Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Аналитические материалы

Мухаммад-хазрат Таджуддинов: О сотрудничестве мусульманских организаций и органов власти в противодействии негативному влиянию зарубежных радикально-экстремистских движений

Отличительной чертой нашего времени является динамично набирающая обороты мировая глобализация. Хвала Всевышнему за то, что уже давно пали в лету железные занавесы и разделительные стены. В современном мире происходит все большее взаимосближение народов в экономической, политической и идеологических сферах. Поступательные интеграционные процессы, таким образом, становятся знамением нашего времени и, вероятно, приведут к тому, что межгосударственные границы будут иметь лишь условное географическое значение.

Однако вместе с положительными факторами этого процесса особую настороженность вызывает порожденный им агрессивный напор ряда радикальных движений политического экстремизма, зачастую выступающего под псевдорелигиозной риторикой, в том числе исламского толка. На самом же деле, под религиозной мотивацией различного рода экстремистские движения преследуют конкретные политические цели с применением противозаконных методов и средств. Пользуясь отсутствием должных законодательных препонов, они преследует свои далеко идущие геополитические цели, а потому представляет сегодня масштабную угрозу как для традиционно устоявшегося духовного пограничья нашей страны, так и для ее национальной безопасности.

К глубокому сожалению, религиозная сфера, все более вовлекаемая в орбиту жесткого политического противостояния, сама оказывается заложницей антигуманистических процессов, вызванных националистическими и сепаратистскими тенденциями радикальных движений. В первые перестроечные годы, как известно, неправительственные религиозно-политические организации стран Ближнего Востока и Северной Африки развернули в районах традиционного распространения ислама в нашей стране активную деятельность, в известной мере пытаясь примерить на себя роль духовных наставников российских мусульман, стремясь к созданию новых духовных структур, ориентированных на ваххабитское вероучение. В их деятельности в России явно просматривалась тенденция по созданию структур "параллельного ислама" в противовес традиционному. В обход согласия российских официальных мусульманских управлений они распространяли свою религиозную литературу, строили мечети и культурные центры, направляли в хадж, оказывали финансовые субсидия, отправляли на учебу за рубеж. Там студентов из России в течение нескольких лет обращали в фанатичных приверженцев идей так называемого "чистого" ислама. Особое
внимание представители различного рода исламских фондов проявляли к региону Северного Кавказа. Плодами их миссионерской деятельности, как известно, стали события в ряде городов и районов республики Дагестан, где дело дошло до попытки экстремистов принудительно изменить традиционный уклад жизни общества в соответствии с их представлениями. Экспортируемый с арабского Востока радикальный ислам экстремистского толка усиленно пытался рассеять на нашей почве семена фундаментализма и чуждые отечественным традициям направления вероучений, включая тот же пресловутый «ваххабизм». Выдавая себя за так называемых «борцов за истинную веру», его представители в то же время позволяли себе совершать любые преступления в отношении иноверцев, разжигать религиозную нетерпимость и рознь. Но поскольку экстремизм рассматривает человека только как средство для достижения целей совершенно нерелигиозного плана, он не только не мог быть порождением исламской веры или исламской цивилизации, но и чужд его учению. В Коране же, напротив, говорится, что именно человек является высшей и абсолютной ценностью. Причем бесценен каждый конкретный человек. Истинно правоверный мусульманин, любящий Бога, не может пойти на совершение любого экстремистского действия. Отличие радикального ислама как раз и заключается в том, что человек рассматривается им только как средство для решения некой, как правило, насильственной задачи. Но мусульмане России исходили и исходят из того постулата, что уверовавший в Бога, осознающий ответственность перед Создателем, следующий в здравом уме Сунне Пророка, никогда не позволит себе судить людей вместо Бога и творить бесчинства, насилие и несправедливость. Он также никогда не позволит себе быть бессердечным, бессовестным и безжалостным фанатиком, орудием в руках других. В этом смысле религиозно мотивированный экстремизм можно отнести к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т.е. не соответствующей нормам законности и этическим нормам, разделяемым большинством населения. Вот почему экстремизм как фактор, дестабилизирующий жизнь общества, подрывающий устойчивость развития нашего государства должен быть решительно пресечен в нашем обществе. Имеет ли экстремизм религиозную или этнонационалистическую окраску, он был и остается политической формой радикализма, несущего потенциальную угрозу, прежде всего устоям государства.

В этом смысле тенденцию распространения экстремизма под религиозным знаменем на территории России во многом следует рассматривать как религиозную экспансию со стороны других государств. Ее политические корни произрастают из некоторых фундаменталистских воззрений, приверженцы которой не принимают существующий миропорядок, и стремятся навязать человечеству свое видение «идеального государства».

Духовно-нравственная составляющая российского общества во все времена являлась первоосновой целостности и единства нашего поликонфессионального и многонационального Отечества. Именно поэтому для успешного противодействия подобному роду экстремистским тенденциям в нашей стране и государству, и обществу необходимо противопоставить гуманистические идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия. Как считает Центральное духовное управление мусульман России, для успешного противодействия проявлениям экстремизма необходимо выработать и последовательно придерживаться такой доминанты государственно-религиозных отношений, которая бы всецело была направлена на развитие межрелигиозного диалога, искоренение межрелигиозной нетерпимости и расширение взаимодействия государства и религиозных объединений. Сегодня ислам исповедует около 12,5% населения Российской Федерации и, именно поэтому было бы несправедливо и недальновидно видеть в этой религии не систему духовных ценностей, исповедуемою миллионами наших сограждан, а только очаги терроризма и экстремизма. Необходимо четко различать существо деятельности отечественных мусульманских организаций и «медвежью услугу» их зарубежных единоверцев. Следует с сожалением признать, что Духовные управления мусульман, большей частью раздробленные, часто оказываются не в состоянии эффективно противостоять организованному наступлению этой экспансии, во многом из-за существующих противоречий во взаимоотношениях между собой. Преодоление раздробленности и узконациональной ориентированности российского мусульманского духовенства могла бы, на наш взгляд, действенной мерой для решения проблем борьбы с религиозным экстремизмом. Именно востановление единства существующих духовных структур, к чему призывает ЦДУМ России, поможет коренным образом содействовать решению этой крайне важной задачи, учитывая наличие фактов радикализации ислама в нашей стране. Именно поэтому, нам не пристало взращивать в себе гордыню и спесь и сеять вражду друг против друга!

Мусульманским религиозным объединениям следовало бы в этой связи совместно разработать и реализовать унифицированную систему подготовки кадров мусульманского духовенства в рамках осуществления религиозного образования в РФ и привести его в соответствие государственным образовательным стандартам. Кроме того, важно содействовать введению преподавания в общеобразовательной школе предмета духовно-нравственного содержания. Ведь очевидно, что рассказ ученикам о многообразии религиозных верований и практик только положительно скажется на достижении их взаимопонимания и взаимоуважения, воспитает у них толерантное отношение к "инородной" культуре, к представителям иной веры. Трудно ощущать себя частицами единого народа особенно в условиях России как многонационального и многоконфессионального государства, если, будущее поколения россиян будут расти в атмосфере неведения всей полноты духовных ценностей своей страны.

Совместно российские религиозные объединения могут сделать очень многое для профилактики экстремизма, формируя в обществе терпимость и уважительное отношение к людям иной культуры, к их взглядам, традициям, верованиям, а также принимая участие в сглаживании политических и этнонациональных противоречий.

Как показала практика, при осуществлении противодействия экстремизму требуется комплексный подход. Поэтому доминантой взаимодействия государственных структур и религиозных объединений должны стать общие усилия в целях стабилизации ситуации в обществе, защиты мира и гражданского согласия. Эффективность борьбы против экстремизма в нашей стране во многом зависит от того, насколько последовательно и строго будут выполняются требования существующих в этом отношении законов. Они, в свою очередь, должны предусматривать меры не только регулирующего и запретительного, но и превентивного характера. Обратить внимание здесь следует на более жесткое административно-законодательное упорядочивание государством деятельности зарубежных общественных и религиозных организаций.

Поиск путей решения проблем борьбы с экстремизмом требует взвешенного и беспристрастного подхода. Невозможно здесь обойтись и без оперативного решения социально-экономических проблем общества, являющихся не последним из факторов, порождающих религиозно-политический экстремизм.

В противодействии с проявлениями экстремизма необходима выработка согласованной информационной политики. Сейчас, как преподносится в печати, экстремизм в религиозной среде есть порождение ислама, которому больше всех достается. Однако было бы справедливо, что такое определение выносилось только судом. Только суд у нас может наложить это клеймо: экстремистская организация. И совершенно правильно закон установил, что экстремизм - это действие, а не идеология, не идеи. Ответственность может наступать только за совершенные деяния. Следует при этом считаться и с деликатностью религиозного аспекта проблемы, связанного с безусловным требованием уважения чувств верующих.

Осуществляя противодействие экстремистскому движению, использующему исламские лозунги, к сожалению, видимо, следует исходить из того, что это - долговременный фактор мировой политики, и преодолеть его без объединения усилий в обозримой перспективе без общих усилий вряд ли удастся.

(по материалам газеты Маглюмат аль Булгар, №3, 2010 год. Подготовлено на основе выступления Мухаммада-хазрата Таджуддинова на встрече полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Г.А.Рапоты с председателями региональных духовных управлений мусульман 11 марта 2010 года).
Copyright © 2021 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph