Мусульмане Поволжья

Выступление Дамира-хазрата Мухетдинова – первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Европейской части России и Совета муфтиев России, ректора Нижегородского исламского института имени Фаизханова

Выступление Дамира-хазрата Мухетдинова – первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Европейской части России и Совета муфтиев России, ректора Нижегородского исламского института имени Фаизханова, председателя Совета улемов Духовного управления мусульман Нижегородской области. Стенограмма. Пенза, 19 марта 2011 г.

Уважаемый Григорий Алексеевич! Уважаемые участники сегодняшней встречи!
Позвольте, прежде всего, от имени председателя Совета муфтиев России шейха Равиля-хазрата Гайнутдина поприветствовать и поблагодарить вас за организацию этой встречи.
Как сегодня уже сказал Григорий Алексеевич, революционное потрясение в странах арабского мира, межнациональные конфликты в России и в странах СНГ показывают нам, что блаженны миротворцы. Не случайно на встрече с членами Общественной палаты Российской Федерации 20 января Президент Российской Федерации сказал: «Еще один вопрос, крайне сложный и исключительно важный для нашей страны: поддержание гражданского мира в нашем государстве, гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия. Это не только обязательное условие модернизации нашего государства, это само собой разумеется, я даже об этом не хочу рассуждать. Это просто обязательное условие сохранения нашего государства в том виде, в котором оно сегодня существует».
В год двадцатилетия распада нашего Союза, который казался столь стабильным, как друзьям, так и врагам, мы не должны забывать, что никакие реформы невозможны без внутреннего мира и согласия.
В Уфе на встрече с руководителями национально-культурных объединений Башкортостана Президент указал: «Даже события конца прошлого года показали, что в нашей стране нельзя забывать о необходимости работать в вопросе межнационального единства». Не случайно, что глава государства и Председатель Правительства нашей страны постоянно регулярно посещают мечети, встречаются с лидерами национальных организаций. В бытность Президентом Владимир Путин выступал на Третьем Всемирном конгрессе татар в августе 2002 года.
Сегодня, после событий на Манежной площади во многих регионах так и не прошли встречи их лидеров с руководителями национально-культурных и религиозных организаций. А ведь нам есть что сказать друг другу. В этом смысле, Григорий Алексеевич, я просил бы Вас обратить внимание на Нижегородскую область. К сожалению, там ни с губернатором, ни с представителями мэрии не было ни круглых столов, ни конференций, никакого иного другого обсуждения вопросов, несмотря на то, что Президент заострил на этом особое свое внимание.
Мы много встречаемся с представителями молодежи. Юность всегда исповедует более радикальные взгляды. Она ищет справедливости и верит в простые пути разрешения проблем. При этом сегодняшнее молодое поколение хорошо образовано и стремится самостоятельно искать истину. С верующей молодежью надо работать упорно и повседневно. Как сказал Президент на заседании Национального антитеррористического комитета во Владикавказе 22 февраля 2011 года: «По поводу работы с верующими. Это очень важное направление. Как этим заниматься? Нужно общаться со всеми верующими и, безусловно, общаться и с теми, кто не согласен - с ними тоже надо работать, с теми, кто придерживается иных взглядов».
Сегодняшние мусульмане активно читают газеты и журналы, занимаются с информацией на сайтах, изучают учебную литературу. При этом, к сожалению, газеты и сайты у многих муфтиятов либо вообще отсутствуют, либо посвящены местной «светской хронике» ДУМов. А ведь на встрече с муфтиями и руководителями регионов Северного Кавказа 28 августа 2009 года в Сочи Президент Д.А.Медведев поставил следующие задачи: «В отношении работы в средствах массовой информации в Интернете… это сложная очень работа, но вести ее необходимо, потому что она у нас выглядит пока очень слабо. Если говорить о влиянии на умы экстремистских сайтов и нормальных сайтов, которые объясняют природу ислама, догматы…, то… это будет не в пользу такого рода сайтов, которые у нас созданы, в том числе и в соответствующих университетах. Эту работу нужно усилить, потому что мы никого не заставим отказаться от интернета». Если отдельные муфтияты не способны создать свои информационные сети, то необходима координация в рамках изданий Советов муфтиев России, издательства концерна «Медина». Для радикалов не существует границ субъектов Федерации, не должны страдать «местечковостью» и мы.
Как указывает Президент Д.А. Медведев, молодежи на местах нужно дать представление о том, что правильно и неправильно с точки зрения догматики и религиозной литературы. К сожалению, в этом вопросе все более усиливается путаница. Наряду с действительно экстремистскими изданиями под запрет стремятся поставить сборники хадисов, труды российских муфтиев, учебники аккредитированных государством вузов. Иногда дело доходит до комизма: к трудам Габдуррахима Утыз-Имяни не имела претензий цензура времен Николая Первого, а ведь его цензурный устав называли «чугунным». Рост судебных запретов на лояльные властям издания порождает неверие к режиму среди молодежи и опять-таки толкает ее в руки экстремистов на их сайты. Наверное, как и православная церковь, Совет муфтиев России имеет право определить рекомендованные издания. И если к ним возникнут претензии, то пусть они решаются в судебном порядке в столице нашей Родины по месту расположения издательств и места жительства авторов, а не в оренбургской глубинке.
Радикализации молодежи способствует и слабый уровень преподавания богословских, да и в целом общественных дисциплин в российских медресе. Мы высоко оцениваем подвиг тех людей, которые восстановили исламские институты в России, но сейчас судьба Российской уммы решается не количеством приходов, а качеством обучения и богословских дискуссий. Цена вопроса даже не в деньгах, а в общей стабильности ситуации и в человеческих жизнях. Опыт Северного Кавказа должен быть для всех нас жестоким антипримером. Время бывших научных коммунистов, выпускников ПТУ, средних медресе и религиозных курсов прошло. Это лучше всего показала отставка муфтия Татарстана в декабре прошлого года: «почти идеальная модель» не спасла от радикализации и от осуждения почти ста человек по обвинению в экстремизме.
Растет число осужденных и уже просто убитых радикалов и в Башкортостане. Но они взялись за оружие не в один день. Значит, нужно не допускать появления новых радикалов, работать с молодежью. Как сказал Президент Д.А. Медведев во Владикавказе: «Преступниками они становятся, когда берут в руки оружие или занимаются пособничеством тем, кто совершает преступления. До этого момента они, безусловно, обычные российские граждане».
На мусульманские вузы российское государство уже израсходовало сотни миллионов рублей. Но каков их КПД? Где рожденные ими новые Зайнулы Расули и Ризы Фахретдины, Габдулы Тукаи и Мажиты Гафури, Садри Максуди и Заки Валиди, весь цвет татаро-башкирской мысли и культуры? Где изданные ими учебники по богословским дисциплинам, где богословские журналы? Может быть, настало время аудита со стороны государства, пока вместо Счетной палаты не выступили салафиты, ваххабиты?
Пока молодежь, получившая образование в России, проигрывает дискуссии выпускникам зарубежных вузов. Значит, нужно работать с ними: изолировать радикалов, договариваться с колеблющимися, предоставлять простор для действий лояльным России и российской уммы деятелям.
Отсутствие единства российских муфтиятов, появление параллельных ДУМов в ряде регионов подрывает саму легитимность института духовных управлений. Возможно, стоило бы дать возможность отойти от активной деятельности ряду муфтиев, при условии гарантии их благополучия и решения финансовых вопросов. Этот вариант безболезненней всего прошел на Нижегородчине. Ушел в отставку уже и муфтий Татарстана. Ожидаются аналогичные действия ряда других муфтиев. Оставшиеся плотнее занялись бы совместной созидательной деятельностью.
Замечу, что институт не связанных между собой региональных муфтиев кажется многим чуть ли не последним напоминаем об эпохе суверенитетов девяностых годов. Но ведь эта эпоха уже закончилась.
Верующих на местах гораздо больше беспокоят не перепалки ДУМов, а возможности для строительства мечетей и мусульманских культурных центров, запреты литературы. Причем, эти проблемы затрагивают именно лояльных мусульман. Экстремисты перенесли свои сети в Интернет, на подпольные явки. Традиционалистам же нужны легальные места для молитвы и обучения. Вдобавок легальные мечети и центры для эмигрантов должны способствовать приему и адаптации прибывающих тружеников, преимущественно выходцев из Средней Азии и Закавказья. Мегаполисы, да уже и маленькие города и села Приволжского федерального округа переживают резкое увеличение числа выходцев из зарубежья.
Многие привозят свои семьи, получают российское гражданство и оседают здесь навсегда. С этими выходцами зачастую из весьма социально и политически неблагополучных регионов также нужно работать. Непонимание мигрантами российских реалий во многом рождает ксенофобию, и не только у русских.
Я обозначил те проблемы, с которыми сталкиваюсь в повседневности. Думаю, что аналогичные сюжеты затрагивают все регионы ПФО. Для российских религиозных деятелей существует большое количество богословских, просветительных, социальных проблем. Поэтому им вряд ли стоит ввязываться в дела политические. Впрочем, мусульманские религиозные лидеры по всему Дар уль-Ислам, включая Россию, создали большую практику и в политической деятельности, в том числе в Государственной Думе Российской империи.
Но нам хотелось бы решать свои проблемы вне политической арены. Для обсуждения всего вышеуказанного комплекса проблем 24 марта в Москве, впервые с 1917 года, созывается Всероссийское мусульманское совещание. Наряду с лидерами ДУМов, оно будет включать в себя представителей ветвей власти, бизнесменов, ученых, деятелей искусства. Российской мусульманской элите нужно научиться самостоятельно решать свои проблемы, а то за нее их будут решать другие лица.
Благодарю за внимание.

Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Копировать | Печать | Закрыть