Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

12.04.2011Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»

Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»13 апреля 2011 года в Казани пройдёт V Внеочередной съезд мусульман Татарстана. В преддверии этого события, жители республики могли наблюдать за рядом весьма любопытных процессов, которые проходили в мусульманской умме этого поволжского региона. В частности, наметилась ситуация, связанная с активизацией псевдосаляфитского сообщества в Татарстане, которое развернуло настоящую истерию в средствах массовой информации в желании очернить тех, кто открыто стал говорить о самой проблеме псевдосаляфизма в Татарстане. Помимо традиционалистски настроенного татарского духовенства объектом критики и откровенных угроз, физической и иной расправы со стороны ваххабитов стали и представители научно-исследовательских кругов, неоднократно выступавших по вопросу о проникновении в страну и, в частности, в регион Урало-Поволжья, нетрадиционных для коренных мусульманских народов России течений экстремисткой направленности. С одним из таких аналитиков в области этноконфессиональной конфликтологии, экспертом Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований Яной Амелиной о ситуации в Татарстане поговорил Ислам.ру.

– Ряд экспертов, изучающих ситуацию в исламской умме Татарстана, обратили внимание на схожесть того, что творится в Урало-Поволжье с происходящими явлениями на Северном Кавказе. Создаётся ощущение, что ваххабизация Татарстана может пойти по северокавказскому сценарию. Насколько обоснованно говорить о подобных параллелях?

– К сожалению, такие параллели действительно имеют место. Экстремисты, ведущие вооруженную борьбу против российского государства на Северном Кавказе, всё чаще призывают к расширению «джихада» на Поволжье и конкретно в Республике Татарстан. Эта тенденция окончательно оформилась в последние два года, не случайно совпав с качественными изменениями, наблюдающимися в татарстанском мусульманском сообществе. Учитывая наличие в РТ достаточно крупного слоя «саляфитизированной» молодёжи и постепенное усиление фундаменталистского влияния на республиканскую умму, угроза перехода поволжских «джихадистов» от слов к делу представляется достаточно серьёзной. Несмотря на то, что в настоящее время ситуация в целом находится под контролем силовых структур, а также Духовного управления мусульман РТ, она требует пристального внимания и жёстких превентивных действий. Наблюдается сращивание части татарского национального движения с радикально-экстремистским, что может привести в будущем к полному слиянию националистов с фундаменталистами при идейном преобладании последних. Постепенное переформатирование татарского национального движения, вытеснение национальной составляющей экстремисткой, нарастание конфликта между «бабаями» и «саляфитизированной» молодёжью происходит параллельно с усилением джихад-агитации на Интернет-форумах и в социальных сетях, рассчитанной на молодое поколение. В конце прошлого года, после ряда заявлений лидера «Имарата Кавказ» Доку Умарова о создании «вилайята Идель-Урал», в Интернете был создан одноимённый сайт, довольно активно наполняемый информацией по ситуации в Поволжье с призывами «выходить на джихад». Используя методы информационной войны, кавказские джихадисты пытаются «разогреть» ситуацию в Татарстане, вбрасывая в информационное пространство всё новые материалы о необходимости перехода к вооруженному сопротивлению законной власти. Пока нет оснований полагать, что этим призывам последует сколько-нибудь значимое число татарстанских мусульман, однако в случае усиления подобной пропаганды, появление в РТ отдельных групп сторонников «джихада до победного конца», состоящих преимущественно из молодёжи, представляется вполне возможным вариантом развития событий. Надеюсь, новое руководство ДУМ РТ справится с этим вызовом.

– Многие наблюдатели обратили внимание, что сегодня фундаментализм разного толка в Татарстане, из-за антиэкстремистской атмосферы в обществе, стал маскироваться под традиционный Ислам. В результате ваххабиты стали называть себя традиционными мусульманами. Как в этой ситуации государству и обществу не ошибиться в поддержке традиционного Ислама, если псевдосаляфизм сегодня перешёл в крипто-фазу?

– Во-первых, ничего пока никуда не перешло, а как раз, наоборот – события последних месяцев ярко высветили позицию большинства игроков татарстанского и общероссийского мусульманского общественно-политического поля, отделив экстремистов от приверженцев традиционного Ислама. Как говорят, прежде чем объединиться, сперва нужно решительно размежеваться, и кампания по выборам муфтия РТ весьма способствовала этому процессу. Для того, чтобы играться в криптосаляфизм, нужно иметь голову на плечах, а у многих радикалов, к счастью для общества и государства, с этим явно туговато. Своими безответственными заявлениями и действиями они выдали себя. Во-вторых, называть себя можно как угодно, но судить будут по делам. «По плодам их – узнаете их». ДУМ РТ обладает достаточной компетенцией, чтобы выявить любых «крипто-» и избавить республиканскую умму от их присутствия, по крайней мере, на ответственных постах. Государство же, и это очевидно, должно поддерживать только тех мусульманских деятелей, которые однозначно зарекомендовали себя в качестве пророссийских, умеренных и договороспособных. От неадеквата на всех уровнях необходимо решительно избавляться, тем более что подобные личности бросают тень не только на духовные, но и на светские власти, представляя Татарстан на общероссийском уровне в негативном свете, что совсем ни к чему казанскому Кремлю.

– Не может возникнуть ситуация, когда само российское государство из-за ряда необдуманных действий толкнёт традиционалистов в лоно экстремистов?

– С одной стороны, некоторые действия государства, например, по причислению к «экстремистской» некоторых наименований классической исламской литературы, безусловно, вызывают вполне обоснованное раздражение мусульман. С другой – приверженность традиционному Исламу – это исторический, нравственный и духовный выбор, который не может изменяться в зависимости от поведения тех или иных чиновников, которые могут быть (и чаще всего именно этим всё и объясняется) просто некомпетентными специалистами, а вовсе не сознательными врагами Ислама, какими их нередко пытаются представить. Поэтому настоящий мусульманин не станет радикальным фундаменталистом и тем более не возьмёт в руки оружие, пока государство даёт ему все возможности спокойно исповедовать свою религию, что, к счастью, характеризует современную Россию.

– Со стороны ряда чиновников Татарстана порой приходится в последнее время слышать разговоры о дифференцированном подходе к татарскому ваххабизму, что, дескать, ваххабиты бывают разные и к разным из их групп нужно относиться по-разному. В частности, ваххабитов Татарстана делят на ваххабитов-мадхалистов (последователей саудовского шейха Рабиа аль-Мадхали, идеолога распространения ваххабизма путём дагвата-проповеди) и ваххабитов-джихадистов (сторонников распространения фундаментализма вооружённым путём). При этом можно услышать из уст некоторых государственных служащих слова о том, что, если с джихадистами однозначно бессмысленно вообще о чём-то говорить, то с мадхалистами диалог не просто возможен, но даже необходим, поскольку они выступают якобы за «мирный ваххабизм». Когда слышишь подобные высказывания, то возникает естественный вопрос: куда нас заведёт такая тенденция взаимоотношения государства и религиозных организаций? Нет ли в этом стратегической ошибки, которая в итоге обернётся «мирной ваххабизацией» Татарстана?

– Все ваххабиты одинаковы, и никакого «мирного ваххабизма» не существует. Боевики, уничтоженные в ходе нурлатских событий, как выяснило следствие, руководствовались идеологией как запрещённой в России партии «Хизб ут-Тахрир», на словах провозглашающей мирные методы построения халифата, так и откровенно радикальными исламистскими трудами. Тем не менее, эта эклектичная идеология, сочетающая, казалось бы, практически не сочетаемое, заставила их взять в руки оружие и привела к закономерному концу.

Необходимо чётко понимать, что конечной целью экстремистов любого толка является построение на территории России «исламского» государства, основанного исключительно на ваххабитской идеологии в наиболее радикальной её форме. Эта идеология ясно выражена в программном материале, размещённом на одном из джихадистских сайтов: «нет ничего удивительного, что оборонительный джихад и установление исламского правления является личной и безусловной обязанностью каждого, т.к. жизнь под властью куфра зачастую хуже и сложнее смерти». «Аллах повелел нам жить по Его Шариату, и только оружием, уничтожая противников Шариата, мы сможем выполнить Его волю», – повествует один из идеологов северокавказского джихада. Пытаться доказывать своё право на жизнь тем, кто изначально в нём отказывает, унизительно и абсурдно, а кроме того, бесперспективно. Ввиду неконституционности как навязываемых изменений в сфере государственного устройства и формы государственного правления, так и методов, которыми ваххабиты пытаются воплотить их в жизнь, «диалог» с ними может вестись исключительно в форме жёсткого силового противостояния со стороны правоохранительных органов и духовного – со стороны традиционного Ислама. Обманываться здесь не нужно. Тем более что неверным можно лгать, не испытывая угрызений совести, и хотя бы поэтому ваххабитам верить нельзя.

– Не так давно в отношении Вас группой мусульманских женщин в Следственный комитет Татарстана было подано заявление о привлечении Вас к уголовной ответственности за якобы совершённые преступления против Ислама. При невооружённом даже взгляде на составленное заявление видна абсолютная нелепость обвинений, что и пришлось констатировать правоохранительным органам, закрывшим это дело за отсутствием состава преступления. Однако, мы всё могли наблюдать тот всплеск «животной радости» на ряде экстремистских сайтах, которые поспешили растиражировать информацию об этом событии. При этом эти информационные ресурсы в некоторых деталях подачи информации сами перешли допустимые границы изложения фактуры события, что может для них привести к юридическим последствиям: а именно Вы можете смело подать на них в суд. Но что особенно удивляет во всей этой информационной компании вокруг Вашей персоны, так это два момента. Во-первых, личность адвоката Рустема Валиуллина, который известен своей деятельностью по защите лиц, в последствие осуждённых за преступления, связанные с религиозным экстремизмом, и в данном случае выступавший от имени этих мусульманских женщин, написавших заявление в Следственный комитет Татарстана против Вас. Во-вторых, это то, что ряд исламских СМИ, публиковавших информацию о всём этом деле в откровенно искажённом виде и вообще явно, судя по тональности изложения ими информации и подачи фактов, сочувствующих религиозным экстремистам, получают гранты от Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования – фактически государственной организации. Не могли бы Вы прокомментировать эту ситуацию?

– Комментировать здесь особо нечего. СМИ, распространившие лживые и откровенно безумные сведения (например, о том, что я якобы «открыто призываю взрывать мечети» (!!!), в соответствии со ст.43 закона «О СМИ» обязаны опубликовать опровержение этой «информации», в противном случае в суде они будут иметь крайне бледный вид. Текст опровержения был разослан в редакции на следующий день после публикации бредовых сообщений, так что времени у них остаётся всё меньше. Что касается финансирования из средств Фонда некоторых безграмотных (в письме одного из «информационных агентств» сообщалось, что журналист… не обязан проверять публикуемую информацию (!!), о чем я, занимаясь журналистикой семнадцать лет, даже не подозревала), то эта ситуация, полагаю, вскоре изменится.

– 11 апреля 2011 года мы все узнали о том, что приход казанской мечети «Нурулла» объявил о своём выходе из состава Духовного управления мусульман Татарстана. Имам этой мечети Габдулла Галиуллин известен своей деятельностью по развязыванию кампании под условным названием «В Татарстане начались репрессии против мусульман», которую все могут наблюдать последние несколько месяцев. Им были организованы пикеты и митинги того же содержания, а в ряде своих интервью он недвусмысленно говорил о возможности выхода ряда общин из подчинения ДУМ Татарстана и вхождении их в состав других общероссийских мусульманских организаций (Центральное духовное управление мусульман, Совет муфтиев России, Российская ассоциация исламского согласия), учитывая, что ДУМ Татарстана ни в одной из них юридически не состоит. Похоже, что он наполовину сдержал свои слова и его приход вышел из состава татарстанского муфтията. Ну, так что, можно говорить о расколе мусульманской уммы? Или же это лишь его попытка, учитывая, что это пока лишь единичный случай?

– Выход прихода мечети «Нурулла» из состава ДУМ РТ больше напоминает жест отчаяния, чем обдуманный религиозно-политический ход. Как один в поле не воин, так и одна мечеть (даже если раскольников будет несколько больше, эта цифра останется мизерной на фоне общего числа мечетей Татарстана, а их около 1200) не сделает погоды в республиканском исламском сообществе. Потерпев поражение в попытках продвинуть свою (свою собственную или кого-то из соратников) кандидатуру на пост муфтия РТ, Габдулла Галиуллин не придумал ничего лучше, чем полностью разорвать отношения с Духовным управлением, лишив себя возможности оказывать хоть какое-то влияние на события, происходящие в мусульманском поле Татарстана. Очевидно, что его мало кто поддержит, поскольку претензии Галиуллина к организации выборов муфтия несерьёзны, а административного, не говоря уже о духовном, ресурса за ним нет. Так называемый раскол – не повод для паники, тем более что мечеть «Нурулла», скорее всего, не останется под управлением Габдуллы Галиуллина, и туда будет назначен новый имам, лояльный ДУМ РТ, как это уже произошло с мечетью «Эниляр», ставшей «учебной» мечетью Российского исламского университета. Никакой трагедии, волнений, беспорядков и даже особого информационного шума при этом не случилось.

– Буквально сегодня состоятся выборы муфтия Татарстана. У многих экспертов есть опасения, что после избрания нового главы мусульманской уммы республики, в случае если он начнёт осуществлять десаляфитизацию республики, ваххабитское духовенство региона, которое сейчас решительно противостоит традиционному Исламу, может занять примиренческую позицию. А именно пойти на поклон к новому муфтию Татарстана, выразить ему (раз уж он занял свой пост на ближайший 4-летний срок) своё уважение и поддержку, в обмен на сохранение своих постов в структуре мусульманской уммы региона. Насколько возможен подобный сценарий и насколько опасно развитие подобной ситуации?

– На мой взгляд, такая постановка вопроса несколько обидна для будущего руководства ДУМ РТ. Ильдус-хазрат Файзов, который с наибольшей вероятностью станет новым главой мусульман Татарстана, прекрасно понимает опасность распространения радикальных настроений и, судя по его интервью и публичным выступлениям, отнюдь не намерен с ними мириться. Он куда лучше нас знает индивидуальные особенности тех или иных религиозных деятелей республики и, без сомнения, не станет обманываться покаянными заявлениями, если они действительно прозвучат (пока их что-то никто не слышал). Не стоит забывать и о позиции государства, которое, что бы ни говорили сторонники различных конспирологических теорий, вовсе не желает реализации в Поволжье и конкретно в Татарстане кавказского сценария. Полагаю, в ближайшее время по наиболее одиозным религиозным деятелям РТ будут приняты необходимые кадровые решения, и в дальнейшем руководство ДУМ будет внимательно следить за тем, чтобы все в республике руководствовались исключительно ханафитским мазхабом.
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph