Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней

Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших днейПрошлая неделя взорвала информационную рутину сенсационной новостью: глава Англиканской церкви выступил за введение в стране Шариата! Этой новости уделили свои полосы практически все печатные СМИ, Интернет-ресурсы и даже посвятили эфирное время ведущие телеканалы. Мусульманам будет очень полезно проанализировать не только мотивы, подтолкнувшие христианского священника к выступлению в поддержку Шариата, но и реакцию на данный неожиданный шаг со стороны так называемого «просвещенного» британского сообщества.

Эпизод первый. Архиепископ за Шариат

Итак, по сообщениям информационных агентств, в прошлый четверг глава Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Роуэн Вильямс выступил за введение в стране некоторых норм Шариата. Духовный лидер англикан убежден, что принятие некоторых элементов мусульманского права стало необходимостью, которая будет способствовать консолидации общества Великобритании.

По мнению Вильямса, это неизбежно. Он заявил буквально следующее: «Следует найти способ конструктивного примирения с некоторыми из аспектов мусульманского права, как мы уже делаем с некоторыми другими религиозными нормами». Более того, он отмечает: «На самом деле, некоторые из принципов Шариата уже получили свое признание в нашем обществе и наших законах, так что это не будет привнесением чего-то чужеродного».

По мнению главы Англиканской церкви, подобное решение поможет сохранить стабильность в обществе. Архиепископ считает, что мусульмане должны иметь возможность решать свои семейные или финансовые вопросы в суде, который признает нормы Шариата.

Вильямс утверждает, что законы Великобритании «приспособились» к позиции католиков, которые резко критикуют аборты. Кроме того, в стране уже действуют суды ортодоксальных иудеев.

Поэтому британское общество, добавляет архиепископ, сможет найти пути соотнести исламскую мораль с законом, как уже случилось с другими религиями. Необходимо предотвратить такое развитие событий, когда мусульмане будут вынуждены выбирать между преданностью религии и лояльностью закону, говорит Вильямс.

Он также подчеркнул, что он ни в коем случае не подразумевает, что личные права человека как последователя той или иной религии должны ставиться выше его прав как гражданина Великобритании. По мнению Вильямса, «легализация» Шариата позволит избежать ситуации, когда представители мусульманской диаспоры вынуждены решать спорные вопросы в частном порядке, руководствуясь своими представлениями о законе.

Эпизод второй. Разорванность мусульман

На самом деле Вильямс затронул чрезвычайно важную и острую для мусульман проблему – их разорванность между Шариатом и законом страны проживания. Эта разорванность появилась в то время, когда приверженцы Ислама впервые стали религиозными меньшинствами в немусульманских государствах.

Их сознание оказалось разрываемым между ощущением своей причастности к умме, необходимостью соблюдения шариатских положений, будучи одновременно гражданином немусульманской страны, что подразумевает признание неисламской власти и законов. Такое положение ставит мусульман в крайне щекотливое и затруднительное положение «двойного гражданства».

Данное состояние является очень опасным для самих мусульман, души которых каждый день разрывает борьба между необходимостью соблюсти закон страны проживания и в то же время не нарушить Шариат. Круг спорных вопросов может быть очень существенным, начиная от требования снимать хиджаб в общественном месте и заканчивая вопросами заключения брака, развода, наследства, воспитания и образования детей.

В дореволюционной России этот вопрос автоматически снимался благодаря тому, что царское правительство позволяло мусульманам продолжать пользоваться своим шариатским законом и традиционными адатами. www.islam.ru/pressclub/tema/vosad/ В современном мире решению этой острой проблемы помогает юридическая теория правого плюрализма.

Эта теория, получившая большую популярность в последние годы в среде западных юристов, учит тому, что в правовом пространстве одной страны могут сосуществовать две или несколько правовых систем. Именно на основе этой теории в Британии уже существуют иудейские суды и низовые учреждения, которые решают гражданские дела по Шариату.

Правительство, которое, осознавая важность решения данной проблемы, ищет способ устранить фактор, вынуждающий мусульман разрываться между верностью своей религии и желанием быть законопослушными гражданами, несомненно, найдет в мусульманах самых горячих сторонников, преданных и примерных граждан. Не случайно сразу же по обнародованию заявления Вильямса, исламские лидеры Британии высказали ему благодарность и признательность за понимание их трудностей.

Ибрагим Могра, председатель Мусульманского совета Британии, заявил: «В этом предложении – величие великого человека. Думаю, что нашей стране следует серьезно поразмыслить над его идеей». Кроме того, МСБ выразил признательность архиепископу за «глубокомысленное участие» в дискуссии о месте Ислама в современной Британии. Глава мусульманской организации «Рамадан» Мухаммад Сафик также одобрил позицию архиепископа Кентерберийского и выразил надежду, что британское правительство предоставит мусульманам «возможные удобства».

Эпизод третий. Европейская Медина

Всем мусульманам известна роль Медины и мединской общины в развитии исламского призыва и становлении мусульманского государства. Община Посланника Аллаха (мир ему и благословение) без всякого насилия и агрессии, только своим терпением и самоотверженным призывом смогла привести в Ислам население целого города-государства.

Извечно враждовавшие мединские племена ауситов и хазраджитов увидели в Исламе единственное средство избавления от старых заблуждений и вековой вражды, а в Посланнике Аллаха (мир ему) - своего вождя, который приведет их к успеху в мире этом и в мире вечном. Оттого Медина, как зрелый плод, сама упала в руки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который шаг за шагом воплощал в жизнь стратегию исламского призыва и исламской политики, завещанной ему Господом. И Аллах даровал Своему рабу счастье увидеть плоды его терпения, покорности и верности пути своего Создателя.

В сегодняшнем мире такой же Мединой для мусульман стала Европа и, в первую очередь, Британия. Мусульмане вынуждены совершать хиджру из своих стран в западные страны, где у них есть больше свобод и возможностей соблюдать свою религию. Многие из них терпеливо и самоотверженно реализуют там программу исламского призыва, завещанную нам нашим Посланником (мир ему и благословение).

Таким образом, если приложить стратегию исламского призыва Пророка Мухаммада (мир ему) к современности, то становится очевидным, что Европа рано или поздно, подобно Медине, сама придет к признанию величия и истины Ислама.

Вне всякого сомнения, Европа, погибающая от демографического кризиса, кризиса духовности, отсутствия дальнейшего смысла жизни, катастрофы в сфере нравственности, рано или поздно сама увидит свое спасение в Исламе. В истории уже есть пример, как обессиленные вековой враждой ауситы и хазраджиты приняли мусульман и исламское руководство.

Подобно им, Европа, обессиленная духовным кризисом и вырождением, также поймет, что нет иного пути, кроме Ислама. Первые шаги к пониманию этого уже сделали известные британцы, принявшие Ислам, вроде Юсуфа Ислама (бывшая рок-звезда Кэт Стивенс). А следующие шаги делают те, кто признает Ислам как фактор укрепления стабильности в британском обществе. И архиепископ Вильямс в их числе.

Эпизод четвертый. Абдулла ибн Салам и иудейская община

В сире (жизнеописание) Посланника Аллаха (мир ему и благословение) есть интереснейший рассказ о его сподвижнике Абдулле ибн Саламе (да будет доволен им Аллах). Этого человека первоначально звали Хусайн ибн Салам. Он был одним из иудейских ученых в Йасрибе – домусульманской Медине. Его уважали не только единоверцы-иудеи, но и другие жители города, вне зависимости от племени, веры и происхождения. Среди людей он был известен своей праведностью, прямотой и правдивостью.

Имя «Абдулла» дал ему сам Посланник Аллаха (мир ему), когда Ибн Салам, знавший из Торы о скором появлении нового пророка, пришел к Мухаммаду (мир ему) и провозгласил о своем принятии Ислама. Затем Посланник Аллаха (мир ему) по совету Абдуллы устроил проверку его соплеменникам.

Он спрятал Абдуллу в одной из своих комнат, после чего пригласил к себе иудейских вождей и старейшин, призвал принять Ислам, а после их отказа спросил: «А какое место у вас занимает Хусайн ибн Салам?» Они ему ответили: «Это наш духовный руководитель и сын нашего вождя. Он наш духовный наставник и ученый-богослов, а также сын наставника и ученого».

После этого Посланник Аллаха (мир ему) спросил: «А если вы узнаете, что он принял нашу веру, то тогда сами перейдете в Ислам?» На что ему иудейские старейшины ответили: «Упаси Бог! Не мог он принять Ислам... Господь уберег его от того, чтобы стать мусульманином».

Однако, когда ибн Салам вышел из своего укрытия и объявил своим соплеменникам о своем принятии Ислама, они воскликнули: «Да ты лжец! Клянемся Богом, что ты - наше зло и сын зла! Ты - наш невежда и сын невежды!» А затем они начали обвинять его во всех прегрешениях.

Через этот пример Аллах показал Своему Посланнику (мир ему), а также всем последующим поколениям мусульман, что неверующие и упорствующие в своем неверии готовы будут пойти на любой обман, ложь, подлог и лицемерие, но только не признать истинность Ислама.

Эпизод пятый. Архиепископ Вильямс и британская общественность

К чему повествование об Абдулле ибн Саламе в статье про предложения архиепископа Вильямса? А к тому, что он, даже не приняв Ислам, но просто предложив пойти навстречу мусульманам, заслужил такое же отношение к себе со стороны своих соплеменников.

Роуэн Вильямс в британском обществе до последнего времени являлся весьма известным и уважаемым лидером христианской общины. В 1986 году в свои 36 лет он стал самым молодым профессором Оксфордского университета. В 1989 году Вильямс удостоен степени доктора богословия, в 2003 году посвящен в сан 104-го архиепископа Кентерберийского.

Он является обладателем всевозможных почетных званий и стипендий самых престижных университетов Британии, таких как Кент, Кембридж, Оксфорд и Роэмптон. В 2006 году Кембриджский университет вручил ему почетную степень доктора богословия. Той же самой степенью его наделили весной 2007-го Тринити Колледж и Виклиффе Колледж при Университете Торонто в Канаде.

Доктор Вильямс широко занимается благотворительностью. Кроме всего прочего, он является прекрасным поэтом и переводчиком стихов. Сборники его стихов удостаивались литературных премий. Критики отмечают, что его поэзия оказывает глубокое эмоциональное воздействие на читателя и затрагивает глубокие духовные струны. Вдобавок к этому, он говорит и читает на восьми языках, включая, русский и греческий.

Но стоило ему выступить в защиту мусульман, как Аллах явил ему и всем мусульманам лицемерие и упрямство в неверии его соплеменников. Предложения архиепископа были встречены британским правительством в штыки сразу же, без всякой попытки увидеть в них рациональное зерно.

Многие политики и государственные деятели поспешили дистанцироваться от высказываний Вильямса. Заместитель министра внутренних дел Тони Макналти, к примеру, заявил, что «ни в каком виде нормы шариатского права не могут быть использованы ни в качестве оправдания нарушений британского закона, ни для принятия судебных решений».

Архиепископ и сам, наверное, не ожидал того шквала критики, который на него обрушился из-за его заявления. Как минимум два члена Верховного Синода Англиканской церкви призвали Уильямса сложить с себя полномочия.

Зря на своем сайте архиепископ заявлял, что ни в коем случае не призывал к тому, чтобы признать законы Шариата некоей системой правосудия, действующей параллельно с британскими законами. Что он хотел просто «выделить некоторые более широкие вопросы, касающиеся прав религиозных групп в светском государстве», и законы Шариата, в данном случае, использовались как пример. Верхушка Англиканской церкви отказалась даже выслушать объяснения архиепископа.

Член Синода Эдвард Армистэд высказался об Уильямсе в интервью газете Daily Telegraph следующим образом: «Я не думаю, что этот человек подходит для такой работы». Элисон Руофф, представляющий в Синоде Лондон, заявил, что многие люди почувствуют облегчение, если Уильямс покинет свой пост. «Нам сейчас нужен сильный, христианский, библейский лидер, а не тот, кто колеблется от одного к другому, – сказал Руофф. – Вильямс – способный ученый, но как лидер христианской общины он -катастрофа».

Эпизод шестой. Аллах предупреждал…

Во всей этой истории есть очень много над чем поразмыслить мусульманам. Эти размышления не могут ограничиваться только перечисленными эпизодами и рамками одной статьи. Истинность слов Всевышнего и наставлений Его Посланника (мир ему) относительно истинной природы упрямцев, не желающих признавать за Исламом никаких прав, подтверждается на каждом историческом этапе.

К сожалению, и современные религиозные деятели и политики часто выбирают путь противостояния Исламу и мусульманам, как это имело место в древности и средневековье. Их поступками часто движет не желание диалога и совместного с мусульманами решения стоящих перед обществом проблем, а постоянного отталкивания от себя всех тех, кто исповедует Ислам.

Их неприязнь к мусульманам зачастую бывает настолько сильна, что они готовы заклеймить самых лучших своих представителей только за одно движение навстречу мусульманам. Они, сами того не осознавая, говорят словами старейшин племени Абдуллы ибн Саламы: «Мухаммаду поверили и последовали только самые плохие из нас…».

Однако о тех из них, которые, несмотря на преследование и презрение своих соплеменников, признали Истину и приняли Ислам, Всевышний сказал: «Не все они одинаковы. Среди людей Писания есть праведные люди, которые читают аяты Аллаха по ночам, падая ниц. Они веруют в Аллаха и в Последний день, велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников» (Коран, 3:113-114).

Тимур Юсупов
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph