Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

Выступление Хузина Мухаммедгали-хазрата – председателя идарата (исполкома) Российской ассоциации исламского согласия, председателя Духовного управления мусульман Пермского края

Выступление Хузина Мухаммедгали-хазрата – председателя идарата (исполкома) Российской ассоциации исламского согласия, председателя Духовного управления мусульман Пермского края. Стенограмма. Пенза, 19 марта 2011 г.

Уважаемый Григорий Алексеевич, уважаемые коллеги!

Сердечно приветствую всех присутствующих от имени председателя Российской ассоциации исламского согласия, муфтия Ставропольского края Мухаммеда Хаджи Рахимова, он сейчас находится в зарубежной поездке и к концу следующей недели вернется.

Благодарю руководство полномочного представительства в Приволжском федеральном округе за ту последовательную работу, которую Вы ведете,  Григорий Алексеевич.  В самом деле, этот круглый стол – традиция, это уже знаковое явление. В регионах находятся в ожидании очередного совещания, где определяются тренды, дается импульс в работе на ближайшее время. 

Российская ассоциация исламского согласия – новая организация, она возникла только в декабре прошлого года и буквально в эти дни получила официальную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации. Учредителями выступили религиозные организации пяти субъектов Федерации, расположенных на территории четырех федеральных округов. Основную базу Российской асоциации исламского согласия составили духовные управления мусульман, работавшие в последние годы практически в автономном режиме. Сегодня таких духовных управлений по России около двадцати. Им нужно было определенным образом структурировать и вложить в общую копилку свои дела, поэтому было принято долгожданное решение о начале объединения разрозненных духовных управлений мусульман.

Мы уже проводим большую работу по упорядочению ряда проектов. Приоритетным направлением деятельности новой организации становится работа с молодежью, молодежная политика.

Во всех духовных управлениях, входящих в новую организацию, созданы и успешно действуют советы глав диаспор, которые способствуют не только улучшению и гармонизации межэтнических и внутриконфессиональных  отношений, но и успешно содействуют интеграции этнических групп в общий социум на территории региона.

У нас даже выработался такой специальный термин «интернациональное мероприятие». Если мы проводим Уразу-байрам, Курбан-байрам, празднование дня рождения Пророка Маулид-байрам, любые другие мероприятия, то практически все они у нас проходят в интернациональном режиме.

Целиком и полностью поддерживаю предложение уважаемого Верховного муфтия Талгата-хазрата Таджуддина о многоступенчатости образовательной системы. Хочу добавить со своей стороны, что на базе Пермского муфтията выработана именно такая система  многоступенчатого образования. Мы взяли за основу детский садик, в дальнейшем учредили общеобразовательную мусульманскую гимназию, и после этого - среднее профессиональное духовное учебное заведение. В дальнейшем мы ориентируемся на работу федеральных университетских образовательных центров, которые базируются в Уфе, в Казани, в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге. Многие годы ведем сотрудничество со Смольным институтом Санкт-Петербургского госуниверситета, Нижегородским  госуниверситетом, Московским государственным лингвистическим университетом, другими научно-образовательными учреждениями. И для регионов там, пусть в небольшом количестве, но уже готовятся специалисты-востоковеды и специалисты, занимающиеся регионалистикой.

Предложил бы унифицировать информационное пространство. Поддерживаю мнение Дамира-хазрата Мухетдинова о том, что интернет-пространство официальными духовными управлениями мусульман, мягко выражаясь, мало охвачено.

Мы  осуществляем мониторинг ситуации в интернете. Ежемесячно в русскоязычном интернет-пространстве появляется от пятнадцати до двадцати новых сайтов экстремистского толка. Их время от времени специальные группы МВД и ФСБ отслеживают, закрывают, блокируют и тому подобное. Но каждый месяц вновь возникает до двадцати новых сайтов с различными комментариями, толкованиями, конкретными пропагандистскими целями и тому подобное.

Безусловно, нужно поддержать духовные управления мусульман в создании официальных сайтов для того, чтобы они могли выражать свою позицию – это раз.

Второе. Для того чтобы мы могли полноценно работать в этом пространстве, следовало бы использовать ресурсы университетских центров, на базе которых стоило бы открывать специальные богословские, религиоведческие, специализированные сайты для того, чтобы выражать мнение традиционного отечественного просвещенного Ислама. 

Что касается вопроса о запрете на некоторые религиозные книги, то у нас, татар, есть пословица: «Есть вина и у лошади, есть и у упряжки». Сегодня насчитывается более 150 наименований различной исламской и околоисламской литературы, которую стоило бы запретить за явный экстремизм. Это, безусловно, нужно делать, поскольку мы являемся правовым государством. Многие страны ближнего зарубежья (и мы можем этим гордиться) ориентируются в своем законодательстве на нашу законотворческую деятельность, на законодательство Российской Федерации. При этом, наверное, необходимо улучшить и работу экспертного сообщества, экспертных советов.

Поддерживая инициативу по возрождению и усилению роли университетских образовательных центров, считаю, что их главная цель -  воссоздание, возрождение отечественной богословской школы. К сожалению, ее достижения периода Российской империи были утрачены за двадцатый век. Сегодня появилась база для ее воссоздания, нужно продумать пути работы в этом направлении.

Сегодня задается вопрос о том, изжили ли себя или по-прежнему востребованы  духовные управления мусульман в регионах.  На наш взгляд,  сейчас без духовных управлений осуществлять религиозную политику в регионах было бы просто невозможно. Поэтому, безусловно, стоит поддерживать деятельность духовных управлений мусульман, прежде всего,  традиционного направления.

Если государство поддерживает не столько само духовное управление как институт и лично самого муфтия, но их инициативы, направленные на увеличение роли российского традиционного ислама, их социальные, гуманитарные, просветительские, молодежные программы, такая целевая поддержка приносит и принесет в дальнейшем большую пользу.

Есть выражения «духовная власть» и «светская власть». В обоих случаях присутствует слово «власть».  Насколько будет  сильна на местах духовная власть, настолько же будет сильной и общая власть на этих территориях.

Пользуясь случаем, хочу сказать, что с 2007 года активная работа Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования приносит добрые плоды. Упорядочена и систематизирована деятельность многих мусульманских религиозных организаций. Эту работу следует продолжать и всячески поддерживать.

Думаю, что вместе мы достигнем положительных результатов и подвижек в нашем деле. Спасибо большое.

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph