Мусульмане Поволжья

26.09.2008В.Ю.Зорин "Российский опыт межнационального и межконфессионального сотрудничества в контексте диалога цивилизаций"

В.Ю.Зорин Российский опыт межнационального и межконфессионального сотрудничества в контексте диалога цивилизацийОсновой, конституирующей российскую государственность, на протяжении многих веков являлась поликультурность. Исторически так сложилось, что наша страна объединила в общую семью свыше 160 народов с различной культурой, религией, менталитетом и даже социальным строем. При этом Россия одной из немногих сумела выработать модель эффективной этнокультурной интеграции без ущерба для развития традиционной культуры, но с политическим подчинением центру. И Российская империя, и Советский Союз по сути своей в этнокультурном плане выполняли функцию сбережения культур. Не всегда эта линия проводилась последовательно, но основной вектор был направлен в мирное русло, в отличие от империй западного мира, стремившихся в любой части земного шара навязать собственные культуры.
Показательным моментом в демонстрации единства российских народов было поведение различных этносов во время войн и иных испытаний, которые переживало наше государство. В такие исторические моменты лишь маргинальные слои отдельных социальных и этнических консорций выступали против собственного правительства. Подавляющее большинство наоборот, сплачивалось перед лицом опасности вокруг единого лидера, который во главе вооруженных сил или народного ополчения вставал на защиту не только русских, но и башкир, татар, марийцев, мордвы, осетин, всех народов России. Любому народу в составе России было понятно, что он живет в доме, где для него всегда найдется место и внимание друзей.
События последних двадцати лет продемонстрировали нам, насколько велико значение этого дома и согласия внутри него. Политическая элита СССР и особенно союзных республик была не в состоянии осознать, что за счет мнимого повышения собственного статуса и конвертации политического капитала в экономический они разрушают основы общежития десятков народов, которое складывалось веками.
Внутренние административные границы в СССР зачастую устанавливались без учета границ реального проживания различных этносов. Но в 1991 года бывшие секретари республиканских комитетов Коммунистической партии захотели заставить существовать в «бумажных» границах десятки народов, для которых домом было все пространство под названием Советский Союз. Результаты этого в странах бывшего СССР порой оказывались трагическими.
Политические элиты новых независимых государств начали объяснять населению, что свои права обязательно надо конвертировать в «экономические ресурсы», которые в СССР были распределены «несправедливо». Получение данных «ресурсов» обернулось множеством межнациональных конфликтов, самые известные из которых - Нагорный Карабах, конфликт в Ферганской долине, холодная война против русского населения в Прибалтике, грузино-абхазский конфликт.
Однако, к счастью, за почти два десятка лет, прошедших после распада Советского Союза, огромный исторический опыт межэтнического сотрудничества и традици добрососедских отношений между народами не были забыты.
Позитивный разворот в развитии нашего государства, случившийся в начале XXI века, серьезно повлиял не только на развитие экономики, общего благополучия населения, но и на развитие межнациональных отношений. Интегративные тенденции вновь возобладали в развитии российского общества.
Одним из показательных примеров в этом отношении стал Приволжский федеральный округ, где находятся «перекрестки» сразу нескольких культурных и цивилизационных массивов. Здесь свыше 600 лет взаимодействуют православие и ислам; финно-угры, славяне и тюрки. Данный регион стал мини-копией российской цивилизации, где каждый человек, какой бы он ни был национальности и вероисповедания, чувствует себя в своем доме.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что позитивные тенденции в развитии межнациональных отношений в Приволжском федеральном округе уже компенсировали центробежные тренды 90-х годов XX-го века. Сейчас с трудом верится, что в начале 1990-х годов публицисты называли Татарстан «внутренним зарубежьем», а на митинги сторонников радикального Всетатарского общественного центра, некоторые лидеры которого прямо выступали за выход Татарстана из состава Российской Федерации, собирались в Казани десятки тысяч человек.
Показательным примером в развитии межкультурного диалога в регионах ПФО является завершение процесса институционализации национально-культурных общественных организаций. Во второй половине 2007 года в регионах Приволжского федерального округа действовало 138 национально-культурных автономий различного уровня (местных, региональных, федеральных). Национально-культурные автономии на территории Приволжского федерального округа имеют почти три десятка этносов. Это татары, мордва, марийцы, удмурты, чуваши, башкиры, армяне, азербайджанцы, немцы, евреи, украинцы, белорусы, казахи, узбеки, таджики, греки, киргизы, корейцы, осетины, грузины, ингуши, кряшены, бессермяне, турки, курды, туркмены, ассирийцы. В Пермском крае зарегистрированы такие интересные структуры, как совместные национально-культурные автономии двух этносов - татар и башкир.
Кроме того, в регионах, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, действуют еще 494 других этнических общественных объединений (обществ национальных культур, землячеств, фондов и т.п.).
Национально-культурные объединения, массовое образование которых имело место в начале 1990-х годов, к настоящему времени «повзрослели», стали ставить перед собой более значительные задачи. Национальная культура и традиции становятся узнаваемыми не только по существующим стереотипам, но и по реализуемым социальным проектам.
Организаторам и активистам национально-культурных организаций удается вовлекать в свою деятельность все больше людей. Если в 1990-е годы празднование масленицы, сабантуя, навруза было уделом исключительно национально-культурных объединений, которые ограничивались небольшими залами, то теперь данные мероприятия имеют широкую спонсорскую поддержку со стороны бизнес-сообщества, местных и региональных властей. Теперь это праздники для всего города или села, которые занимают особое место в культурной жизни населенных пунктов, к ним готовятся заранее, разрабатывают программу – это стало процессом, привлекающим большое количество активных, неравнодушных людей, на которых уже сейчас строится гражданское общество новой России.
Тенденцией последних лет стала активизация национально-культурных объединений в интернет-пространстве. Это не только организация сайтов и активность в работе с информационными агентствами. Сейчас идет процесс организации целых сетевых сообществ в Интернет-пространстве. Особенно активны в этом плане башкирские, татарские организации, а также международные объединения народов финно-угорской языковой группы (удмурты, марийцы, мордва, карелы, коми). Естественно, что главным локомотивом данного процесса является молодежь, которая наиболее быстро и эффективно осваивает новые технологии. С помощью вовлечения молодого поколения в процессы национально-культурного возрождения во многом решается и проблема молодежного экстремизма. На этом фоне показательным фактом является значительно более низкий уровень подросткового экстремизма в тех городах, где активно работают молодежные национально-культурные объединения (Йошкар-Ола, Пермь, Ижевск, Казань, Оренбург).
Традиционными стали научно-практические конференции, проводимые национально-культурными общественными организациями. Это говорит не только о зрелости их активистов, но и о сильной научно-методологической базе, сформированной в регионах. Большой научный потенциал по вопросам этнокультурного и религиозного характера сосредоточен в Нижнем Новгороде, Оренбурге, Самаре, Казани, Перми, Ижевске, Саратове. Проведение всероссийских конференций по этнополитическим проблемам стало для этих регионов нормой. Это свидетельствует о тесном и плодотворном сотрудничестве научно-экспертного сообщества с представителями национально-культурных общественных организаций. Так, в текущем году уже состоялась научная конференция в Оренбурге на тему «Проблемы прогнозирования этнических конфликтов и регулирования этнополитических конфликтов в современной России», Всероссийская научно-практическая конференция «Взаимодействие власти, общества и бизнеса в сохранении этнокультурного наследия народов России» в Нижнем Новгороде, Международный симпозиум «Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе» в Уфе и другие.
Национально-культурные общественные организации, представляющие коренные народы Поволжья более активны в своей общественной деятельности, нежели иммигрантские сообщества. Но в последние несколько лет и у последних заметен реальный прогресс. Особенно это касается армянской и азербайджанской диаспор, которые делают значительные успехи в направлении формирования активных национально-культурных общественных организаций.
Посильную помощь в становлении национально-культурных общественных организаций, которые стали фундаментом развития межкультурного диалога в Приволжском федеральном округе, оказывают органы государственной власти и местного самоуправления. Естественно, что в такой стране как Россия весьма высок уровень ожиданий от представителей власти со стороны общественных институтов. Власть в свою очередь старается работать сразу по нескольким направлениям, потому что только системный подход обеспечивает приемлемый результат в таком многокультурном сообществе Поволжья.
Естественно, что одно из центральных мест в работе органов государственной власти занимает законодательное обеспечение процессов, происходящих в этнополитическом пространстве страны. С 1996 года вступил в силу Федеральный закон «О национально-культурной автономии», который открыл перед национально-культурными объединениями вполне конкретные перспективы по собственному росту и дальнейшей работе по национально-культурному возрождению. Результаты действия этого Закона в виде данных о количестве зарегистрированных национально-культурных автономий уже приведены выше.
Принятый в 2003 году Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подключил к процессу этнополитического развития страны и муниципалитеты, наделил их собственной компетенцией и ответственностью. Это жизненно важный закон, позволивший решать многие проблемы непосредственно на месте, без участия региональных и федеральных чиновников, вмешательство которых требуется далеко не всегда. На рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации находятся проекты законов «О государственной политике в сфере межэтнических отношений», «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», которые должны достроить здание современной государственной национальной политики в Российской Федерации и решить две главные проблемы в этнополитической сфере: идеологическую составляющую национальной политики и финансирование национально-культурных общественных организаций.
Государство в последнее время стало выделять средства на развитие национально-культурных объединений через систему грантовой поддержки. Так, по итогам 2007 года в регионах Приволжского федерального округа в рамках президентских грантов, (выполнения распоряжения Президента России о государственной финансовой поддержке некоммерческих организаций от 15 декабря 2006 года) получили финансирование 179 общественных некоммерческих объединений. Значительная часть проектов касалась прямо или косвенно этнокультурных вопросов. …
Специально следует отметить деятельность Фонда поддержки исламской культуры и образования, которым руководит Е.М.Примаков. Его активная деятельность является залогом сохранения стабильных тенденций в развитии российской мусульманской общины.
Большой объем работы выполняют региональные органы государственной власти, на которых ложится основной груз ответственности за ситуацию в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Структурные подразделения органов государственной власти, отвечающие за ситуацию в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, проводят аналитическую работу, обеспечивают поддержку общественных инициатив. На основе заявок и рекомендаций национально-культурных объединений в ряде субъектов Федерации формируются специальные программы этнокультурного развития регионов.
Важным явлением национально-культурной жизни стало создание с середины 1990-х годов в регионах Домов дружбы народов. Сейчас они существуют в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ. Эти институты позволяют аккумулировать потенциал национально-культурных объединений и обеспечивать оптимальную реализацию программ этнокультурного развития.
Очевидно, что обеспечение межцивилизационного диалога в Российской Федерации возможно только при активном и открытом сотрудничестве органов государственной власти и институтов гражданского общества.
В регионах Приволжского федерального округа на постоянной основе работают различные консультативные органы по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, на заседаниях которых представители национально-культурных общественных организаций и религиозных объединений совместно с представителями власти обсуждают актуальные вопросы своей жизни и взаимного сотрудничества. Так, действует Краевой координационный совет по национальным вопросам и Совет руководителей национальных общественных объединений в Пермском крае, Координационный совет по вопросам национальной политики в Пензенской области, постоянный «Круглый стол» по этническим вопросам при Общественном собрании при губернаторе Самарской области, Совет по делам национальностей при губернаторе и Межнациональный координационный совет в Оренбургской области и т.п.
Направленность на диалог с институтами гражданского общества и экспертным сообществом характерна и для федеральных органов государственной власти. Так, сегодня аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе опирается на деятельность рабочей группы по вопросам межнациональных отношений и миграции Общественного Совета при полномочном представителе Президента России в ПФО. Инициатива рабочей группы по созданию сети Координационных советов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в регионах, а также распространение этой сети на муниципальный уровень в рамках реализации Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволила создать эффективную систему предупреждения и локализации конфликтов на национальной и религиозной почве. Сейчас подобная практика широко применяется в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ.
Межкультурный, межрелигиозный, межцивилизационный диалог –сложное по своей природе явление, неизбежно связанное с противоречиями, компромиссами. Межэтническое и межрелигиозное согласие, характерное и для России в целом, и для Приволжского федерального округа можно сравнить не с гранитным монументом, возведенным раз и навсегда, а с садом, требующим постоянной заботы. Представляется, что в современной России есть понимание важности поддержания этого согласия и со стороны общественности, и со стороны властных органов. Прогнозы сторонников теории конфликта и столкновения цивилизаций в отношении России не имеют шансов на реализацию.
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Копировать | Печать | Закрыть