Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Выступления, интервью

30.08.2007Интервью заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Владимира Зорина ИА «Росбалт-Приволжье».

Владимир Зорин«Россия всегда находилась на стыке цивилизаций. Мы предназначены самой историей для роли модератора в диалоге между Востоком и Западом, между арабским миром и Европой», — заявил в интервью ИА «Росбалт-Приволжье» заместитель полномочного представителя президента в ПФО Владимир Зорин.

Заместитель полпреда ответил на вопросы о межнациональных и межконфессиональных отношениях на территории Приволжского федерального округа.

- Владимир Юрьевич, сейчас активизируется сотрудничество между Россией и арабским Востоком: Россия стала членом-наблюдателем в Организации Исламская конференция, большое внимание налаживанию двустороннего диалога с исламскими государствами уделяет Владимир Путин, президент Татарстана посетил с официальным визитом арабские страны. И все-таки, что лежит в основе этих интересов – политика, экономика или гуманитарное сотрудничество?

- Этот поворот в государственной политике был ожидаем и прогнозируем, и определило его геополитическое положение нашей страны, ее место в мире. Так сложилось, что Россия всегда находилась на стыке цивилизаций. Мы предназначены самой историей для роли модератора в диалоге между Востоком и Западом, между исламским миром и Европой. Поэтому активизация сотрудничества России с исламскими странами – это логичный, предсказуемый шаг, который вызван, в том числе, всеми названными Вами причинами. У расширения сотрудничества есть и гуманитарные, и экономические основания. Это выгодно нам и потому, что объективно повышает роль России в мире.

- Конфессиональные интересы сейчас становятся частью государственной политики?

- Я бы выразился иначе. Россия — светское государство, и согласно Конституции, религиозные объединения отделены от государства. Но религия не отделена от общества, и государство должно это учитывать. При этом у государства и у религиозных организаций, в первую очередь представляющих традиционные конфессии, много общих целей. Демография, борьба с бедностью, борьба с наркоманией, повышение нравственности, — все эти задачи являются сферой интересов как государства, так и религиозных организаций. Решить их можно только через сотрудничество.

- В свое время вы являлись министром по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Как на Ваш взгляд, сейчас необходим такой государственный орган в нашей стране?

- Сегодня очевидно, что реальная межнациональная, межконфессиональная политика переместилась из столицы вниз – даже не на региональный уровень, а на уровень местного самоуправления.

Государство лишь задает общие стандарты этнонациональной политики, ниже которых опускаться нельзя. Как заметил философ Владимир Соловьев, закон - это низшая нравственная норма. Вот у нас эти стандарты прописаны в Конституции, в законах.

Но основные события происходят именно на уровне местного самоуправления, в городах, поселках. Не «Москва» выделяет землю под кладбище или под строительство церкви, мечети, костела, синагоги. Не «Москва» определяет, кто торгует на рынке, откуда приехали перекупщики. И эта тенденция получила отражение в законе, который разрешает органам местного самоуправления расходовать средства своих бюджетов на реализацию этнокультурных программ.

К сожалению, не все муниципалитеты готовы к активной роли в межконфессиональной политике. Здесь нам много предстоит работать, и наш округ наметил целую программу, касающуюся повышения роли муниципалитетов в решении задач, связанных с взаимоотношениями между людьми разных национальностей и культур. Это проведение семинаров, обучающих тренингов; повышение ответственности конкретных должностных лиц за состоянием дел в этой сфере работы. Ведь что показали события в Кондопоге, на юге нашей страны? — Не просто растерянность местных властей — их беспомощность в подобных ситуациях. Сейчас мы систематизируем и анализируем опыт реализации этнонациональной политики на уровне местного самоуправления. Мы провели выездные семинары и совещания в Кировской области и Пермском крае. Впереди — Чувашская республика, республика Марий Эл, Удмуртия, и эта работа будет проведена во всех регионах до конца года.

- Ранее при аппарате полпреда в Приволжском округе была создана комиссия по развитию этнокультурных и конфессиональных отношений и гражданской идентичности. Существует ли сейчас нечто подобное? И если да, то чем она занимается?

- Эта комиссия перешла в полном составе в состав Общественного совета по развитию институтов гражданского общества, созданном по инициативе полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова. Сейчас создано уже три рабочих группы по этноконфессиональной проблематике (по вопросам, связанным с православием, с исламом и с межэтническими отношениями), которые действуют в рамках этого совета. Это более эффективный метод работы, чем деятельность одной комиссии. Очень важно, что в составе рабочей группы может принимать активное участие любой желающий. Она является открытой, действующей в постоянном режиме площадкой для диалога власти и общества.

- Вот вы назвали Саратовскую, Оренбургскую область. Какие проблемы, болевые точки есть в ПФО в плане межнациональных и межконфессиональных отношений?

- В целом состояние и межконфессиональных, и межнациональных отношений в округе спокойное и стабильное. Но, к большому сожалению, встречаются факты ксенофобии, бытового национализма, отдельные факты невнимания к запросам этнокультурных групп. Рост количества мигрантов порой связан с ростом ксенофобии населения, особенно у молодежи. Имеются случаи, которые сегодня квалифицируются по 282 статье Уголовного кодекса (разжигание межнациональной розни). И хотя это, по большому счету, маргинальные явления, закрывать глаза на них нельзя.

Реальностью является проникновение на территорию округа отдельных представителей экстремистских религиозных течений, действующих под исламскими лозунгами. Проблемой является и возросшая, часто непрогнозируемая и нелегальная миграция на территории округа.

Есть вопросы с некоторыми новыми религиозными движениями, действующими на территории округа. Имеются некоторые внутриконфессиональные проблемы в исламе, но вмешиваться в их дела государство не имеет право.

Кстати, нужно отметить возросшую роль религии вообще. Например, в Нижегородской области 15 лет назад было около 40 действующих православных храмов, сейчас — более 400. 15 лет назад во всей России было не более 100 мечетей, а сегодня их более 2000 только на территории Приволжского федерального округа. То же самое и с другими конфессиями.

- Насколько должно государство вмешиваться в конфессиональные и этнические вопросы?

- Это две разные сферы. В вопросы, связанные с этнонациональной культурой, в межэтнические отношения государство не только должно активно «влезать», но обязано постоянно контролировать эту сферу, помогать в решении насущных задач, осуществлять мониторинг межнациональных отношений, оказывать содействие в изучении языка, развитии культуры, образования. У нас есть народы, которые насчитывают тысячу человек, государство обязано разбираться и в их проблемах, поддерживать и их культуры.

Сегодня государство выделяет деньги на национальные библиотеки, на поддержку национальных СМИ. Газеты издаются в округе на 33 языках. Радио, ТВ вещают на 40 языках.

Что касается религии, то еще раз отмечу, что государство является светским и государство не вмешивается во внутриконфессиональные и межконфессиональные отношения.

Государство обязано обеспечить гражданину свободу вероисповедания и уважение прав верующего. Отношения государства и церкви строятся по принципам сотрудничества и взаимодействия. Я уже говорил, что есть очень большое поле такого взаимодействия. При этом обязанность государства – не допустить экстремизма на религиозной почве, нарушения законов, ущемление прав человека, с чьей бы стороны они не осуществлялись.

- Между тем, часть политической элиты России и Нижегородской области в частности сжилась с православием. Создается впечатление, что власть заигрывает с церковью…взять, к примеру, мероприятия, связанные с именем Серафима Саровского.

- Я бы с Вами не согласился. По-моему, речь идет о новом этапе отношений между государством и Русской Православной Церковью, к которой принадлежит большинство населения.

Чем ценно духовное наследие Серафима Саровского с точки зрения российской государственности? Он выступал за укрепление нравственных начал, за укрепление российского государства и общества на основе нравственных принципов. Этим ценен святой для православных, для людей, индифферентно относящихся к религии, и даже для представителей других конфессий.

Примеры тесного сотрудничества государства и религиозных организаций можно привести не только в отношении православия. Так, например, на основании указа президента Татарстана строилась мечеть в Казанском Кремле и рядом с ней реставрировался православный собор. Эти храмы стоят недалеко друг от друга.

Переход государства и традиционных религиозных организаций на новый уровень взаимодействия — процесс объективный. Я бы не стал говорить, что государство заигрывает с церковью. Государство в долгу перед религиозными организациями за 70 лет государственного атеизма.

- Президент РФ несколько лет назад говорил о том, что Приволжский федеральный округ показателен в плане дружественного соседства различных наций и конфессий. Какие мероприятия проводятся аппаратом полпреда сейчас в этом направлении?

- Мы всячески способствуем диалогу, закреплению тенденции, о которой говорил президент. О том, что сделано, можно многое рассказать. Примеры работы — первый международный фестиваль финно-угорской культуры, фестивали православной и мусульманской молодежи, которые сейчас проводятся в рамках года молодежи в ПФО. На развитие межнационального диалога, стабильное развитие религиозной жизни направлена деятельность рабочих групп Общественного совета по развитию институтов гражданского общества в Приволжском федеральном округе.

К примеру, месяц назад состоялся визит в Чувашию главы Парламентской Ассамблеи Совета Европы Рене Ван дер Линдена, который дал высокую оценку состояния межконфессиональных отношений в Приволжье. В прошлом году в Нижнем Новгороде прошел совместный с Советом Европы форум по развитию межкультурного диалога, в котором Рене Ван дер Линден также принимал участие. Он и приехал в округ с целью ознакомиться с ходом реализации тех решений и рекомендаций, которые были в даны в ходе Поволжского форума. И остался доволен результатами этой работы, сказал, что приволжский опыт имеет большое значение для всего Европейского Совета.

- Насколько важен был визит г-на Ван дер Линдена в Чувашию. Почему он не выбрал, скажем, Татарстан или Башкирию?

- Чувашия – регион, где титульное население составляет большинство. Г-ну Ван дер Линдену было очень интересно посмотреть на субъект федерации, где русские составляют меньшинство по численности. Он очень внимательно изучал проблему двуязычия. Его поездка была очень полезна для него с точки зрения познания России, потому что в Европе нет таких прецедентов, как у нас.

Чувашская республика отличается хорошо отлаженной политикой в межконфессиональной и межнациональной сферах. В Чебоксарах у Ван дер Линдена состоялась встреча с представителями национальных неправительственных организаций, ведущих конфессий, и он остался доволен как самой поездкой, так и встречами с общественностью.

- Шла ли речь о перспективах сотрудничеств субъектов федерации, входящих в Приволжский округ, и ПАСЕ? В каких направлениях намечено сотрудничество?

- Много совместных планов и проектов. Например, в Казани в сентябре проводим фестиваль вместе с Советом Европы фестиваль «Все едины, все равны».

- Остановимся на Татарстане… Насколько важна роль Татарстана в российско-арабском диалоге?

- Ничего абстрактного в политике не бывает. И абстрактных международных отношений тоже не бывает — за ними всегда конкретные люди. Лидеры наших республик, в которых большая численность мусульманского населения, многое делают для российско-арабского диалога.

Объективно роль таких лидеров, как Минтимер Шаймиев, будет возрастать, и я думаю, Татарстан играет важную роль в укреплении авторитета России в мусульманском мире. Но хотел бы отметить, что руководство республики Татарстан не менее эффективно работает и на других площадках: европейской, китайской, американской. Но, конечно, особая роль им выполняется в укреплении связей с арабским миром.

- Скоро начало учебного года. Как, по-вашему, в школах должны быть предметы: основы христианства, мусульманства?

- Я думаю, что одна из причин фундаментализма и экстремизма – недостаточная осведомленность нашего населения в религиозной сфере. Наши школьники должны получать в школе знания об основных религиозных организациях, действующих в России, в первую очередь — о традиционных религиях нашей страны.

Это требует большой подготовки: нужны учебники, преподаватели. Работа сложная, но мы будем ее выполнять .

- Это должны быть факультативные занятия? Или обязательные предметы?

- Если говорить об основах религиоведения, основных знаниях о религиозной картине России, то их можно давать и в рамках основного курса. А если кто-то хочет изучить конкретную религию более глубоко, то это — на факультативных занятиях.

Россия исторически создавалась как многонациональное и многоконфессиональное государство, и, конечно, наша история имеет и светлые, и трагические страницы. Но Россия не потеряла ни одного народа, который связал с ней свою судьбу. Мы всегда воспринимали многонациональность не как головную боль, не как источник тревоги и нестабильности, а как наше богатство, как важный ресурс нашего развития.

Источник: ИА «Росбалт-Приволжье»
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph