Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

05.04.2011«Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию

Появление в Интернете сайта «Вилаята Идель-Урал» («Волго-Урал»), о создании которого еще в 2010 г. провозгласил лидер т.н. «Имарата Кавказ» Доку Умаров, стало лишь печальным подтверждением самых опасных прогнозов, о которых говорили уже давно эксперты. Еще 2 декабря 2010 г. на республиканском научно-практическом семинаре «Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия» заведующая сектором Кавказа Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований Яна Амелина констатировала тот факт, что «исламисты, ведущие вооруженную борьбу против российского государства на Северном Кавказе, все чаще призывают к расширению «джихада» на Поволжье и конкретно Татарстан». Эта тенденция окончательно оформилась в последние два года, совпав с качественными изменениями, наблюдающимися в татарстанском мусульманском сообществе. Угроза перехода татарстанских салафитов от слов к делу представляется достаточно серьезной: именно сейчас абстрактные обещания стали конкретизироваться в пространных материалах салафитских пропагандистов, делающих ставку на татар и башкир.
Но тогда мало, кто придал серьезное значение словам эксперта, более того, появились такие, кто стал высмеивать подобные прогнозы, делая ссылки на менталитет мусульманских народов Урало-Поволжья, что, дескать, татары и башкиры – это не кавказцы, а значит им, мол, не свойственен воинственный дух горцев. Однако ситуация сегодня такова (и это опять же приходится, к сожалению, лишь констатировать), что кавказские ваххабиты свои обещания сдерживают: Доку Умаров обещал создать вилаят своего «государства» в Поволжье и Урале, то, как мы видим, он обещание сдержал, пусть хоть этот самый «Вилаят Идель-Урал» появился пока что виртуально. Однако, скорее всего, по логике фундаменталистов должно последовать реальное наполнение реальными людьми этого «вилаята», что означает на практике появление вооруженного бандподполья.
В условиях Татарстана появление ваххабитского «леса», куда могла бы уйти татарская, зараженная идеями салафизма, молодежь, затруднительно просто потому, что лесистой и гористой местности в республике маловато. Хотя на практике экстремисты уже пытались реализовать по северокавказскому сценарию вооруженное бандподполье в закамских районах Татарстана. Еще свежи в памяти события 25 ноября 2010 г., которые навсегда останутся переломными в новейшей истории мусульманской уммы, обозначившими чудовищную ситуацию с результатами проникновения в Татарстан нетрадиционных для татарского народа течений зарубежного ислама фундаменталистского толка, обучения в зарубежных арабских вузах татарской молодежи, не имеющей базового отечественного мусульманского образования, наличия арабских миссионеров, проповедующих в мечетях республики свои взгляды и т.д. Тогда, к счастью, благодаря успешной работе силовых ведомств удалось ликвидировать вооруженную банду боевиков, как раз планировавших уйти в «лес» в Нурлатском районе Татарстана. Однако неудачный первый опыт тех, кто пытался расширить территорию «газавата» с Кавказа на Поволжье, похоже, что их не остановил в желании продолжить «работу» в деле распространения «чистого ислама» в Татарстане. Теперь есть «Вилаят Идель-Урал» – пока виртуальный проект, но, наверняка, он найдет своих идейных единомышленников среди поволжских салафитов, которые захотят его наполнить реальным содержанием, что, скорее всего, означает появление бандподполья.
Если ознакомиться внимательно с содержанием публикуемых материалов на сайте «идель-уральского вилаята», то становится очевидно, что создан он недавно, заполняется информацией в массе своей далекой от татарстанской проблематики: здесь гораздо больше внимания уделяется событиям на Ближнем Востоке (в основном, арабо-израильскому конфликту) и на Кавказе (в контексте экстремистской деятельности Имарата Кавказ). Все это говорит о том, что администрация сайта, с одной стороны, не местная (как удалось установить, сайт «Идель-Урала» зарегистрирован в США), т.е. модераторы интернет-ресурса просто не владеют ситуацией в Татарстане, по крайней мере, пока; а, с другой стороны, целью данного портала является вписать Татарстан в общий проект по созданию халифата, который ваххабитами видится в глобальном масштабе. Поэтому, казалось бы, события на далеком Ближнем Востоке и не столь близком Северном Кавказе должны перекликаться с тем, что происходит в Татарстане в рамках единого фронта по созданию ваххабитской империи.
Тот факт, что «Вилаят Идель-Урал» перекликается по названию и с нереализованным проектом начала ХХ в., разработанного татарским писателем Гаязом Исхаки, и одновременно с наименованием коллаборационистских вооруженных сил в составе вермахта из числа татарских военнопленных-красноармейцев во время Второй мировой войны («Легион Идель Урал»), не случаен. Цель создателей виртуального «вилаята» очевидна: привлечь на свою сторону местных национал-сепаратистов, которые глубоко в душе грезят надеждами о независимом государстве Идель-Урал. Не исключено, что в ближайшем будущем мы услышим со стороны местной чрезмерно националистически озабоченной публики заявления о поддержке «моджахедов», как это мы слышали после нурлатских событий ноября 2010 г. Именно тогда ряд национал-сепаратистов фактически солидаризировались с закамскими «шахидами». Как отмечала в одной из своих публикаций Яна Амелина, «в перспективе возможно перерождение националистических активистов в моджахедов», что вполне обоснованно: в последние годы наблюдается сращивание отдельной части молодого поколения татарского национального движения с радикально-исламистским. Поэтому использование ваххабитами в наименовании своего «вилаята» националистической символики в виде столь тешащего этносепаратистское самолюбие и греющего душу названия как «Идель-Урал» является очень удачным ходом. Тот факт, что сайт зарегистрирован в США, тоже имеет свою определенную подоплеку. Это не только сделано по причине чисто технической безопасности для администрации интернет-портала, чтобы уберечь его от закрытия российскими спецслужбами, но и, не исключено, для того, чтобы привлечь к более тесному сотрудничеству заокеанских татарских национал-сепаратистов.
Если есть «вилаят», значит, у него должен быть свой «эмир». В ближайшее время, скорее всего, он объявится. Свято место пусто не бывает. «Эмиром» «Вилаята Идель Урал» будет либо местный ваххабит, либо тот, кто сейчас проходит вооруженную и идеологическую подготовку в бандподполье Северного Кавказа, для того, чтобы потом быть засланным в Урало-Поволжье с целью рекрутирования местной, зараженной салафизмом, татарской молодежи в ряды «моджахедов» для начала «джихада» уже в Центральной России.
Но надо понимать, что эффективность противодействия этому ужасному процессу будет зависеть не только от действий государства (очень внушают надежду недавно сказанные президентом Татарстана Рустемом Миннихановым слова о том, что «наша задача сейчас - сохранить наш традиционный ислам, а все экстремистские проявления пресекать» и что «в рамках наших полномочий мы будем вникать в этот вопрос и принимать соответствующие меры»), но и от позиции общества, и самой мусульманской уммы.
Тот же сам глава республики признал катастрофический вред от обучения в зарубежных исламских вузах («В 1990-е гг. огромное количество молодых людей уехали из республики за границу и получили совершенно иное образование, попав под влияние экстремистских течений», - заявил Рустем Минниханов), о чем уже неоднократно говорило традиционное мусульманское духовенство. В итоге, если сейчас учатся в Саудовской Аравии около 120 молодых татар, то нужно понимать всю ситуацию (особенно когда они вернутся на родину) через призму национальной безопасности.
На этом фоне мы видим ту картину, которая разворачивается в Татарстане накануне выборов муфтия республики. Помимо ваххабитской истерики в средствах массовой информации о якобы имеющих место «репрессиях» против мусульман, мы наблюдаем и уже элементы призыва не подчиняться светским властям и светскому государству. На ум, конечно, сразу приходят недавние слова председателя Центрального духовного управления мусульман Талгата Таджуддина в интервью ИА REGNUM, где он цитировал слова пророка Мухаммеда (с.г.в.): «То, что Всевышний не исправил Кораном, он исправит султаном», что означает, по словам главы ЦДУМ, необходимость применения властью в отношении нетрадиционных для коренных мусульманских народов России течений зарубежного ислама фундаменталистского толка решительных мер, тем более, если уже мы видим, что на салафитских интернет-ресурсах и в социальных сетях мусульманской молодежи навязывается мысль о том, что Россия является «кяферским государством», против которого необходимо вести любыми средствами борьбу.
Все мы являлись не так давно свидетелями, как происходила смена правящего режима в странах Магриба. Схема была стандартной: в пятницу после намаза разгоряченная религиозной проповедью в соответствующем духе толпа народа выходила на площадь и начинала в форме протестного митинга выступать против «произвола властей». Чем это заканчивалось, всем известно: государственным переворотом, зачастую сопровождавшимся кровавыми столкновениями. Арабский Восток по-прежнему лихорадит от этого, и никому непонятно когда эта «перманентная революция» закончится.
Похоже, что в Татарстане напоминающее в чем-то ситуацию на Ближнем Востоке хотят реализовать те, кто любит организовывать пикеты и тому подобные «мероприятия», на которых обычно распространяются дезинформирующие население листовки о «произволе властей в отношении ни в чем не повинных мусульман». Властям Татарстана стоит особенно обратить внимание на запланированные на ближайшие дни действия отдельных субъектов, мечтающих о создании «альтернативных муфтиятов». Как бы по арабскому сценарию, опробованному в странах Магриба, не пошли бы эти митинги и пикеты. Ведь их организаторы (и особенно спонсоры) любят визжать о «репрессиях государства в отношении мусульман».
Вся эта ситуация накануне выборов муфтия, которые пройдут 13 апреля 2011 г., очень показательна: удается четко и конкретно увидеть, кто выступает за какой путь развития мусульманской уммы. Одни – за сохранение и развитие традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба и решительное противостояние проникновению в Татарстан религиозного фундаментализма с Северного Кавказа и из-за рубежа, другие – за то, чтобы «со своим братом по вере, трактующим некоторые слова Корана иначе, находить общий язык». С ваххабитами никакого общего языка находить не надо, как и вообще с ними не надо разговаривать (да и о чем с ними можно говорить? О создании халифата на территории России?).
Нельзя исключать, что именно «ваххабитский холдинг» Татарстана примкнет к «Вилаяту Идель-Урал». Не все, конечно, татарстанские салафиты будут готовы уйти в «лес». Все-таки, чтобы взять оружие и быть готовым к смерти, могут не все люди, даже из числа молодежи, которая в силу возраста наиболее «горяча». Однако не стоит исключать того, что ваххабиты Урало-Поволжья, если не своим личным участием в «джихаде», то финансово и морально будут на стороне «идель-ураловцев». А моральная поддержка будет осуществляться путем солидарности в информационном пространстве, в дезавуировании работы официальных институтов мусульманской уммы Татарстана, особенно, если эта работа начнется по пути десалафитизации республики, что уже давно необходимо было осуществить. Иначе, ситуация может в дальнейшем реализоваться именно по северокавказскому сценарию, о чем и мечтают создатели «Вилаята Идель-Урал».
Надо всем прекрасно понять, что там, где появляется ваххабизм, рано или поздно, но обязательно начинает течь кровь. Мы видим, что творится на Северном Кавказе. Там также все начиналось с противостояния традиционалистов и салафитов. Но государство смотрело на это как на внутренние разборки среди мусульманского духовенства. Такая позиция светской власти привела к тому, что салафитизация пошла в геометрической прогрессии, и в итоге все закончилось превращением региона в зону постоянной террористической активности. Если и в Поволжье государство займет такую же позицию стороннего наблюдателя, что и на Северном Кавказе, то планы фундаменталистов реализуются теперь уже и в Центральной России по полной программе.

Раис Равкатович Сулейманов – директор Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph