Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

30.03.2011Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение

Прошедшее 24 марта Всероссийское мусульманское совещание, организованное Советом муфтиев России (СМР), не оправдало тех ожиданий, на которые рассчитывали его организаторы. Как бы не хотел этого глава СМР Равиль Гайнутдин, но стать главным мусульманином России ему не удалось и, скорее всего, не удастся. Анонсируемое как "самое крупное первое собрание мусульманского духовенства России после 1917 года" Всероссийское мусульманское совещание провалилось именно потому, что не стало всероссийским.

Мы не увидели на нем ни главы Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Талгата Таджуддина, ни главы Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева, ни уж тем более представителей Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), которую Гайнутдин воспринимает сейчас как наибольшего конкурента. И хотя мусульманская умма России и раньше условно была поделена между СМР, ЦДУМ и КЦМСК, сама РАИС, как только она появилась, сразу стала больше "наступать на пятки" Гайнутдину, чем Таджуддину и Бердиеву. Кроме того, именно РАИС в декабре 2010 года призывала приостановить деятельность СМР, так как его деятельность "наносила существенный вред интересам безопасности страны".

Так или иначе, но можно констатировать, что Всероссийское мусульманское совещание в Москве не получило того резонанса, на который рассчитывали организаторы. А то, что от участия в нем отказались другие крупные мусульманские организации, объясняется двумя причинами.

Во-первых, совещание, организуемое главой СМР, означает, что он на нем хозяин, а все остальные - гости. Естественно, что такая картина не по душе ни Талгату Таджуддину, ни Исмаилу Бердиеву, ни Мухаммаду Рахимову (главе РАИСа). Поэтому своим фактически бойкотированием этого совещания лидеры остальных крупных мусульманских мероприятий дали понять Равилю Гайнутдину, что украшать своим присутствием затеянное им собрание в качестве второстепенных фигур они не собираются. И здесь крайне важна вторая причина, которая на самом деле главная.

Подлинной целью Всероссийского мусульманского совещания было желание его организаторов поднять пошатнувшийся авторитет председателя Совета муфтиев России после ряда его нелицеприятных заявлений. В частности, после декабрьских беспорядков 2010 года на Манежной площади в Москве Равиль Гайнутдин заявил, что коренное население России попросту не хочет работать: "После получения зарплаты они пропадают на 15-20 дней, и в это время станки стоят, с этими рабочими производить что-либо невозможно", - заявил муфтий в эфире татароязычного радио "Азатлык" ("Свобода"), фактически обвинив русский народ в лени и пьянстве.

Также глава Совета муфтиев России обозвал "исламофобом" советника Управления внутренней политики администрации президента РФ Алексея Гришина, который является членом правления Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, и от которого сама организация Гайнутдина получала щедрые гранты.

Такие вещи никогда не забываются и не забудутся, и чтобы не говорил впредь Равиль Гайнутдин, его высказывания в отношении коренного населения России, которое в большинстве своем составляет русский народ, никто ему не простит. Не спасло ситуацию и участие в мероприятии самого Алексея Гришина, которого, несмотря на то, что еще несколько месяцев назад Равиль Гайнутдин именовал "исламофобом", СМР пригласил.

Здесь, конечно, важно то, что сказал сам Алексей Гришин. "В 1991 году в стране было меньше 100 мечетей, сейчас их больше 7000. В какой другой стране можно увидеть семидесятикратный рост количества мечетей за 20 лет? В 1991 году не было ни одного исламского учебного заведения в России, сейчас их 95, причем семь исламских вузов, которые поддерживаются по специальной государственной программе по линии Министерства образования и науки: им оказывается методическая, материальная помощь, 31 медресе входит в эту программу", - сообщил советник Управления внутренней политики администрации президента России.

При этом он добавил, что "очень часто, особенно в последнее время, отдельные мусульманские лидеры пытаются оправдать свою бездеятельность, неспособность решать насущные проблемы уммы именно якобы имеющей место исламофобией". Понятно, что последнее замечание было направлено в адрес Равиля Гайнутдина, хоть его имя и не называлось.

Что же касается самого масштаба Всероссийского мусульманского совещания, которое организаторы попытались преподнести как продолжение традиций дореволюционных съездов мусульман, то и здесь затея Равиля Гайнутдина потерпела неудачу. Как известно, после Февральской революции прошло два мусульманских съезда: I Всероссийский мусульманский съезд (1-11 мая 1917 года) проходил в Москве, и в нем участвовало около 900 делегатов; II Всероссийский мусульманский съезд (21 июля - 2 августа 1917 года) проходил в Казани совместно с I Всероссийским мусульманским военным съездом и Всероссийским съездом духовенства, в которых вместе участвовало свыше 1000 человек.

В нынешнем Всероссийском мусульманском совещании приняло участие всего 500 человек. Это значительно меньше не только подобных мероприятий 1917 года, но даже раз в тридцать меньше того, что ежегодно собирает, к примеру, Талгат Таджуддин в Болгаре по случаю принятия ислама предками казанских татар в 922 году - и по количеству рядовых участников, и по количеству представительных лиц из числа мусульманских лидеров.

В то же самое время Совет муфтиев России сам по себе как организация собрал вокруг Равиля Гайнутдина весьма сомнительных деятелей, начиная от Нафигуллы Аширова (известного тем, что в марте 2001 года поддержал уничтожение талибами статуй Будды в Афганистане, а не так давно призывал к созданию в российских городах исламских кварталов), и кончая Мухаммадом Карачаем, зарекомендовавшего себя как создатель первых джамаатов в Карачаево-Черкессии еще в 1990-е годы (именно у него долгие годы работал Саид Бурятский, впоследствии избравший путь боевика и примкнувший к Имарату Кавказ Доку Умарова).
Все это свидетельствует о попытках Равиля Гайнутдина восстановить свой авторитет главного мусульманина России любыми способами, однако эти попытки пока не принесли желаемых результатов. Многие мусульманские лидеры, не желая компрометировать себя связью с СМР, считают нецелесообразным участвовать в мероприятиях, организуемых Гайнутдином. В итоге, Всероссийское мусульманское совещание не возымело того эффекта, на которое рассчитывали его устроители: Равиль Гайнутдин окончательно потерял свое неофициально признаваемое Московским кремлем положение первого среди остальных муфтиев России. Ни российские муфтии, ни российское государство его таковым не считает и, наверное, уже считать не будет.

Раис Сулейманов - директор Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph