Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"

1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их права и обязанности.

Разработка проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" обусловлена необходимостью установления единого порядка передачи из государственной собственности (как федеральной, так и собственности субъекта Российской Федерации) и муниципальной собственности имущества религиозного назначения, в том числе культовых зданий и сооружений, религиозным организациям.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (пункт 3 статьи 21, пункт 2 статьи 22), а также Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (пункт 2 статьи 50, пункт 1 статьи 56) предоставляют религиозным организациям право на бесплатное получение в собственность или предоставление в безвозмездное пользование имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Опыт применения указанных норм выявил необходимость законодательно установить следующие важные аспекты реализации прав религиозных организаций:

1) определение понятия имущества религиозного назначения (предположительно в объеме, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения");

2) особенности распоряжения объектами, неразрывно связанными (по территориальному, архитектурному, функциональному и иным признакам) с объектами религиозного назначения, подлежащими передаче;

3) порядок инициирования передачи: ходатайство религиозной организации и требования к составу прилагаемых к нему документов, в том числе подтверждающих право религиозных организаций на получение имущества. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для передачи имущества религиозного назначения, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации;

4) необходимость определения в каждом публично-правовом образовании государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, ответственного за подготовку решений о передаче имущества, в адрес которого направляется ходатайство религиозной организации, и органа, ответственного за принятие таких решений;

5) подача ходатайства о передаче имущества со всеми необходимыми документами порождает обязанность государственных органов или органов местного самоуправления воздержаться от отчуждения имущества, а в случае передачи его в пользование иным лицам - предусмотреть соответствующие условия (срочность, прекращение отношений по пользованию имуществом с принятием решения о его передаче религиозной организации);

6) обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение государственным и муниципальным имуществом, передать имущество религиозного назначения религиозным организациям соответствующей конфессиональной принадлежности при наличии всех предусмотренных законом оснований для передачи, и утвердить план по реализации принятого решения о передаче имущества религиозной организации.

Объект недвижимого имущества передается в собственность (безвозмездное пользование) религиозной организации с земельным участком, на котором он расположен, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, особого рассмотрения требуют отношения по безвозмездной передаче имущества религиозного назначения, закрепленного за государственными и муниципальными органами или организациями (органами государственной власти и органами местного самоуправления, подведомственными им государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями).

Передача имущества религиозного назначения является безвозмездной только для религиозных организаций. Расходы религиозных организаций на оформление необходимых для принятия решения о передаче документов не являются платой за имущество, они характерны для любой установленной нормативными правовыми актами процедуры оформления права собственности.

Публично-правовые образования же сталкиваются с необходимостью изыскивать иное недвижимое имущество для размещения государственных органов (органов местного самоуправления) или унитарных предприятий (учреждений), расположенных в зданиях (сооружениях), подлежащих передаче религиозным организациям.

При этом не исключено, что в государственной (муниципальной) собственности отсутствует недвижимость, пригодная для размещения соответствующих органов (организаций), и необходимый объект надо либо строить, либо покупать. Необходимые расходы могут быть заложены только в бюджете соответствующего публично-правового образования. Законопроект должен обеспечить непрерывность в случае передачи зданий, строений, сооружений, деятельности располагающихся в них государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки (школ, больниц, библиотек, социальных учреждений), органов обеспечения общественного порядка, безопасности и обороноспособности государства и др. государственных и муниципальных организаций.

Если речь идет об объекте культурного наследия, имеющем религиозное назначение, даже в случае невозможности его высвобождения для цели безвозмездной передачи религиозной организации на момент подачи соответствующего ходатайства, законопроект обеспечит действие установленной в п. 2 ст. 50 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гарантии на передачу объектов культурного наследия религиозного назначения в собственность исключительно религиозным организациям. Снятие с объекта культурного наследия статуса памятника истории и культуры в период рассмотрения ходатайства должно быть запрещено.

Срок рассмотрения ходатайства религиозной организации может быть продлен на период проведения соответствующих согласительных процедур или проверки органом государственной власти (органом местного самоуправления) целевого использования имущества, и осуществления его изъятия предусмотренным законом способом, а в отношении унитарного предприятия – получения согласия его руководителя на передачу имущества в казну соответствующего публично-правового образования;

7) законопроект определит круг передаваемых объектов как соответствующее установленным критериям имущество государственной или муниципальной казны, в т.ч. в случае правомерного прекращения на указанное имущество права хозяйственного ведения или права оперативного управления государственных или муниципальных унитарных предприятий, или государственных или муниципальных учреждений.

Законопроект предусмотрит также возможность согласования государством (муниципальным образованием) безвозмездной передачи имущества религиозного назначения государственным или муниципальным предприятием или учреждением.

8) публичность передачи государственного или муниципального имущества религиозной организации, подразумевающая опубликование в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте в сети Интернет уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, ходатайств религиозных организаций о передаче имущества религиозного назначения и о факте передачи.

Определение срока после опубликования информации о передаче имущества, в течение которого другая религиозная организация, претендующая на то же имущество, вправе заявить свое ходатайство на его передачу;

9) запрет отчуждения объекта религиозного назначения в случае поступления более одного ходатайства (от нескольких религиозных организаций) в отношении одного объекта религиозного назначения.

В случае разногласий между религиозными организациями, вопрос о надлежащем правообладателе на объект передачи должен рассматриваться в суде на основании предусмотренных законопроектом критериев и с учетом документированных исторических свидетельств о характере использования объекта о конфессиональной принадлежности владельцев объекта;

10) порядок рассмотрения ходатайств (заявлений) о передаче имущества: сроки, основания для удовлетворения ходатайства (принятия решения о передаче) и отказа в их удовлетворении;

11) особенности передачи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации):

- условия охраны, а также требования к содержанию таких объектов, условиям доступа к ним граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по их сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность объектов требования должны быть определены не позднее принятия решения о передаче и указаны в этом решении;

- обязательность проведения государственной историко-культурной экспертизы объектов религиозного назначения, обладающих признаками объектов культурного наследия и не включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, до принятия решения об их передаче для своевременного установления предусмотренных законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия обременений;

- действие всех норм законодательства об охране памятников в полной мере распространяется на религиозные организации, получившие в собственность (пользование) объекты культурного наследия;

12) требования к содержанию акта о передаче имущества;

13) случаи передачи имущества в безвозмездное пользование, в том числе:

- если объекты передачи отнесены к объектам культурного наследия, являющимся особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, памятниками и ансамблями, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками и объектами археологического наследия;

- если передача в безвозмездное пользование предложена самой религиозной организацией.

14) В случае, если религиозная организация получила имущество на праве безвозмездного пользования, это не отменяет право религиозной организации на получение его в собственность в дальнейшем. Законопроект установит упрощенный порядок передачи в собственность религиозным организациям имущества религиозного назначения, ранее переданного этим организациям на праве безвозмездного пользования, с соблюдением общего правила о публичности ходатайства о передаче имущества и сроках его рассмотрения. Вместе с тем предполагается, что случаи, когда имущество, ранее переданное в безвозмездное пользование одной религиозной организации, может быть передано на праве собственности другой религиозной организации, также заявившей ходатайство о его передаче, будут носить исключительный и единичный характер;

15) обжалование решений органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросу передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения осуществляется в установленном законом порядке;

16) отдельным вопросом является дальнейшая судьба объектов, безвозмездно переданных религиозным организациям. Использование их не по целевому назначению либо отчуждение третьим лицам противоречили бы общественным интересам, ради которых состоялась безвозмездная передача. Законопроект установит, что религиозная организация не вправе изменять вид использования безвозмездно полученного из государственной или муниципальной собственности объекта религиозного назначения, определенный при его передаче, либо отчуждать его третьим лицам, за исключением договоров между централизованными религиозными организациями и организациями, входящими в их структуру.

Указанный запрет будет действовать в течение десяти лет со дня принятия решения о безвозмездной передаче и распространяться на правопреемников религиозной организации, получивших указанный объект, и всех их правопреемников в течение данного срока, а также иную религиозную организацию, которой такой объект может быть передан по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, независимо от вида таких оснований, и на всех ее правопреемников.

Принятие законопроекта особенно важно для соблюдения прав религиозных организаций на получение имущества независимо от уровня публичной собственности, из которой оно передается. Правила передачи должны быть максимально понятны и прозрачны для всех участников правоотношений и общества в целом. Как правило, имущество должно передаваться религиозной организации, являющейся его непосредственным пользователем, либо централизованной религиозной организации, в структуру которой входит религиозная организация, являющаяся непосредственным пользователем, согласно ее уставу.

Предметом правового регулирования являются отношения, возникающие при безвозмездной передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозных организаций культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения.

Действие законопроекта будет распространяться на:

- публично-правовые образования, владеющие объектами передачи: Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

- религиозные организации, претендующие на получение имущества;

- юридических и физических лиц - фактических пользователей передаваемого имущества.

2. Место будущего закона в системе законодательства.

Указанный законопроект, согласно Классификатору правовых актов, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511, относится к разделу "конституционный строй" (010.000.000), к подразделу "общественные и религиозные объединения" (010.170.000), к пункту "свобода совести и религиозные объединения" (010.170.020), а также к разделу "гражданское право" (030.000.000), к подразделам "юридические лица" (030.030.000) и "право собственности и другие вещные права" (030.090.000), к пункту "безвозмездное пользование" (030.120.070)

3. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов.

Законопроект направлен на устранение пробела в действующем нормативном регулировании отношений по безвозмездной передаче имущества религиозного назначения, в том числе культовых зданий и сооружений, религиозным организациям.

Отношения, возникающие при безвозмездной передаче имущества религиозного назначения, в том числе культовых зданий и сооружений религиозным организациям, регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 213).

2. Земельный кодекс Российской Федерации (подпункт 4 пункта 1 статьи 24, пункт 1 статьи 24).

3. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (пункт 2 статьи 3).

4. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (статьи 21 и 22).

5. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (статьи 50 и 56).

6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 5 статьи 50).

7. Распоряжение Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 281-рп "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества".

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 "О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения" (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 490).

В данных нормативных правовых актах не установлен точный порядок передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, в том числе культовых зданий и сооружений, а именно:

- порядок и критерии передачи имущества, не имеющего религиозного назначения, но необходимого религиозным организациям для осуществления своих функций и неразрывно связанного с объектом религиозного назначения по территориальному, архитектурному или иному признаку;

- порядок урегулирования между сторонами при передаче имущества религиозным организациям, в том числе:

- определение имущества как объекта религиозного назначения;

- уточнение критериев, которые будут применяться судами при рассмотрении разногласий о праве религиозных организаций на безвозмездное получение объектов религиозного назначения.

Имущество религиозного назначения, в том числе культовые здания и сооружения, может находиться как в собственности Российской Федерации, так и в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, однако постановлением Правительства Российской Федерации № 490 в отсутствие соответствующих законодательных предписаний не может быть урегулирован порядок передачи такого имущества из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в собственность (безвозмездное пользование) религиозным организациям.

4. Социально-экономические, политические и правовые последствия реализации федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".

Законопроект предполагает устранить имеющиеся пробелы в действующем законодательстве, а также облегчить доступ религиозным организациям к имуществу религиозного назначения для осуществления своих функций, снять остроту проблемы передачи имущества, которое уже используется.

В целом законопроект должен способствовать реализации конституционного права граждан на свободу вероисповедания в балансе с обеспечением исполнения законодательно установленных функций публично-правовых образований, а также устранить правовую неопределенность в отношении имущества религиозного назначения, не востребованного религиозными организациями.

Реализация законопроекта может привести к росту расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в случае необходимости финансирования предоставления государственным и муниципальных организациям, использующим передаваемые объекты религиозного назначения, иных объектов недвижимого имущества. Принятие законопроекта может также привести к недополучению доходов от использования недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в результате его безвозмездного отчуждения. Однако законопроект сам по себе не порождает новых расходных обязательств, а лишь устанавливает процедуру реализации права религиозных организаций на безвозмездное получение имущества в собственность или в пользование, ранее установленного федеральными законами. Таким образом, наступление названных финансовых последствий будет связано исключительно с надлежащей реализацией прав и гарантий, предусмотренных иными федеральными законами.

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph