Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

16.04.2011Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение

Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение

Прошедший 13 апреля в Казани V Внеочередной съезд мусульман Татарстана, на котором подавляющим большинством делегатов муфтием был избран Ильдус Фаизов, подвел определенную черту в новейшей истории мусульманской уммы не только Татарии, но и всей страны. Событие показало, что возврата к прежнему положению в мусульманском сообществе республики не будет, а наметившиеся здесь перемены возможны в других регионах.
На съезде еще раз было заявлено, что проблемой не только мусульманской уммы республики, но и всей страны является угроза проникновения на ее территорию нетрадиционных для коренных мусульманских народов течений зарубежного ислама фундаменталистского толка. Именно этому было посвящено выступление советника Управления администрации Президента РФ по внутренней политике и связям с общественными и религиозными организациями Алексея Гришина, который прямо заявил, что "новой команде ДУМ Татарстана придется решать самую насущную проблему - созданию жесткого противодействия распространению религиозного экстремизма". Он также предупредил, что необходимо начать решительную борьбу с "любыми попытками проявления экстремизма в СМИ, и именно этому государство будет теперь оказывать наибольшую поддержку".
Таким образом Гришин дал понять всем, что в работе татарстанского муфтията были определенные промахи, и теперь он должен значительно усилить информационную работу, сделав ее приоритетной. Подобные замечания совершенно оправданны. За несколько месяцев до съезда, после отставки муфтия Гусмана Исхакова в радикал-исламистских СМИ, на различных форумах и в социальных сетях началась агрессивная атака и на российское светское государство, которое обвиняли в целенаправленной исламофобии, и на традиционный для татар ислам ханафитского мазхаба, который пытались всячески высмеять, придать ему характер ложного вероучения.
В этой связи президент Татарстана Рустам Минниханов, который также присутствовал на съезде, вынужден был сделать специальное заявление, что "в Татарстане возможен только ислам ханафитского мазхаба. Никаких иных форм быть не может и не должно быть".
Следует отметить, что несмотря на обвинения некоторых "поборников чистого ислама" в адрес съезда в государственной управляемости, только в мусульманской умме Татарстана были проведены выборы муфтия на альтернативной основе. Делегаты съезда могли выбирать из трех кандидатов, которых до этого предложил пленум ДУМ РТ. Выбор в пользу Ильдуса Фаизова (за него проголосовали 504 делегата, против было 25 голосов и 4 делегата воздержались) свидетельствовал о полной непопулярности тех, кто пропагандировал конфронтацию с государственной властью и уличные формы борьбы.
Впрочем, таких как раз на съезде было мало. Но совсем не потому, что кто-то из них не был допущен, а потому что они сами отказались прибыть на съезд. Пришедших оппозиционеров оказалось не более трех десятков. Так или иначе, важно не количество, а общая тенденция, которая проявилась на съезде: государственная власть в Татарстане дала понять, что больше не будет находиться в роли стороннего наблюдателя. То, что почти все свое выступление Алексей Гришин посвятил проблеме радикализма, а Рустам Минниханов (человек, прямо скажем, далекий от мусульманской теологии) открыто заявил о поддержке исключительно ислама ханафитского мазхаба, традиционного для татар, лишь подчеркивает, что ситуация в мусульманской среде является одним из важнейших вопросов государственной политики и национальной безопасности.
В этой связи стоит напомнить, какое значение приобретает избрание муфтием Ильдуса Фаизова - сторонника традиционного ислама - для всей российской уммы. Дело в том, что ДУМ Татарстана - это один из крупнейших муфтиятов всей страны, имеющий свыше 1300 приходов (махаллей) и 1200 мечетей. Учитывая, что ДУМ Татарстана юридически не входит ни в Совет муфтиев России, ни в Центральное духовное управление мусульман, ни в Российскую ассоциацию исламского согласия, татарстанский муфтият вполне сможет играть самостоятельную роль (количественно ДУМ РТ уступает только Координационному центру мусульман Северного Кавказа, имеющему свыше 2000 приходов). Остается надеяться, что новый курс ДУМ РТ на традиционный ислам, взятый муфтием Фаизовым, станет серьезным фактором в борьбе с зарубежным исламским фундаментализмом в России.
 

Раис Сулейманов - директор Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph