Поиск по сайту:
Регионы ПФО
 В Институте стран СНГ обсудили проблему религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
 В Академии наук РФ прошел круглый стол на тему «Функционирование мусульманских религиозных организаций в России (история и современность)»
 Фактор социального служения в исламе
 Граница России стала проницаемой для религиозного радикализма
 Методологический подход к начальному сегменту исламского образования
 Принципы работы исламских банков: принцип мудараба
 Среди россиян гораздо больше тех, кто осуждает антиисламский фильм, чем тех, кто не считает его предосудительным
 В России мусульманская молодежь религиознее старших поколений
 Россия и исламский мир: основные проблемы и перспективы сотрудничества
 Ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию
 Проект концепции «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития»
 Инновационные формы работы с молодежью по профилактике терроризма и экстремизма
 Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
 Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма
 Альянс ваххабизма и национал-сепаратизма в Татарстане и «русский вопрос» в регионе
 «Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны
 Российские исламисты нашли родных «братьев»?...
 Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организации, зарубежное влияние
 Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана
 Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?
 Радикалы и фанатики рвутся в Поволжье
 Радикальный исламизм и национализм в Республике Татарстан: конфликтный потенциал в условиях роста протестных настроений в обществе
 Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом
 Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения
 Ваххабизм в Нижнекамске: фундаментализм, деньги, бюрократия
 Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)
 Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение
 IV Всемирный форум татарской молодежи
 Эксперт: Исламским СМИ нужно помогать, но не всем
 Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала
 Наиль Набиуллин и Союз татарской молодежи: закат молодежного татарского национализма?
 Перспективы движения Нурджулар в России
 Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор
 Новые джадиды
 Россия и западный «дух неприязни»: на примере позиции Евросоюза и США в отношении Южной Осетии
 Иран и Израиль: борьба за региональное лидерство
 Татарстанский эксперт: мусульмане бегут от Равиля Гайнутдина
 Еврейская община Бухары и Самарканда на современном этапе
 Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества поможет России вернуть свои позиции в исламском мире, - эксперт
 портал "Умма" о некоторых итогах работы IV Евразийского научного форума в Казани
 Турецкое влияние на постсоветском пространстве: взгляд из Казани
 Раис Сулейманов: Власти Татарстана должны решить языковую проблему хотя бы из чувства самосохранения
 Информационная безопасность российской уммы
 Пятая сила российского ислама
 Другое лицо ислама
 Эксперт: начало внутриисламского диалога потребовало уточнения понятий
 Роман Силантьев: Что стоит за "отчетной модернизацией" Совета муфтиев России
 Раис Сулейманов: Избрание муфтия Татарстана - шанс для всей российской уммы: мнение
 Яна Амелина: «Настоящий мусульманин не станет радикалом»
 «Вилаят Идель-Урал»: начало салафитиxзации Татарстана по северокавказскому сценарию
 Раис Сулейманов: Всероссийское мусульманское совещание не изменило отношения к Равилю Гайнутдину: мнение
 Али Вячеслав Полосин: «Преступное сектантство никогда не станет нормой жизни!»
 Выступление полномочного представителя Президента РФ в ПФО Григория Рапоты на международной конференции «Россия и исламский мир: история и перспективы цивилизационного взаимодействия»
 Выступление Григория Алексеевича Рапоты - полномочного представителя Президента РФ в ПФО на встрече с председателями духовных управлений мусульман регионов ПФО
 На пути восстановления прерванных связей времён и поколений
 Талгат Таджуддин о задачах развития мусульманского образования в России
 Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений
 Выступление В.Ю.Зорина на конференции "Роль СМИ в межкультурной коммуникации"
 Проект Федерального закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
 Председатель Духовного управления мусульман Пермского края об объединении российских мусульманских структур
 В России сложилась своя модель ислама
 Положение о научно-консультативном Совете при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Концепция проекта федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
 Состав научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма
 Выступление заместителя полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорина на Международной конференции «Ислам победит терроризм» (Москва, 3-4 июля 2008 г.)
 «Легче запретить, чем разобраться». Как в Турции смотрят на наше «дело нурсистов-гюленовцев»?
 Тимур Юсупов: Европейская Медина и абдуллы ибн саламы наших дней
 А.В. Малашенко: "Ислам во внешней политике России"
 Исламская цивилизация: роль мусульман как свидетельствующей общины
 "Исламский вектор во внешней политике современной России: технология прорыва".
 Политическая партия «Джамаат-аль-Исламий» и ее роль в социально-политической жизни и исламизации Народной Республики Бангладеш.
 Концепции национального и исламского государства в Южной Азии.
 Сделает ли Вениамин Попов все цивилизации – партнёрами?
 Абдулбари Муслимов: чему учат мусульманскую молодёжь России?
 А.Б. Юнусова: "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России"
 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

10.07.2007 Вениамин Попов о влиянии исламского фактора на внешнюю политику РФ и о концепции "конфликта цивилизаций" (интервью сайту "Мусульмане Поволжья")

Интервью с Поповым1) Как Вы оцениваете влияние «исламского фактора» на формирование и осуществление внешнеполитического курса России?
- «Исламский фактор» безусловно оказывает серьезное влияние на внешнюю политику России. Это естественно и обусловлено тем, что в нашей стране, по разным данным, проживает от 14 до 20 млн. мусульман. Все они граждане России и, разумеется, их настроения учитываются в процессе внешнеполитического планирования.
Мы исходим из того, что «исламское направление» является одним из приоритетов в российской внешней политике. Число мусульман в мире составляет почти 1,5 миллиарда, и проживают они во многих странах, в том числе в странах бывшего Советского Союза - ближайших соседей России.
Со многими исламскими государствами у нас исторически сложились отношения, которые можно охарактеризовать как стратегическое партнерство. Среди них — страны Ближневосточного региона, который является для Российской Федерации важным с точки зрения обеспечения ее интересов в мире. Существенно его значение и для поддержания глобального равновесия.
Все это обуславливает наше повышенное внимание к «исламскому фактору» как внутри самой России, так и на международной арене. Именно поэтому, как Вы знаете, Министром иностранных дел проводятся регулярные встречи с представителями мусульманского духовенства.
В августе 2003 года в Малайзии Президент России Владимир Путин выступил с исторически важной инициативой о присоединении нашей страны к Организации Исламская конференция. На первых порах в качестве наблюдателя. Почему эта инициатива историческая? В течение долгого времени ход международных отношений во многом определяло идеологическое противостояние СССР и США. Другие факторы отходили на второй план.
Со временем становилось все более очевидным, что религия имеет гораздо более глубокие и прочные корни, значение которых недопустимо игнорировать; сейчас идет своеобразный духовный ренессанс России.
Президент В.В. Путин, выступив с этой инициативой, не только гарантировал права религиозных меньшинств, в частности, мусульман - а применительно к России речь идет о 20 миллионах человек. Сама идея христиано-мусульманского содружества сплотила нашу страну, стала фактором единения и крепости внутреннего фронта. И именно Путин придал ей второе дыхание, определив вектор нашего развития на многие годы вперед.
Присоединившись к ОИК, Россия смогла не только не допустить столкновения с исламским миром (чего добивались и на что рассчитывали многие наши недоброжелатели, подтверждение тому, в частности, - события в Чечне), но и сумела наладить очень хорошие отношения с мусульманскими странам: в составе ОИК их 57. Последние несколько лет я непосредственно вплотную занимался вопросами поддержания связей с ОИК и с удовлетворением и с уверенностью вправе сказать - мы многого добились. Это показал, в частности, исторический визит Президента Путина в Саудовскую Аравию в феврале этого года — впервые глава российского государства прибыл на родину ислама. У нас открылись действительно хорошие перспективы развития отношений с мусульманскими странами в различных областях - политике, экономике, культуре.
В России созданы структуры, само появление и деятельность которых говорят о том, что этот курс у нас «всерьез и надолго». В первую очередь речь идет о Комиссии по развитию экономических связей со странами OИК во главе с заместителем премьер-министра, а также о Фонде поддержки исламской культуры, науки и образования, который возглавляет бывший премьер-министр, авторитетнейший российский востоковед академик Евгений Примаков, о впервые появившемся в России центре арабских и мусульманских исследований. А также о новом Центре партнерства цивилизаций, созданном недавно в МГИМО (У) МИД России по инициативе ректора Университета Анатолия Торкунова.
Под воздействием инициативы Владимира Путина кардинальные изменения произошли и в духовной жизни нашей страны. Но глазное - это, пожалуй, внешний фактор: в исламском мире Россия воспринимается как могучее дружественное государство.
2) Каково Ваше отношение к концепции неизбежности конфликта цивилизаций в XXI веке?
•- Прежде всего, мы должны исходить из того, что уже само по себе теоретическое моделирование «конфликта цивилизаций» несет определенный деструктивный смысл.
Сейчас я полагал бы нецелесообразным сосредотачиваться на примерах, ставящих, мягко говоря, под сомнение теорию г-на Хантингтона. Однако хочу заметить, что Россия является как раз одним из наиболее ярких образцов вовсе не «столкновения», а «партнерства» цивилизаций.
Следует помнить, что источником всевозможных конфликтов является сам человек. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы не допустить столкновений и войн. При этом, конечно же, мы должны отстаивать свои интересы на международной арене. Этот процесс подчас бывает трудным. Но это - нормальное явление. Единственный выход из такой ситуации - равноправные, честные переговоры, основанные на взаимном интересе, доверии и стремлении решить проблему
Известная с самых давних времен прекрасная и вполне, на наш взгляд, реалистичная и перспективная идея диалога цивилизаций продолжает переживать кризис, причин которому немало. Но одну из них, думается, надо отметить особо: стремление западных политологов навязать свое видение мироустройства, свои представления этических, моральных ценностей исламским государствам, бесконечные и подчас бесплодные споры, развертывающиеся на встречах и конференциях по поводу известной концепции «столкновения цивилизаций» американского профессора С. Хантингтона. Так, превосходный по существу проект Испании и Турции об «Альянсе цивилизаций», к сожалению, сталкивается с большими трудностями и сопротивлением.
Нам представляется, что одним из краеугольных в политике РФ должно стать направление партнерства цивилизаций. В нашем понимании это будет развернутое на обновленном видении мира широкое общественное движение, в котором приняли бы участие политики и общественные деятели, представители делового мира, ученые, деятели культуры, представители, духовенства и интеллигенции, молодежь - словом все, кому небезразлично будущее нашей планеты. Попытки действовать в XXI веке методами XIX века не только бесперспективны, но и контрпродуктивны.
Россия постоянно декларирует этот тезис в качестве одного из основополагающих при проведении своей внешней политики. Мы намерены проводить эту линию и в дальнейшем. Действуя в таком ключе с нашими зарубежными партнерами, мы обеспечим глобальное равновесие и мирное сосуществование разных народов и культур.
Посол
по особым поручениям В.В. Попов
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph