Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

«Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?

«Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?Запрет трудов видного турецкого богослова Саида Нурси и возможные гонения на последователей современного исламского деятеля и мыслителя Фетхуллы Гюлена в России вызвали озабоченность не только среди мусульман, но и в других слоях общества. Эта тема не сходит с полос газет. Проблему мы попросили прокомментировать Александра Сотниченко, к.и.н., специалиста по Турции, ведущего аналитика Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока.

- Как в Турции воспринимают введение запретов на книги Саида Нурси в нашей стране и возможные гонения на «гюленовцев»?

В Турции различные политические силы воспринимают по-разному ситуацию с запретом трудов Саида Нурси и особое внимание к последователям Фетхуллы Гюлена.

Левые силы неоднократно обращали внимание на факт проживания Ф. Гюлена в США и называли его сотрудником ЦРУ. Именно поэтому Мехмет Перинчек – сын генерального секретаря Рабочей партии Турции (см. интервью с ним на сайте Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока) ответил в таком духе на вопросы корреспондента «НГ-Религии».

Также негативно к Гюлену относится оппозиционная Народно-республиканская партия Турции, постоянно заостряющая внимание на финансовых делах самого Ф. Гюлена и его организации.

Турецкие либералы из газеты «Радикал» также негативно относятся к Ф. Гюлену, впрочем, как и к любому другому исламскому деятелю, имеющему влияние на политическую жизнь в стране.

Исламские политические силы, связанные с Ф. Гюленом (газета «Заман»), пока не осветили эту проблему. Однако, адвокат Орхан Эрдемли в интервью «НГ-Религии» опровергает всякую связь между С. Нурси и Ф. Гюленом, а также Ф. Гюленом и современными политическими силами Турции. С его слов, Ф. Гюлен сейчас проживает в США, т.к. вынужден был эмигрировать из-за преследований в Турции, а также по причине болезни, с которой справиться могут только американские врачи.

Турецкие националисты всегда выступали против Нурси и Гюлена, обвиняя их в пропаганде Шариата и деятельности, направленной на снижение влияния вооруженных сил на политику Турции. Однако, известно, что многие сторонники Партии националистического движения преподавали в турецких колледжах в России и тюркских странах СНГ. Среди последователей Гюлена довольно много националистов и пантюркистов, которые считают религию одним из проводников влияния Турции в Евразии.

Сторонники независимого Курдистана часто связывают Гюлена с правящей партией, ЦРУ и «Хизбуллой», называя эти организации родственными и враждебными курдскому народу.

С другой стороны, американские ученые-либералы (например, советник Клинтона по вопросам Ислама) с восторгом отзываются о Гюлене как о религиозном реформаторе, ведущем паству к истинной демократии.

Что характерно, яркими противниками учения Нурси и Гюлена являются сотрудники Института Ближнего Востока, щедро спонсируемые ультраправым сионистом Евгением Сатановским.

- Каково реальное положение Ф. Гюлена и его организаций в Турции сейчас и каким было в прошлом? Как в Турции воспринимают труды С. Нурси? Последнего считают английским шпионом или национальной гордостью?

Произведения Нурси и Гюлена найти в Турции довольно просто. Отношение к С. Нурси там зависит от политических пристрастий. Английским шпионом его называют, в основном, крайне левые. Однако, и националисты, и сторонники правящей Партии справедливости и развития не спешат причислять себя к его последователями.

Он, фактически, был противником режима, установленного Ататюрком. Реальных сторонников учения Нурси в политическом плане не много, так как его произведения имеют в современном мире уже, скорее, историческое, чем политическое значение.

Изучая труды Ф. Гюлена, деятельность его последователей, материалы прессы разных политических направлений, я пришел к выводу, что эта организация является примером околосуфийского братства (деятельность суфийских тарикатов запрещена в Турции с 1925 г.), выжившего в условиях светского национализма именно благодаря строгой организации и взаимопомощи последователей.

В России на русском языке последователями Ф. Гюлена из издательства «Новый Свет» издаются его труды, журнал «Грани», также сборники, посвященные Пророку Мухаммаду (мир ему), месяцу Рамазан и празднику Курбан-Байрам.

По моей информации, никакого давления на проповедников идей Гюлена в России нет и быть не может. Нурси и Гюлен - разные вещи. С Гюленом связана половина турецкого бизнеса и особенно издетельская и культурная деятельность турок в России - журналы "Диалог Аврасья", проведение конференций, концертов и пр.

- Как Вы относитесь к закрытию турецких колледжей в России? Опасны ли они для нашей страны?

Несомненно, функционирование иностранных учебных заведений в России, в первую очередь, служит интересам того государства, которому они принадлежат. Известно, что на Ближнем Востоке густая сеть английских, французских и американских колледжей во второй половине XIX – начале ХХ вв., фактически, воспитывала в европейском духе и презрении к традициям новую элиту.

Однако сто лет назад отношения между странами Ближнего Востока и Западом были неравноправными. Турция и Россия сейчас успешно развивают совместные проекты, и как турецкие образовательные учреждения в России, так и российские в Турции способны только укрепить взаимопонимание между нашими народами.

Другое дело, их программы должны быть согласованы с министерствами образования, а сами школы - принадлежать и контролироваться государством. Также хотелось бы, чтобы количество российских школ в Турции и турецких в России было одинаковым.

Что касается существовавших турецких школ в России и СНГ, то в некоторых из них действительно пропагандировались идеи пантюркизма под именем Ф. Гюлена. Также некоторые преподаватели были связаны с турецкой разведкой и крайне-правыми политическими партиями. Однако такие проблемы решаются отнюдь не полным запрещением школ и высылкой неугодных лиц, а переговорами на основе дружбы, добрососедства и, еще раз повторюсь, открытием российских школ в Турции.

- Согласны ли Вы с тем, что у кого-то в силовых ведомствах России выработалось плохо объяснимое, но устойчивое неприятие мягкой, отвергающей силовой подход во всех формах турецкой модели практики Ислама?

Считаю, что в силовых ведомствах России вообще не выработано какое-то единое мнение об Исламе и представляющих его организациях. Во многом это связано с отсутствием специального образования у сотрудников, которым легче запретить, чем разобраться, но чаще с сознательным препятствованием укреплению позиций Ислама.

Причем последнее, как правило, связано не с христианским вероисповеданием гонителей, а их нарочитой светскостью, открытой приверженностью западным моделям развития общества, отвергающим важную социальную, общественную и духовную роль религии как таковой. Для них любая религия хороша только в том случае, если она слаба, ее последователи разобщены и не критикуют установившиеся либеральные ценности. К сожалению, такое же положение характерно и для Турции.
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph