Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

07.08.2007Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?

В Москве создается Центр партнерства цивилизаций

 

Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?

 

2 августа 2007 года на пресс-конференции в РИА Новости в Москве прозвучало дерзкое заявление о создании Центра партнёрства цивилизаций – причём, ни больше, ни меньше, как для выработки новой концепции миропорядка! Автор инициативы – известный в России и в исламском мире дипломат Вениамин Викторович Попов – выступает теперь в новом качестве.

Совсем недавно именно благодаря Попову, его дипломатическому мастерству и личному обаянию, Президент России осуществил прорыв в российско-исламских отношениях. Вениамин Викторович стал – впервые в истории нашей страны! – представителем РФ при ОИК (Организации исламская конференция), наладил беспрецедентно открытые и плодотворные связи практически со всеми странами исламской цивилизации.    Теперь он – дипломат в отставке. Но ведь недаром говорят: «дипломаты бывшими не бывают!» Свой уникальный опыт и связи Попов теперь реализует в статусе Директора по внешним связям Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования. Этот Фонд создан не просто для финансовой поддержки позитивных сил, но и для модернизационного рывка в российской умме, который должен вывести её из сложившегося за 15 лет стопора, породившего коррупцию и недееспособность, с одной стороны, и экстремизм, с другой стороны. Но задача Попова в этом Фонде – не эти внутрироссийские хирургия и профилактика, а – внешние связи, промывание прорубленного Путиным «окна в Азию».

«Хватит миру жить под дамокловым мечом страха!»

Однако, этих возможностей Попову мало. Всё-таки Фонд – подотчётная государству структура со своей стратегией и дисциплиной. А полностью реализовать свой гуманитарный потенциал можно именно в формах независимой общественной организации. Именно потому и учреждён новый Центр. Если сравнивать работу дипломата с творчеством художника, то теперь у Попова появилась собственная арт-студия, в которой он волен делать что угодно и воплощать свои заветные мечты. О чём же они?

Прежде всего - о мире на планете.

Мир хрупок: сам Попов в течение многих лет наблюдал нарастание зловещих тенденций, грозящих обрушить нашу цивилизацию. «В начале 21 века стало совершенно ясно, что концепция однополярного мира устарела, – говорит он. – Ситуация в мире становится всё более непредсказуемой, очагов конфликтов становится всё больше, а между Западом и исламским миром ширится пропасть непонимания. Если не будет сделано качественно новых шагов по примирению западной и исламской цивилизаций, то обстановка в мире станет просто критической. Обострится ситуация вокруг Ирака и Ирана, даст о себе знать афгано-пакистанский узел нерешённых проблем. Не затухает очаг ближневосточного конфликта. Запад просто недооценивает происходящие в этих регионах процессы. Но альтернативой нынешней жёсткой конфронтации Запада с исламским миром может стать создание новой концепции миропорядка», - считает Попов.

Следовательно, ради выживания и недопущения глобальных войн, недостаточен современный тип международных отношений и межгосударственных организаций – нужны новые подходы и новые механизмы не просто «отношений» или даже «диалога, альянса» цивилизаций, но именно Партнёрство!

«Мы все в одной лодке под названием Земля, и она грозит опрокинуться», - Попов всё чаще и чаще говорит не сложными терминами политологии, а яркими простыми образами-притчами.

Но чем же этот замысел отличается от прозвучавшей ещё в 2000 году идеи тогдашнего Президента Ирана Мухаммада Хатами, заявившего с трибуны ООН о необходимости «Диалога цивилизаций»? - спросили дотошные журналисты на пресс-конференции.

- Это прекрасная идея, - отвечал Попов, - но, увы, многие не услышали сути, прежде всего США, ибо её высказал Президент Исламской Республики Иран. Затем, как известно, в ином формате с концепцией «Альянса цивилизаций» выступили Турция и Испания, вскоре к ним присоединилась и Россия. Моё предложение не отрицает этих инициатив, но концентрируется на специфических возможностях России. Что это значит?

Нас в последние годы пытались втравить в межцивилизационные конфликты, но в результате мы осознали, что Россия – уникальное геополитическое образование, одновременно и Европа, и Азия, и Христианство, и Ислам, плюс ещё много бесценных составляющих, всего от 150 разных народов! Извините, но нашей культуре и государственности не 200 лет, как США, а уже более тысячи. Мы научились столетиями жить в сложнейшем обществе. Мы – «востоко-запад», как говорил Бердяев, «россияне должны быть примирителями», - утверждал Менделеев.

Это не значит, что всё внутри России было безмятежно и  нет трений ныне (вспомним ту же Чечню). Но мы научились – повторю это ещё и ещё раз! - жить столетиями вместе. Если спросить меня, с кем я чаще всего ссорюсь, то я честно скажу – с моей женой… с которой живу вот уже сорок лет! Так и народы России.

Не будем впадать в некое мессианство, но скажем прямо: все, кто говорит по-русски и живёт в России – это россияне с её многоуровневой цивилизацией. И мы можем показать это миру, а там, где идут конфликты – помочь их разрулить!

«Лучше 10 лет переговоров, чем 1 год войны!»

- Я всегда вспоминаю эти слова Андрея Громыко, - говорит Попов. – Потому работу нового Центра хочу нацелить на возрождение, укрепление, а где надо и обучение людей культуре переговоров. Вот первая сенсация, с которой мы выходим: 21-22 ноября мы проведём в Москве встречу арабов и евреев по вопросам разрешения ближневосточного конфликта. Евгений Максимович Примаков также содействует этому. Приедет много интересных людей с обеих сторон.

Чем же в целом займётся наш Центр? Конечно же, и теорией партнёрства цивилизаций, и конкретными делами. Планов много, назову лишь некоторые из намеченных на ближайшее время. С 2008 года в Петербурге планируем проводить месячные курсы для исламской молодёжи из разных стран (по 40-50 человек) для взаимного ознакомления. Пусть наша «европейская столица» станет внятной для молодых мусульман. Это мы решили сделать после удачно проведённого междунродного Летнего лагеря в Казани – при поддержке ИСЕСКО (исламский аналог ЮНЕСКО) и Президента Татарстана.

С самим ИСЕСКО подпишем план сотрудничества на 2 года – благодаря «пионеру в контактах России с ИСЕСКО» профессору Саиду Кямилеву.

В Петербурге будем сотрудничать с учеником Дмитрия Сергеевича Лихачёва – философом Александром Сергеевичем Запесоцким (Гуманитарный университет профсоюзов), с блестящей Наталией Сергеевной Черкесовой (ИА Росбалт).

Перечислить все международные проекты сейчас невозможно – так их много. А начнём мы работать после летних отпусков с осени. Скажу лишь, что в Москве и Петербурге по нашей инициативе выступит с лекциями такой выдающийся деятель современного Ислама, как экс-президент Малайзии Мухаммад Махатхир. А в крупнейшей стране Ислама Индонезии с нами будут работать как «Нахдат уль-Алама», представляющая 40 миллионов человек, так и «Мухаммадия» с её 30 миллионами членов. Осенью пригласим вас на презентацию первого в истории российско-оманского Сборника о толерантности.

Выступаем с инициативой регулярных программ о партнёрстве цивилизаций на телеканалах России: ждём на арабоязычном «Русия аль-Яум» авторскую программу профессора Бейрутского университета Сухейля Фараха, просим приглашать и его, и великого ученика великого Кондратьева профессора Яковца, и академика Сергея Капицу на ТВ «Культура» и «Russia today». В России - удивительный потенциал настоящих эрудитов и учёных, способных донести до зрителя самый актуальный материал про цивилизационный диалог, и он до сих пор не востребован!

Как быть с разжигателями вражды?

Об этом несколько раз спрашивали на пресс-конференции у Вениамина Попова. «Теперь уже я могу свободнее выразить свои впечатления и скажу, что появление Тони Блэра в качестве переговорщика – не самый лучший выбор. Неудавшийся политик – из-за Ирака! – что он сможет сделать на Ближнем Востоке!»

- А посоветуйте, как обществу реагировать, к примеру, на такие заявления. Известный режиссёр, директор «Мосфильма» Карен Шахназаров дважды в прессе заявил на днях: "Россия - страна православная. Кому не нравится, тот может найти другую страну. Прекрасно понимаю, что последние мои слова звучат крайне неполиткорректно, но что поделать?" Что гражданам России делать с таким публичным выражением, сделанным вне закона и против миллионов сограждан?

- Прежде всего, хочу приветствовать задавшего этот вопрос представителя Издательского Дома «Медина» из Нижнего Новгорода, где в последнее время складывается один из центров современной исламской мысли (как и христианской). Я высоко ценю вашу работу!

Что касается приведённых слов, то я их не знаю. Сам же я – сторонник большой терпимости.  «Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе!» Кто это сказал? Так учат и христиане, и мусульмане, и буддисты… Не надо в другом видеть врага. Более того – пытайтесь осуществить сказанное Вольтером: «Я с вами не согласен, но готов отдать жизнь за то, чтобы вы высказывали свои мысли!».

Проблемы вокруг Письма 10 академиков о клерикализации России – естественны. Они должны идти как постоянные дискуссии, мирно, спокойно, без оскорблений. Нельзя забывать обо всех народах и религиях России, о 20 миллионах мусульман нашей страны.

Вообще-то это сложная наука – научиться быть терпимым. Но другого пути – нет! Мы – граждане одной страны. Вспоминаю тут статью Осетинского в «Известиях» с полуфашистскими призывами. Тогда ведь дело было отправлено в суд. Не в курсе, доведено ли оно до конца – но такие дела надо… доводить.

Есть ли просвет? На что надеяться?

Да, казалось бы, заданный вопрос про режиссёра, изгоняющего миллионы граждан из своей Родины, не в прямой компетенции Вениамина Попова – но в России сложилась парадоксальная диспропорция: феноменальный прорыв в налаживании связей с исламским миром и… неотлаженность межнациональных и межконфессиональных отношений внутри страны. Об этом нельзя забывать – тылы у внешнеполитических добрых инициатив не защищены.

А инициативы блестящие! «Пятьсот лет мир был европоцентристским, но сейчас всё это кончилось, - ставит диагноз Попов. - А через 15 лет влиять на миропорядок будут другие государства – Китай, Индия, Бразилия. Ближайшие 5 лет могут стать годами наиболее плотного противостояния стран Запада и Востока, и этот переход будет опасным. Влияние Запада в мире будет уменьшаться, прежде всего из-за демографического фактора».

При этом у людей должна поменяться шкала ценностей. «Образ врага, - считает Попов, - должен уйти. Военные блоки – это также анахронизм. Силой нельзя решить никакие проблемы, и это доказали события в Ираке и в Ливане. Война вообще должна быть поставлена «вне закона». В партнёрстве нет «высших и низших» цивилизаций. Помните, как искренне оскандалился Берлускони, заявив при выключенном микрофоне (но это всё равно попало в прессу), что «исламская цивилизация несравнимо ниже европейской»!

Мы же хотим равноправного партнёрства, хотим сохранить все цивилизации. Представьте себе – вдруг всё на планете одинаково, и как это скучно! В живой природе всё разнообразно – и флора и фауна полны многообразия. Так и человечество.

К концу этого года мы планируем обратиться к Владимиру Путину с просьбой принять участие в нашем движении – не как Президента, а в качестве лидера какой-либо организации. Ведь его личная заслуга в новых отношениях с неевропейскими цивилизациями, в частности, с миром Ислама - очень высока. И это была его собственная идея - о присоединении России к ОИК. В итоге мы получили уникальный шанс.

Авторитет Путина лично и России в целом высок в исламском мире - нам верят! Несмотря на Чечню и Афганистан, мы воспринимаемся мусульманами мира как дружественная страна. Это наш мощный ресурс для воплощения идей многополярного мира и равного партнёрства цивилизаций!

Сергей Маркус, Москва

От Редакции: Мы уже размещали на нашем сайте анонс презентации Центра партнерства цивилизаций и коментарий мусульманского деятеля Поволжья -
https://muslims-volga.ru/?id=405

 

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph