свалить вину то на экспертное сообщество, бьющее тревогу по поводу ваххабизации мусульманской уммы, то элементарно на правоохранительные органы, якобы маниакально заинтересованных в постоянной борьбе с бандподпольем, деятельности которого пытаются найти некие смягчающие обстоятельства, а его участники объявляются чуть ли не «жертвами российского беззакония». Цель подобной информационной спекуляции на смерти Максуда Садикова становится всем очевидна: это попытка обелить ваххабитское сообщество и «перевести стрелки» на тех, кто ему противостоит.

Страшное убийство Максуда Садикова во многом лишь убедило многих в Татарстане в той мысли, что дагестанский вариант решения проблемы ваххабизма является тупиковым. В последнее время в Татарстане очень внимательно наблюдают за тем, что творится не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе, поскольку сценарий событий, происходящих на Юге России, отдельными моментами начинает повторяться и в Урало-Поволжье. Особенно пугает мусульманскую общественность Поволжья тот факт, что активно ведутся разговоры и муссируется в СМИ необходимость диалога с салафизмом. Но если пойти по такому пути, то тогда получается, что государство признает, помимо традиционного ислама, еще и зарубежные формы фундаменталистского толка в качестве равноправного члена мусульманской уммы, а, значит, позволяет, как минимум, существовать на своей территории их приверженцам, а, как максимум, должно также оказывать ему поддержку, как это делается в отношении с традиционными для коренных мусульманских народов России течениями ислама ханафитского и шафиитского мазхабов. Увы, но если таким путем пойти (а этого активно добиваются и сами салафиты, и их лоббисты в средствах массовой информации и даже в некоторых государственных структурах), то тот ислам, который мы все знаем как комплиментарный по отношению к российскому государству, а российские мусульмане знают его по моральным ценностям, заложенных в семье через бабушек и дедушек, являвшихся хранителями вековых религиозных традиций, мы просто больше никогда не увидим. И тогда российскому государству придется иметь дело уже не с традиционным исламом, а с фундаментализмом, который никак не настроен по отношению к нему лояльно.

Раис Равкатович Сулейманов – руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»
Copyright © 2021 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph