Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

01.11.2010Необходимые условия для совершения хаджа

От соблюдения этих условий зависит обязательность совершения хаджжа, и если все они, равно как и все условия, перечисленные нами в предыдущем разделе, соблюдены, это значит, что мусульманин должен совершить хаджж лично. Если же вышеперечисленные условия будут соблюдены, а хоть одно из необходимых условий совершения хаджжа соблюдено не будет, совершать хаджж лично мусульманин не обязан. В подобных случаях он должен либо поручить кому-нибудь сделать это за него, либо завещать, чтобы на его деньги хаджж был совершен кем-либо после его кончины. Ниже перечислены необходимые условия совершения хаджа.

1. Отсутствие болезней и физических недостатков.

Совершать хаджж лично не обязаны слепые, разбитые параличом, страдающие хроническими болезнями люди, глубокие старцы, которые не в состоянии переносить тяготы, связанные с пребыванием в пути и совершением обрядов хаджжа, равно как и все те, кого можно приравнять к этим людям. Однако если они располагают необходимым денежными средствами, им следует при первой возможности поручить кому-либо совершить хаджж за себя и оплатить все связанные с этим расходы или же распорядиться о выделении на это необходимой суммы в завещании.

Такого мнения придерживались многие шейхи, в том числе и аль Камаль бин аль Хаммам. Они считали, что здоровье и отсутствие физических недостатков относятся к числу необходимых условий обязательности совершения хаджжа, тогда как, по мнению других, это является необходимым условием обязательности хаджжа, из чего следует, что больные и люди с физическими недостатками не обязаны ни совершать хаджж лично, ни оплачивать совершение хаджжа за себя другим человеком. Второе мнение соответствует очевидному смыслу высказывания по этому вопросу Абу Ханифы. Что же касается улемов, разделявших первое мнение, то они ссылались на тот хадис, в котором сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Когда) аль Фадль сидел верхом позади Посланника Аллаха , подошла какая то женщина из племени хас‘ам, и аль Фадль[1] принялся смотреть на нее, а она —на него[2], что же касается Пророка , то он стал поворачивать лицо аль Фадля в другую сторону. (Эта женщина) сказала: “О Посланник Аллаха, Аллах обязал Своих рабов совершать хаджж в то время, когда мой отец достиг уже глубокой старости и был не в состоянии твердо держаться в седле, так могу ли я совершить хаджж за него?”. Он сказал: “Да”, а было это во время прощального паломничества» (Аль-Бухари).

Следует отметить, что, по мнению всех улемов, в том случае, когда здоровый человек мог совершить хаджж, но не делал этого, пока не был разбит параличом или не получил какое нибудь увечье, эта обязанность с него не снимается, и он должен отправить в хаджж вместо себя кого-нибудь другого.

2. Безопасность пути.

Если человек опасается притеснителей, врагов или разбойников, он не обязан совершать хаджж лично. В подобном случае ему следует либо отправить в хаджж другого, либо распорядиться о выделении на это необходимой суммы в своем завещании. Дороги должны быть безопасными с того времени, когда жители города или селения, где живет паломник, начинают отправляться в хаджж, и до времени их возвращения. К людям, которые по тем или иным причинам опасаются совершать хаджж, приравниваются лица, находящиеся в заключении за совершение каких либо преступлений, а также те, кому запрещено покидать место постоянного жительства. Если такие лица располагают необходимыми средствами, они должны оплатить расходы тем, кто совершит хаджж за них.

3. Условие, касающееся женщин.

Если для того, чтобы добраться до Мекки, женщине потребуется не менее суток, сопровождать ее в пути должен близкий родственник (махрам) или муж. На это указывает хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха сказал: «Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, отправляться в поездку, (которая займет) день и ночь, без сопровождения близкого родственника» (Аль-Бухари, Муслим).

По мнению аш-Шафи‘и, женщинам разрешается совершать предписанный хаджж и без сопровождения мужа или близкого родственника, если она отправится в путь вместе с другими достойными доверия женщинами, что обеспечит ей безопасность. Таким образом, аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, считал, что приводимый выше хадис, в котором женщине запрещается отправляться в путь без сопровождения мужа или близкого родственника, не имеет отношения к таким случаям, однако в другом хадисе прямо указывается на это. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как (однажды) Пророк сказал: «Женщине ни в коем случае не следует совершать хаджж, если не будет с ней близкого родственника». (Услышав эти слова,) один человек сказал (ему): «О Пророк Аллаха, я записался (в войско для участия в таком то) походе, а моя жена (готовится к совершению) хаджжа». (Тогда Пророк ) велел: «Вернись и соверши хаджж вместе с ней» (Аль-Баззар).

Близким родственником (махрам) считается любой разумный, зрелый и не относящийся к числу нечестивцев и огнепоклонников мужчина, на брак которого с мусульманкой шариат налагает абсолютный запрет. В данном случае к зрелым мужчинам приравниваются и юноши.

Следует ли женщине расходовать свои средства на близкого родственника или мужа, если иначе он откажется сопровождать ее? Очевидно, что она должна делать это, если только сопровождающий ее мужчина станет выдвигать подобные условия.

Если женщина найдет близкого родственника, который согласится ее сопровождать, муж будет не вправе запретить жене совершить предписанный хаджж. Объясняется это тем, что выполнение предписанного шариатом имеет приоритет над правами мужа, а совершение хаджжа относится к числу предписанных действий. Если же женщина намеревается совершить хаджж добровольно, то муж вправе запретить ей это.

Если у незамужней женщины не найдется близкого родственника, она не обязана выходить замуж за того, кто согласиться отправится в хаджж вместе с ней. В подобном случае ей следует распорядиться в завещании о выделении необходимой суммы на совершение хаджжа вместо нее кем нибудь другим, если она скончается, прежде чем сможет найти сопровождающего из числа близких родственников.

Следует отметить, что некоторые улемы, считающие наличие сопровождающего из числа близких родственников необходимым условием обязательности совершения хаджжа для женщины, указывают, что она не обязана распоряжаться о выделении средств на совершение хаджжа за нее в завещании.

4. Второе условие, касающееся женщин.

К тому времени, когда жители города или селения начнут отправляться в хаджж, для женщины, которая получила развод или овдовела и желающей присоединитьтся к ним, должен закончиться срок ‘идда. Если же женщина совершит хаджж до истечения этого срока или отправится в хаджж без сопровождения мужа (близкого родственника), ее хаджж будет действительным, но она поступит греховно.


Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;

Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. - Н. Новгород: ИД "Медина", 2007.
Copyright © 2021 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph