Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

01.11.2010Предписанные обязательные условия хаджа

Насчитывается три предписанных элемента хаджжа, без которых его совершение будет недействительным:

1. Вхождение в состояние ихрама

Вхождение в состояние ихрама подразумевает принятие соответствующего намерения (нийат), после чего необходимо сразу же приступать к произнесению тальбийи. Вхождение в состояние ихрама, именуемое «хурмат аль хаджж»[1], можно сравнить с состоянием человека в начале молитвы, именуемое «хурмат ас салят» после принятия им соответствующего намерения и произнесения «такбират аль ихрам». Вместо произнесения тальбийи разрешается поминать Аллаха Всевышнего любым иным способом. Кроме того, произнесение тальбийи заменяет собой обвязывание веревками шей жертвенного скота, который гонится в Мекку. Арабы обычно привязывали к шеям верблюдов, которых они гнали к Священному Дому Аллаха, специальные метки, указывающие на то, что эти верблюды предназначены для заклания во время посещения Каабы. Об этих метках упоминается в том айате, где сказано: «О те, кто уверовал, не нарушайте неприкосновенность ни знаков Аллаха, ни запретного месяца, ни жертвенного скота, ни повязок (на шеях таких животных)…» (Коран, 5:5).

Необходимым условием действительности состояния ихрама является отказ от вступления в половую связь до дня стояния (вукуф) на ‘Арафате для тех, кто совершает хаджж, или до обхода Каабы для совершающих умру. Если паломник совершит половое сношение до дня стояния на ‘Арафате, его хаджж станет недействительным. В подобном случае следует принести в жертву овцу и продолжать все необходимые обряды, как паломник совершал бы их, если бы его хаджж не стал недействительным, а в будущем — возместить это паломничест во. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что однажды Посланнику Аллаха задали вопрос о человеке, совершившем половое сношение со своей женой в то время, когда оба они находились в состоянии ихрама и совершали хаджж. В ответ на этот вопрос Пророк сказал: «Им следует принести жертву, продолжить совершение (обрядов) хаджжа и совершить хаджж (заново) в следующем году» (Абу Дауд; аль Байхаки). На необходимость этого указывают и слова целого ряда сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

Хаджж того, кто совершит половое сношение после стояния на ‘Арафате, но до того, как он обреет голову, не станет недействительным, однако в качестве искупления такому паломнику следует принести в жертву верблюда. Указанием на действительность такого хаджжа служат слова Пророка : «Завершится хаджж того, кто примет участие в стоянии на ‘Арафате». Что касается принесения в жертву верблюда, то указание на это имеется в «Муватта» имама Малика. В этом своде хадисов приводится сообщение о том, что Ибн ‘Аббасу, да будет доволен Аллах ими обоими, задали вопрос о человеке, который во время пребывания в Мине вступил в половую связь со своей женой до совершения обхода Каабы, и Ибн ‘Аббас велел ему принести в жертву верблюда. Если человек совершит половое сношение после бритья головы, но до совершения обхода Каабы, ему следует принести в жертву овцу. Объясняется это тем, что сразу после бритья головы человек считается частично вышедшим из состояния ихрама, а запретным остается только вступление в половую связь. Поэтотму для искупления данного нарушения достаточно принести в жертву овцу.

Если паломник, находящийся в состоянии ихрама и совершающий умру, вступит в половую связь до совершения обхода Каабы, его ‘Умра станет недействительной. В подобном случае ему следует завершить все необходимые обряды, принести в жертву овцу и возместить эту умру в следующий раз. Если паломник вступит в половую связь после обхода Каабы, но до совершения ритуального бега (са‘й) между холмами ас Сафа и аль Марва и бритья головы, его ‘Умра недействительной не станет, однако во искупление этого он должен будет принести в жертву овцу. Сообщается, что Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, спросили, может ли вступать в половую связь со своей женой тот, кто совершил обход Каабы, но не пробежал между ас Сафой и аль Марвой. В ответ на это Джабир сказал: «Пусть ни в коем случае не приближается к (жене), пока не пробежит между ас-Сафой и аль Марвой!» (Аль-Бухари).

Паломнику, который вошел в состояние ихрама, разрешается выйти из него только после совершения тех обрядов, ради которых он надел ихрам. Исключением является такой случай, когда после вхождения в состояние ихрама для совершения хаджжа человек в силу тех или иных обстоятельств не может совершить его. Такому паломнику следует выйти из состояния ихрама после совершения умры. Если же паломника что то задержит в пути и он не сможет добраться до Мекки, тогда он должен выйти из состояния ихрама после заклания жертвенного скота и обязательно возместить паломничество, ради которого он надел ихрам, в будущем. Объясняется эхто тем, что выход из состояния ихрама без совершения соответствующих обрядов допускается шариатом лишь при условии заклания жертвенного скота и возмещения прерванного паломничества в будущем, так как в Коране сказано: «Завершайте хаджж и умру ради Аллаха, а если вы будете задержаны, (принесите в жертву) столько скота, сколько сможете» (Коран, 2:196).

Этот айат указывает на то, что необходимо оставаться в состоянии ихрама даже в случае совершения того, из-за чего паломничество становится недействительным, о чем речь уже шла выше. Так, например, когда в год аль Худайбийи курайшиты преградили Пророку путь в Мекку и помешали ему совершить умру, он вышел из состояния ихрама после заклания жертвенного скота и возместил прерванную умру на на следующий год, то есть в седьмом году хиджры, в силу чего эта ‘Умра и была названа «умрой возмещения» (‘Умрат аль када’).

Что является запретным в состоянии ихрама

Находясь в состоянии ихрама, паломник должен избегать нарушения целого ряда запретов, которые именуются «махзурат аль ихрам» и действуют вплоть до выхода из этого состояния. Эти запреты перечислены ниже.

Вступление в половую связь «рафас», совершение грехов и ведение споров.

Все это является запретным для паломников, так как Аллах Всевышний сказал: «Хаджж (совершается в) известные месяцы, и тот, кто решит совершить хаджж в (это время), не должен ни сближаться с женщиной, ни совершать прегрешений, ни вступать в споры во время его (совершения), а о том, что из благого вы делаете, Аллаху известно. И делайте запасы (в дорогу), лучшим же запасом является богобоязненность…» (Коран, 2:197).

Словом «рафас» обозначается не только совершение полового сношения, но также произнесение непристойностей или упоминание о совокуплении в присутствии женщин. Что же касается грехов, то совершать их вообще запретно, но еще более запретным это является для паломников, находящихся в состоянии ихрама.

Охота

Паломнику, который находится в состоянии ихрама, запрещается убивать дичь, указывать на нее другим или исполнять обязанности проводника во время охоты, так как в Коране сказано: «О те, кто уверовал, не убивайте дичь, когда находитесь в состоянии ихрама, а тому из вас, кто (сделает это) преднамеренно, в качестве возмещения следует (принести в жертву) животное, подобное тому, которое он убьет. Решение об этом (необходимо) принять двум справедливым мужам из вас, а жертвенный скот должен достичь Каабы. Искуплением за это может послужить и еда, (которой следует накормить) неимущих, или соблюдение равноценного поста, чтобы он вкусил пагубность своего поступка. Аллах простил то, что было прежде, но тому, кто вернется (к этому), Аллах отомстит, (ибо) Аллах — Всемогущий, и Он способен отомстить. Дозволены вам, как и путникам, ловля (всего, что обитает в) море, и употребление этого в пищу, а охота на дичь, (обитающую на) суше, вам запрещена, пока вы находитесь в состоянии ихрама. Бойтесь же Аллаха, к Которому вы будете собраны!» (Коран, 5:95–96).

Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что, проделав вместе с Посланником Аллаха часть пути к Мекке[2], он вместе с некоторыми другими его сподвижниками, которые находились в состоянии ихрама, отстал, сам же Абу Катада был без ихрама. Через некоторое время он увидел дикого осла, сел на коня и попросил своих товарищей подать ему плеть, но они отказались сделать это. После этого он попросил их подать его копье, но они опять отказались. Тогда он взял его сам, догнал осла и убил его. Некоторые из сподвижников Посланника Аллаха стали есть мясо этого осла, а некоторые другие отказались от этого. Когда же они догнали Посланника Аллаха то спросили его об этом, и он сказал: «Это — еда, которую послал вам Аллах» (Аль-Бухари).

Ношение рубахи, шаровар, чалмы и любой скроенной одежды, а также кожаных носков (хуффайн). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек спросил Посланника Аллаха : «Что должен надевать на себя (паломник, желающий) облачиться в ихрам?». Он ответил: «Не надевайте ни рубахи, ни чалмы, ни шаровары, ни бурнусы /плащ с капюшоном/, ни кожаные носки, если только кто нибудь не найдет сандалий, ибо тогда он может надеть кожаные носки, но пусть обрежет их так, чтобы верхние края не доходили до лодыжек. Не надевайте также одежду, окрашенную желтым деревом или шафраном» (Муслим). Кроме того, паломник в состоянии ихрама не должен надевать и обычные носки.

Смысл запрета на ношение вышеупомянутых видов одежды и обуви паломником, который находится в состоянии ихрама и ограничивается изаром и накидкой (рида’), состоит в том, чтобы это способствовало его удалению от всего, что связано с роскошью, а также проявлению им смирения и покорности. Кроме того, это должно напоминать ему о смерти, облачении в саван и Судном дне, когда все люди будут нагими и босыми. Благодаря этому паломник, совершающий хаджж, по своему внешнему виду ничем не отличается от других паломников, несмотря на то что они принадлежат к разным народам и прибыли из разных стран. И, наконец, это должно постоянно напоминать ему о том, что он находится в состоянии ихрама, и ему следует как можно больше поминать Аллаха и воздерживаться от совершения всего запретного.

Покрытие головы и лица

Паломник, находящийся в состоянии ихрама, не должен прикрывать лицо и покрывать голову головным убором, поскольку в приведенном выше хадисе указывается, что паломнику в состоянии ихрама запрещается надевать чалму. В другом хадисе, передаваемом со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что одного человека, находившегося в состоянии ихрама, сбросила с себя его верблюдица, в результате чего он сломал себе шею и умер, Посланник Аллаха сказал: «Омойте его отваром ююбы и заверните в саван, но не умащайте благовониями и не покрывайте ни голову, ни лицо, ибо, поистине, в День воскресения он будет воскрешен произносящим тальбийу» (Муслим; Ибн Маджа; ан-Наса’и).

Нанесение благовоний на одежду и тело и использование масла для умягчения кожи

Паломнику, который находится в состоянии ихрама, следует избегать всего этого, так как в приведенном выше хадисе сообщается, что Пророк сказал: «…но не умащайте благовониями…». Указанием на это служит и другой хадис, в котором сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «У (паломника,) совершающего хаджж, всклокочены волосы, а исходящий от него запах неприятен» (Ат Тирмизи). Здесь имеется в виду, что паломник не следит за своими волосами и не пользуется благовониями. Кроме того, выше уже приводились слова Пророка , который сказал: «Не надевайте также одежду, окрашенную желтым деревом[3] или шафраном». Запрет на использование шафрана и желтого дерева объясняется не их цветом, а тем, что они используются в качестве благовоний.

Бритье головы и бороды

Запрещается также сбривать волосы с любой иной части тела, поскольку в Коране сказано: «…и не обривайте голов своих, пока жертвенный скот не достигнет (назначенного) ему места[4] » (Коран, 2:196).

Подстригание ногтей себе и другим

Паломнику, который находится в состоянии ихрама, запрещается подстригать ногти, так как это равносильно уходу за волосами.

2. Стояние на ‘Арафате

Вторым предписанным элементом хаджжа является стояние на ‘Арафате в определенное время, даже если этот обряд будет совершаться недолго. Период, который отводится для стояния, начинается сразу после полудня девятого зу-ль-хиджжа и завершается с появлением утренней зари в десятый день этого месяца, который является первым из дней жертвоприношения. Если человек не примет участия в обряде стояния хотя бы в течение непродолжительного времени, это будет означать, что он не совершил хаджж, поскольку Пророк сказал: «Хаджж есть (стояние на) ‘Арафате, и совершит хаджж тот, кто явится на ‘Арафат до появления зари в ночь «джам‘а»[5] » (Ат Тирмизи; Абу Дауд; Ибн Маджа; ан-Наса’и; Ахмад).

3. Обход Каабы

Третьим предписанным элементом хаджжа является обход Каабы, который именуется «таваф аз-зийара» или же «таваф аль ифада». Аллах Всевышний сказал: «…и пусть совершат обход вокруг древнего Дома» (Коран, 22:29).

Каабу следует обойти семь раз, из которых четыре раза являются предписанной (фард) частью «таваф аль ифада», а остальные три — обязательной (ваджиб).

Кроме того, следует придерживаться установленного порядка выполнения обязательных элементов хаджжа, иначе говоря, сначала войти в состояние ихрама, затем стоять на ‘Арафате, а затем совершить обход Каабы. Как уже отмечалось, для того, чтобы хаджж был действительным, паломник должен воздерживаться от совершения половых сношений до стояния на ‘Арафате.

Хаджж будет действительным лишь при условии выполнения всех трех вышеупомянутых элементов. Однако, если паломник умрет после стояния на ‘Арафате и не успеет совершить обход Каабы, его хаджж будет считаться действительным в отличие от такого случая, когда паломник возвращается домой, не совершив обход Каабы. В подобном случае его хаджж станет действительным только после его возвращения в Мекку и совершения предписанного обхода Каабы.


[1] Имеется в виду, что в этом состоянии человек должен заниматься только выполнением обрядов хаджжа и не отвлекаться ни на что иное.

[2] В 628 году мусульмане во главе с Пророком хотели совершить умру, что им помешали сделать курайшиты.

[3] Жёлтое дерево (Memeceylon tinctorium) — растение наподобие шафрана, обладающее приятным запахом.

[4] Здесь имеется в виду, что если человек, совершающий хаджж, пригнал с собой жертвенный скот, то он не должен брить голову до совершения жертвоприношения.

[5] Ночь «джам‘а» — ночь первого из дней жертвоприношения.


Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;

Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. - Н. Новгород: ИД "Медина", 2007.
Copyright © 2021 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph