Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины

Рассмотрим понятие «Исламская цивилизация» в свете слов Всевышнего: «И еще Мы сделали вас общиной срединной, дабы вы были свидетелями относительно людей, а Посланник — свидетелем относительно вас. И мы учредили кыблу, которой ты держался, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто отворачивается от него. И то было испытанием трудным, но не для тех, кого Аллах повел правильным путем. Аллах - не тот, кто губит вашу веру, ибо, воистину, Аллах к людям Сострадателен, Милосерд» (Коран, 2:143).

«Общиной срединной» - буквально-таки во всех смыслах этого выражения означает:

1) Такой, которая отличается взвешенностью и умеренностью своего образа жизни, а ее члены, или мусульмане, - корректностью и размеренностью своего поведения, исключением из него каких бы то ни было крайностей и экстремизма.

2) занимающей срединное, посредствующее положение по отношению к другим народам и человеческим сообществам в плане оказания им помощи в нахождении верного пути к Всевышнему Творцу, постижения Его великого замысла создания земного бытия и назначения человека Своим наместником, ответственным за поддержание Божественного благоустроения этого бытия.

Согласно хадису со слов Абу Сайда аль-Худри, переданных имамами Ахмадом, аль-Бухари, Ибн Мджей и другими, Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что, когда в День Воскресенья Всевышний спросит у Нуха (Ноя – мир ему), передавал ли он своему народу Его строгое предупреждение, тот ответит: «Да!..» - но затем, когда Аллах задаст тот же вопрос и его соплеменникам, они ответят: «Нет!..» Тогда Всевышний спросит Нуха о том, кто бы мог засвидетельствовать его правоту, и Нух укажет на Мухаммада и его общину мусульман как своих свидетелей.

3) Здесь же можно обратить внимание даже на такой знаменательный факт, как срединное между двумя мирами (европейским и азиатским) географическое положение Аравийского полуострова, где зародился Ислам (для примера можно напомнить о древнейших торговых путях между ними, которые проходили не просто через этот регион, но именно через Мекку, в которой в 610 г. выступил со своей первой проповедью Ислама Посланник Аллаха (мир ему).

Однако Пророк Мухаммад (мир ему) не просто свидетель для своей мусульманской общины (т.е. «...свидетель пред Аллахом, перед людьми праведных дел, намерений и поступков мусульманской общины»), отличительной чертой которой Аллах называет срединность (аль-васатыйя), - он ее сердцевина. И на такие качества Всевышний указывает, характеризуя мусульман как свидетелей для людей, а самого Пророка (мир ему) как свидетеля для мусульман.

Сочинительная конструкция «И еще...» служит для указания на смысловую связь разбираемого аята с предшествующим: «Глупые люди скажут: «Что заставило их отвернуться от кыблы, которой они держались прежде? ” — Скажи: «Аллаху принадлежит и восток и запад. Он ведет, кого хочет, к прямому пути!» (Коран, 2:142).

Посланник Аллаха (мир ему) первоначально, в течение 16 месяцев после своей первой проповеди Ислама, становясь на молитву, избирал для нее кыблой (направлением) Иерусалим, но затем переменил ее в сторону Каабы.

А вот слова Всевышнего «Мы сделали вас» мусульманские богословы-сунниты приводят в качестве очередного доказательства того, что именно Аллах является Творцом дел и поступков рабов божьих.

Религиозная же община-умма есть сообщество людей, придерживающихся достаточно четко определенных идейно-духовных ориентиров, следующих им во всех сферах своей жизни. Отсюда непременным условием для уммы, для входящих в нее людей и тех, кто встает под ее знамя, является искреннее осознание единой для всех цели и решимость в стремлении к ее достижению.

В этом и заключен смысл единства общины. Но в чем конкретно заключается цель нашей уммы? Попробуем разобраться.

Убеждение, которому следуют мусульмане, и которым они отличаются от других народов, а также от других религиозных верований, сводится в главном к тому, что они считают человека творением, созданным Всемогущим Творцом, Который через Своих посланников и пророков (мир им всем) передает им Свою волю, налагает на людей определенные обязанности.

Многие наши современники уходят от вопроса о Божественном творении мира и самой жизни, включая и создание человека. Уходят потому, что иначе придется признать, что их идеи абсолютной свободы человека, отодвигающие на второй план вопрос о его обязанностях, о которых говорят все без исключенья Божьи Откровенья и в которые они, кстати, не верят, оказываются весьма уязвимыми для критики.

Мусульмане же убеждены, что предусмотрен определенный День для Божьего воздаяния человеку - вознаграждения или наказания ему, что мир сотворен Божьим провидением, что Вселенная создана для человека, что человек - господин во Вселенной, но не является господином самой Вселенной. Таким образом, они четко противопоставляют себя тем, кто отвергает святость тварного мира, не признает себя его органической частью, кто относится к человеческому бытию, как к существованию обычной материи, над которой можно проводить безудержные эксперименты, в частности - в области биологических коррекций.

Мусульмане убежденно верят в абсолютную ценность всего, что сотворено Всевышним Создателем; их же оппоненты провозглашают принцип релятивизма, принцип преходящей относительности во всем - в искусстве и литературе, в политике и экономике и во многом другом.

Исламская вера создает у ее последователей целостное, универсальное мировоззрение, благодаря которому они и образуют, согласно Священному Корану, лучшую общину людей. Эта община призывает творить добро и запрещает зло, верует в Аллаха и поклоняется Ему: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись» (Коран, 51:56). Она осваивает землю в соответствии с тем высоким предназначением, которое определил для человека Всевышний Создатель: «И вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника» (Коран, 2:30).

Но вернемся еще раз к речению Всевышнего: «...дабы вы были свидетелями относительно людей, а чтобы Посланник – был свидетелем относительно вас». Имеется ли в виду наш дольний мир или мир последующий? Будет ли умма мусульман свидетельницей в пользу пророков (мир ему) относительно народов, отвергавших или не признававших их и заявлявших: «не приходил к нам ни благовестник, ни увещеватель!» (Коран, 5:19).

Если так, то наша мусульманская умма в Судный День будет свидетельствовать в пользу пророков (мир им) относительно лжи народов, к которым их посылал Господь. Вместе с тем, уместно заметить, что не будет неправомерным допустить, чтобы свидетельская функция мусульман была бы в принципе актуальной и для нашего ближайшего мира, а не для одного лишь последующего.

Кстати, на верность такого допущения указывает и сам Священный Коран: «И усердствуйте ради Аллаха усердием, достойным Его. Избрав вас, Он не устроил для вас в религии никакой тяготы и еще во времена праотца вашего Ибрахима нарек вас мусульманами еще до этого и здесь, (то есть еще до ниспослания Священного Корана и, конечно же, в нем самом – прим. авт.), дабы Посланник был свидетелем о вас, а вы свидетелями о людях...» (23:78).

В контексте Корана арабское слово "муслим", буквально означающее "предавший себя с миром кому-либо или чему-либо", получает еще и дополнительную смысловую нагрузку в качестве одного из основополагающих терминов Ислама: предавший себя с миром Богу без каких бы то ни было условий, кроме одного - условия бесконечной благодарности и неколеблемой верности Ему.

Наконец, уместно, очевидно, еще отметить, что столь почетной функцией мусульмане облечены в силу замечательных свойств их уммы, о чем специально говорится в Священном Коране: «Вы явились лучшей из людских общин, поскольку побуждали к одобряемому, удерживали от предосудительного и веровали в Аллаха» (Коран, 3:110). Всевышний особым образом заостряет внимание мусульман на необходимости сохранять свое единство, прежде всего, именно в вере как основе и гарантии их неуклонного следования по правильному пути: «И поистине, это - ваша умма, умма единая, а Я — ваш Господь, бойтесь Меня!» (Коран, 23:52).

После проведенного анализа относительно понимания свидетельской функции мусульманской уммы, становится достаточно ясным понимание и положение Священного Корана о Пророке Мухаммаде (мир ему) как свидетеле в отношении ее самой, хотя один момент, очевидно, все же нуждается в своем уточнении, и связан он с непреходящим присутствием образа Пророка (мир ему) в сердцах и сознании мусульман, который предрек это в известном хадисе: «Я оставил вам то, с чем вы и после меня никогда не впадете в заблуждение, если будете крепко держаться того, - Книгу Аллаха и Сунну мою».

Таким образом Посланник Аллаха (мир ему) остается с нами и в нас благодаря Священному Корану и его Сунне, будучи свидетелем о нас. А как мы сами свидетельствуем в современную эпоху о нашей цивилизации?

Мусульмане создали исламскую цивилизацию, чистую и свободную от расовой дискриминации, от колонизации народов и их истребления, от судов инквизиции, загрязнения окружающей среды, уродования человека, унижения его перед своим Господом и перед самим собой. Мусульмане по достоинству прониклись пониманием сути цивилизации, постигли глубинный смысл их задачи как ее строителей и свидетелей одновременно.

Они воплотили аяты Священного Корана и хадисы Посланника Аллаха (мир ему) в образ жизни, в жизненную реальность. На основе своей веры, ее идейных и практических установлений они построили систему своего бытия, свою литературу, свое искусство. Они знали, как должны поступать, чтобы Посланник Аллаха (мир ему) продолжал оставаться для них свидетелем, а они - свидетелями для остальных людей.

Такое понимание и такое знание не исчезли и до наших времен. Они, конечно, могут сокращаться, ослабевать и даже оставаться как бы спящими в душах людей, в разных местах и в различных обстоятельствах. Тем не менее, мусульмане продолжают сохраняться, проявляясь то там, то здесь, но в целом, конечно же, нуждаются в своем повсеместном количественном и качественном усилении.

Абу Йааля в своем Сборнике хадисов «Муснад» приводит слова Пророка (мир ему), переданные Мус´абом ибн Сабитом со слов Хишама ибн Урвы, ссылающегося на своего отца, который слышал их из уст Аиши (да будет милостив к ней Аллах): «Аллах любит, когда кто-либо из вас, если берется за какое-либо дело, делает образцово».

Для примера можно вспомнить Ибн Муклу - основателя отличающегося своим совершенством искусства арабской каллиграфии. Сходные примеры можно привести из области мусульманской архитектуры, мусульманской живописи, искусства резьбы по дереву и гипсу (накш), ваяния из гранита, камня и других материалов; искусства мозаики, растительного декора, ковроткачества и изготовления одежды, а также искусства изумительной передачи цвета. Общепризнанное мастерство мусульман в перечисленных отраслях художественного творчества говорит не просто о совершенстве их искусства, но и о высочайшем уровне их знаний и общей культуры - об их замечательной цивилизации в целом.

Халиль ибн Ахмад показал внутреннюю музыку поэзии, разработав на такой основе правила аруда - науки о совершенной просодии, которой, в частности, отличается коранический текст, и в которой дополнительно проявились его совершенство и неподражаемая чудесность (и´джаз), недостижимые для поэтического творчества даже самых красноречивых арабов.

Можно и далее приводить многочисленные примеры того, как мусульмане на протяжении веков руководствовались хадисами нашего господина Посланника Аллаха (мир ему), касающиеся непременного требования проявления постоянного усердия во всякой деятельности. Например, возьмем хадис, который, со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах) передает аль-Бухари в «Книге смягчения сердец» («Китаб ар-рикак»), а Муслим - в связи с молитвой путников.

Когда Пророка (мир ему) спросили: «Какие дела являются самыми любимыми для Аллаха?» - он ответил: «Те из них, которые совершаются с наибольшим постоянством и усердием, если даже их будет немного». Муслим, комментируя хадис, добавил: «Члены семьи Мухаммеда (мир ему), когда приступали к какому-либо делу, исполняли его, проявляя настойчивость и усердие». В другом предании, приводимом Муслимом, говорится, что Аиша (да будет милостив к ней Аллах) ко всякому делу подходила с большим тщанием и ответственностью.

Непременное усердие и обязательность мусульман в их делах стали для них постоянным свойством, их отличительной чертой, порой даже чрезмерной. Можно вспомнить в этой связи, что произошло между Абдаллахом ибн Амром ибн аль-Асом во время его обсуждения с нашим Посланником Аллаха (мир ему) вопроса о постоянном посте.

В хадисе, выводимом аль-Бухари в «Книге поста» («Китаб ас-саум»), а также Муслимом, со слов Абдаллаха бин Амра бин аль-Аса, говорится: «Как-то Посланник Аллаха сказал мне: «О Абдаллах! Говорят, что днем ты постишься, ночью молишься». Я сказал: «Да, о Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Не делай так, постись, но и разговляйся; молись, но и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть право на тебя, и у глаза твоего есть на тебя право, и у жены твоей есть право на тебя, и у гостя твоего есть право на тебя; и, поистине, достаточно будет поститься тебе по три дня ежемесячно, ведь за каждое доброе дело воздастся тебе в десятикратном размере, что и будет равнозначно непрерывному посту».

Можно привести еще пример знаменитого мусульманского богослова ас-Суюти, который, достигнув сорокалетнего возраста, когда его перу уже принадлежало около трехсот книг, решил было отказаться от обучения людей и изолироваться от них, устав от их вечных обращений к нему за разъяснениями по самым разнообразным богословским вопросам. Но изменить своей привычке к постоянному напряженному научному труду он не мог. В итоге за остававшиеся ему еще двадцать лет жизни он написал столько работ, что их общее число достигло уже около семисот.

Мусульманам также широко известны слова Пророка Мухаммада: «К милосердным будет милосерден Милосердный Всевышний», «Будьте милосердны к тем, кто на Земле, и тогда к вам будет милосерден Тот, Кто на небесах». Эти слова подвигли мусульман на пожертвование имущества в виде вакфа на благотворительные цели в различной форме.

В Египте и Ираке мы обнаружили одну из форм вакфа в виде киоска для сбора пожертвований, установленного у самого входа на рынок. Таким киоском заведует пожилой человек, известный своим милосердием и щедростью, который периодически обходит рынок в поисках плачущего ребенка и выясняет причину его плача. Если тот потерял деньги, то хозяин киоска возмещает их ему, а если он разбил посуду, то покупает ему такую же, если уронил свои вещи и покупки, покупает ему такие же, чтобы не наказали его мать или отец по возвращении домой. Мусульманская цивилизация достигла такого высокого уровня в защите прав ребенка, его воспитании и заботе о нем, какого не достиг никто до сих пор.

Я здесь не стану распространяться об изобретениях и открытиях, сделанных мусульманами, и о том влиянии, которое они оказали на Европу, Индию, Китай и Африку, о том вкладе, который они внесли в развитие человечества. Все эти факты общеизвестны и никем не отвергаются.

Для нас важно прояснить те обстоятельства, которые лежат в их основе, и которые стали базой для такого развития, а также то, как мусульмане понимали установления священных текстов, как претворяли их в жизнь, воплощая их в ее реальность, и как, следуя подобным путем, они создали свою великую цивилизацию. Особого внимания в данном контексте заслуживает хадис о необходимости единения исламской уммы: «Вы должны быть единым сообществом».

До нас дошло не более двух тысяч хадисов, непосредственно содержащих в себе законодательные нормы, хотя вся Сунна насчитывает более пятидесяти тысяч хадисов. И вот из такого количества только две тысячи непосредственно касаются мусульманского права (фикх) и его установлений и правил их выполнения. Все остальные связаны с вероучением, моралью и нравственными ценностями, то есть как раз тем, что формирует человека, готового быть свидетелем в обоих мирах.

Другими словами, лишь около четырех процентов из общего числа благородных хадисов представляют собой законодательные нормы, а вся остальная часть касается вопросов формирования человека. Показательно, что сходная статистика прослеживается и в отношении Священного Корана - из общего числа его аятов, превышающего шесть тысяч, к законодательным относится не более пятисот.

У мусульман было ясное представление о человеке, о Вселенной, а также о жизни и проблемах бытия. В равной мере у них было ясное представление о ценностях - о добре, справедливости, красоте, благочестии, о знании, о том, что его источником является, с одной стороны — Божественное Откровение, а с другой - конкретное бытие человека, окружающая его действительность.

Те, кто отказывались от представлений об истинных ценностях, отвергали Откровение, теряли свое правильное представление и о самом человеке, о Вселенной и жизни как таковой. В итоге они создали уродливую, неуравновешенную, неполноценную цивилизацию, которая ежедневно занимается тем, что пытается совершенствовать себя, преодолевать постоянно обнаруживающиеся в ней недостатки, связанные, например, с абсолютизацией экспериментального знания и его местом и ролью в жизни социума, в объяснениии сокровенных тайн самого Бытия, в частности, вопроса о конечности дольнего мира, а с ним - и вопроса о конечности ближайшей жизни человечества.

Достаточно вспомнить, сколько растерянности повлекло за собой открытие черных дыр, которое вдруг с такой очевидностью и в очередной раз обнаружило всю относительность экспериментального знания, когда пришлось менять, казалось бы, незыблемые законы физики и математики, а с ними и сами представления о мире и бытии.

На таком фоне особенно значимыми оказываются незыблемые представления о мире и бытии, которых придерживаются мусульмане, руководствуясь знанием, данным им в Божественном откровении. Получается, что не они должны сверять свои представления о мире и бытии с тем, что добывает практическая наука, но она всякий раз должна убеждаться, что ее выводы согласуются с теми, которые вытекают из знания, даваемого Божественным Откровением.

Таким образом, вновь подтверждается верность коранического тезиса о том, что именно знание мусульманами системы истинных целей и ценностей, устанавливаемых Божественным Откровением, сохраняет за ними постоянную способность свидетельствовать о людях в обоих мирах.

Поистине, людские сообщества сегодня нуждаются в мусульманах как тех свидетелях о них, для которых оценочным критерием была и остается программа, предначертанная в Божественном Откровении, данном им в Священном Коране, и реализованная в Сунне Пророка Мухаммада и великой цивилизации, построенной мусульманами на таких великих основах. Эта цивилизация не умерла, пусть даже она каким-то образом сошла с первых планов и находится, так сказать, в дремотном состоянии, потеряв свою универсальную всеобщность.

Тем не менее, она не исчезла совсем. И мы должны возрождать и утверждать ее в современном мире через правильное воспитание и образование. Начинать же в таком великом деле мы должны в первую очередь с самих себя, помня, кто свидетельствует о нас перед Всевышним и людьми. Только при таком условии мы можем не просто возродить и развивать дальше нашу великую цивилизацию, но и восстановить нашу роль свидетельствующей общины.

Али Дж. М. Абд аль-Ваххаб

Опубликовано в научно-богословском сборнике «Рамазановские чтения» №» 2.
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph