Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

13.06.2011Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения

- Раис Равкатович, Центр – «око государево» в РТ?

- Его цели и задачи продиктованы РИСИ. А это, прежде всего, стратегия развития страны с учетом потенциальных угроз ее национальной безопасности и территориальной целостности. Интерес стран Востока к Поволжскому региону велик, возрос он и со стороны Запада. О векторах интереса нужна объективная информация. Зарубежное влияние на Поволжье должно быть проанализировано с точки зрения и стратегических интересов России, и, с точки зрения национальной безопасности. Мы формируем сейчас группу независимых экспертов для ее анализа.


- Вы надеетесь, что найдутся не ангажированные специалисты? И еще: будете ли взаимодействовать с исполкомом Всемирного конгресса татар, с ВТОЦ?

- Есть немало ученых в Татарстане, чьи мнения расходятся с официальным. Проблемы есть и не надо бояться их обсуждать, чтобы найти алгоритм решения. ВТОЦ и другие местные национал-сепаратистские организации однозначно не могут быть привлечены к аналитической работе, и это точно входит в задачу РИСИ. А независимость от республиканских властей исполкома ВКТ весьма спорная. Навязывать сотрудничество с Центром мы не собираемся, хотя любые мнения нам интересны.

Кто такие «друзья народа»?

- Вы татарин?

- Да, конечно.

- Почему националисты называют вас «врагом татарского народа»?

- Вопрос к тем, кто называет себя «друзьями татарского народа». Мнения, не совпадающие с их собственными, они не желают слушать, конструктивных предложений с их стороны мало, превалируют эмоции. В выражениях в мой адрес не стесняются, дело дошло и до угроз накануне выборов муфтия РТ, когда обострились дискуссии вокруг проблемы ваххабизма в регионе. Скрещивание исламских фундаменталистов с татарским национал-сепаратизмом исключать нельзя. Когда в Нурлатском районе РТ в прошлом году была ликвидирована банда вооруженных боевиков-фундаменталистов, со стороны некоторых националов и лично Ф. Байрамовой, последовали заявления, что «мальчики» пострадали, что они «невинные» жертвы российского беззакония, которое всегда направлено против татар и ислама. А то, что боевики были вооружены, например, гранатометом, устраивали диверсии, держали в страхе население района, в расчет не принималось. Друзья народа так не поступают. Поэтому местные национал-сепаратисты любого не согласного с их точкой зрения, особенно если он этнический татарин, спешат назвать «врагом татарского народа». Для них существуют только две точки зрения: своя и неправильная, которая тут же называется «антитатарской».


- Каковы, на ваш взгляд, наиболее пульсирующие проблемы в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в РТ?

- На слуху у всех – языковая. И русская, и здравомыслящая татарская общественность предлагают пути ее решения. Но чиновники упорно уходят от диалога. Результаты проверки прокуратуры РТ, зафиксировавшие якобы паритет в преподавании русского и татарского языков, считать однозначно достоверными сложно. Не сообщалось, например, в каких школах прошла проверка, учтены ли мнения родителей, педагогов, детей… Министр А. Гильмутдинов принял волюнтаристское решение, которое лишило родителей права выбора варианта обучения. Это нарушение Конституции РФ. Средства налогоплательщиков, в т.ч. русских, расходуются впустую, отдача – нулевая, а знание русского языка всё хуже. Дело доходит до того, что на русское отделение филологического факультета Казанского университета в основном поступают абитуриенты из других регионов: по сравнению с ними выпускники школ Татарстана имеют крайне низкий бал ЕГЭ по русскому языку. Знание русского языка значительно ниже у школьников Татарстана. Не добившись справедливости в РТ, люди обратятся выше. Федеральный центр должен будет отреагировать, что неминуемо может сказаться на особом положении Татарстана, чьи власти не в состоянии разрулить ситуацию. Ведь вариант губернизации страны в перспективе не исключен. Хотя бы из чувства самосохранения власти республики должны решить языковую проблему. Русская общественность призывает к конструктивному диалоге с властями, но последние почему-то упорно не хотят на него идти.

Правда глаза колет

- Почему и лидеры нацдвижения, и высокопоставленные чиновники учат детей и внуков не в татарских школах, а в русских с «английским уклоном» или за границей?

- Видимо, думают, что никто не узнает. Свои-то потомки дороже! Всё это связано с представлением о себе как о некоей элите, которая может навязывать населению правила игры, по которым сама элита не играет.


- Существует ли в РТ «русский вопрос»?

- Обозначу, например, кадровый… Истеблишмент РТ составляют представители титульной нации. В госаппарате в ходу поговорка: «Неважно, какой татарин, главное - татарин!». И порой именно по такому принципу людей и назначают на руководящие посты. Мне кажется, что русские уже смирились, что им в РТ вечно быть на вторых и третьих ролях, например, в положении заместителей или подчиненных, но не руководителей. Разве это нормально, что из 19 министров Правительства Татарстана только двое русских, при том, что русские и татары – две приблизительно равные по численности этнические группы населения региона? До смешного доходит: если даже сейчас попытаются восстановить этнический баланс в госаппарате на руководящих постах найти этнически русских чиновников будет сложно, их просто вытеснили в 90-е годы. Не решаются и другие проблемы, связанные с русской культурой. Богоявленская церковь на ул. Баумана, несмотря на Закон РФ о реституции религиозной собственности, так и не передана епархии. «Русский вопрос» в Татарстане включает в себя проблему русского языка, этнического представительства во власти и неразвитость русской культуры в регионе. И сейчас он как никогда обострился. Но есть не только «русский вопрос». До 1917 г. в Казанской губернии было 30 кряшенских храмов. Сейчас всего 5, хотя в РТ - 120 тыс. кряшен. Административные меры препятствуют им идентифицироваться в качестве самостоятельного этноса, для кряшен это трагедия.


- Когда общаешься с националами, создается впечатление, что они мыслят дремучими средневековыми категориями…

- Для анализа внутриполитической ситуации в Татарстане я хожу на протестные митинги. Допустим, приходишь на митинг против «оптимизации» татарских школ... Стоит с плакатом человек, на котором написано «Мы против закрытия татарских гимназий!» А рядом с ним стоит другой человек с плакатом «Чемодан-вокзал-Россия!». И совершенно, можно даже сказать, в чем-то благородное требование не «оптимизировать» татарские школы начисто перечеркивается откровенно русофобских лозунгом. Ну, при чём тут русские? Оптимизация-то происходит по приказам минобрнауки РТ. Организаторы таких митингов неискренни перед народом. По-видимому, у них, как и у тех, кто стоит за ними, - комплекс национальной неполноценности. Ярким примером может быть ситуация, которая творится в исторической науке Татарстана. К примеру, скажем так, национально озабоченные историки стремятся максимально «удревнить» татарскую историю, доведя ее чуть ли не до неандертальцев, ищут тюркские корни у Цезаря и Ганнибала, идеализируют эпоху Золотой Орды, твердят о взятии Казани как о национальной трагедии, «забывая», что почти половину войска Ивана Грозного составляли этнические татары. А ведь это исторический факт! Но у нашего народа и без неграмотных домыслов великая история. Например, Волжская Булгария, в столице которой Болгаре уже в Х веке была вся система городских коммуникаций, например, канализация, чего, к примеру, в Париже в тот самый период истории еще не существовало.

- Каким национальным достоянием должны гордиться татары?


- В первую очередь, многовековым опытом мирного сосуществования в условиях иноконфессионального окружения. Ни турки, ни саудиты не умеют жить бок о бок с христианами (турки в 1915 году всему миру продемонстрировали свое отношение к христианам, а в Саудовской Аравии просто запрещено под страхом смертной казни исповедовать христианство или любую другую религию, там даже шиитов преследуют). Не нам надо ехать и учиться на Ближний Восток, а им надо учиться у нас! Татары сумели влиться в мировую и российскую цивилизации, обогатили их, и сами духовно обогатились. Такие гении, как Габдулла Тукай, высмеивали тех, кто ориентировался на зарубежье (всем известно с каким омерзительным презрением татарский поэт относился к тем своим соплеменникам, что призывали татар переехать жить в Османскую империю). Наши духовные учителя чтили и уважали русский народ, его культуру. Лишь очень недалекие люди этого не желают знать.

- Насколько влиятелен сейчас националистический фланг в РТ?


- На митингах и пикетах националов всегда не более 50 участников (хотя в последнее время и еще меньше: 10-15 человек). Движение маргинализировалось. Власти РТ уже не поддерживают радикальные акции, даже косвенно. В 90-е националов использовали в качестве пешек в политической игре, сегодня они – уходящая натура. Судите сами: если на их митинги не выходят простые жители (причем не обязательно стоять с плакатом или произносить речь, можно ведь просто выйти и поприсутствовать в знак солидарности), значит, те проблемы, о которых националы говорят, большинство населения мало интересуют. Если в марте этого года на митинг против введения платной рыбалки в центре Казани вышло свыше 3000 человек, а на митинг татарских националистов, где главный плакат «Чемодан-вокзалом-Россия!», пришло от силы 50 участников, то это только говорит о том, что идеи татарских националов не правят миром в Татарстане.

Постоянный адрес статьи: http://www.kazan.aif.ru/society/article/19548
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph